Функциональная грамотность — это интегративное качество личности, предполагающее наличие опыта и универсальных навыков, способность развиваться и, самое главное, способность использовать свои знания на практике. Основы закладываются в школе, и потом человек применяет, проявляет ее на протяжении всей жизни. (сл. 2)
Тесты PISA, нацелены на оценку функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания. Исследования позволяют понять, обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми ими для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (сл.3)
Требования к подготовке наших выпускников во многом пересекается с международными рекомендациями в этом вопросе, и схожесть только масштабируется для повышения конкурентоспособности российских школ и вузов на мировом рынке. Российская академия образования постоянно проводит сравнительный анализ: какие изменения происходят в системе международной оценки и как это соотносится с требованиями ФГОС.
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. (сл. 4)
Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный̆ человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: – научно объяснять явления, – оценивать и планировать научные исследования, – научно интерпретировать данные и доказательства. Естественнонаучная грамотность отображает уровень культуры общества, охватывая его способность к поддержке научной и инновационной деятельности.
Международное понимание естественнонаучной грамотности включает в себя ряд умений, или компетентностей, которые, в свою очередь, находятся в полном соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам.
Достижение уровней грамотности. (сл. 5)
В «Оценке по модели PISA», как и в оригинальном исследовании PISA, выделяют шесть уровней для каждого вида грамотности, где пятый и шестой уровни – самые высокие, их достижение указывает на высокие компетенции; второй уровень – пороговый, его недостижение свидетельствует о недостаточно развитых базовых умениях – об учебной неуспешности. Чем выше доля обучающихся, не преодолевающих пороговый уровень, тем хуже образовательная система обеспечивает профилактику низких результатов.
В таблице показаны умения обучающихся, соответствующие каждому уровню естественно-научной грамотности
Результаты участников исследования Ульянковской ООШ по уровням грамотности (сл 7)
Естественно-научная грамотность в исследовании PISA-2018 описывается тремя умениями:
• дать научное объяснение явлению;
• смоделировать (провести) исследование;
• провести научный анализ данных и аргументации (сл 8)
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:
- работу с текстом
- работу с географической картой
- работу со статистическими данными (сл. 9)
Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно судить, проанализировав результаты выполнения определенных заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотности, в ОГЭ, и ВПР.
Работа с текстом. (сл 10) Одним из базовых навыков функциональной грамотности является читательская грамотность, формируемая на различных уроках, в том числе и на географии.
Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни.
Одной из проблем, существующих сегодня на уроке географии, является
то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания.
Одним из главных средств обучения является учебник. Поэтому важная задача учителя – организовать работу ученика с текстом учебника. (сл. 6)
Работа с географической картой. (сл11) В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:
- умения читать карту
- владеть приемом наложения карт
- развитого пространственного представления картографической информации.
К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:
- задания на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических координат объекта
- задание, требующее владения приемом наложения карт
- задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.
Подобные задания на применение полученных в курсе географии знаний есть и в КИМах ГИА(9 класс) (сл. 7)
Работа со статистическими данными. (сл 12) В географии для более правдивой информации всегда используется статистическая информация. Использование статистических материалов позволит изучать предмет более глубоким.
Статистические материалы не просто очень широко распространены в географии, но являются ее неотъемлемой частью. К статистике в географии относятся всевозможные числовые данные. Такие, как высоты и глубины, численность населения, естественный и миграционный прирост, климатические показатели, различные коэффициенты (увлажнения) и т.д. Статистические материалы затрагивают абсолютно все разделы географии. И без изучения статистических данных невозможно полноценно изучать эту науку. И, конечно, без владения умением выполнять задания, построенные на статистическом материале, выпускник не сможет сдать экзамен, так как КИМ-ы содержат множество заданий с числовыми данными. (сл. 8)
Работа по подготовке к ВПР, к ОГЭ, к исследованиям PISA может быть успешной в том случае, если учащиеся будут научены работе с текстом, с географической картой, со статистической информацией, такая работа должна вестись на протяжении всего времени обучения ребенка в школе.
Примеры заданий в презентации: https://infourok.ru/statya-formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-na-urokah-geografii-podgotovka-k-issledovaniyam-pisa-6759659.html
Задание 1. ВПР 6 кл. Работа с текстом. (слайд 13)
Задание 2. ВПР 7 кл. Работа с геогр. картой и текстом (слайд 14-15)
Задание 3. ВПР 8 кл. Работа с текстом + карта (слайд 16-17)
Задание 4. ВПР 6 кл, Работа с картой. (слайд 19)
(Подобные задания имеются в исследованиях ПИЗА «Исследование склонов»
ПИЗА «Исследование склонов» (слайд 20 )
Задание 5. ВПР 8 кл. Работа со статистическими данными (слайд 21-23)
Задание 6. ВПР 6 кл, Работа со статистическими данными и текст. (слайд 24)
Задание 7. ВПР 8 кл. Работа со статистическими данными (слайд 25-26)