Итак, в прошлой статье мы немного коснулись предыстории Дарданелльской операции, решение о проведении которой было принято в январе 1915 года. Примерно в то же время были заложены шесть мониторов типа "Лорд Клайв" с могучими пушками старых линкоров (о них мы тоже рассказали).
"Вики..." пишет о том, что их "потомками" стали "мониторы" типа "маршал Сульт". Ну, как бы... нет. Они строились одновременно. "Маршал Ней" был заложен в январе 1915 года, "Маршал Сульт" в феврале. Отчего британские корабли обозвали именами французских маршалов? Наверное, чтобы сделать приятное союзникам ("... британец с французом братья навек!")
Проект корпуса очень похож на "родственников" - "лордов", токмо двигатели дизельные, предназначавшиеся для танкеров. В это время на верфи «Пемброук» (Pembroke Dockyard) строились два танкера дедвейтом по 2400 тонн — «Трефойл» (Trefoil) и «Темойл» (Turmoil). С них-то и сняли двигатели, причем, как это ни странно, дизеля были... разные.
"Трефойл" имел дизель фирмы Виккерса, разработанный для подводной лодки, а, вот второй ...
68-тонные двигатели «Темойла» спроектировала немецкая фирма MAN и построила по лицензии фирма Дж. Сэмюэля Уайта. Контракты на полную установку оборудования стоили около 40 000 фунтов стерлингов на каждый корабль, что было примерно вдвое дороже, чем для паровых машин. Преимущество заключалось в значительно меньшем расходе топлива — всего около 0,4 тонны нефти в час по сравнению с 1,3 тонны нефти или 1,9 тонны угля с использованием пара.
Строила эти два корабля уже не "Харланд и Вольф" (та была загружена работой "по самую палубу"), а другая компания (Palmers Shipbuilding and Iron Company) Постройка кораблей осуществлялась в Ярроу. Стоимость кораблей составила всего 270 000 фунтов стерлингов, так как в ней не учитывалась цена главного калибра, уже имевшегося в наличии.
Правда, с орудиями пришлось повозиться. Изначально планировали ставить башни уникальной конструкции, но их построить могли только к 1916 году. Поздно. Вопрос решили передачей двух башен с линкора Royal Sovereign. Вроде бы как это был «Рэмиллес» (HMS Ramillies). Сомнительно, ибо этот корабль был введен в строй. Скорее всего, донорами были или HMS Renown или HMS Repulse, которые достраивали как линейные крейсера. Суть не в том. Башни кораблей этого типа малость "не лезли" в корпус. Уж больно высоким было подбашенное отделение. Пришлось делать высокий барбет (что явно не улучшило остойчивость). Вооружение состояло из одной башни с двумя 15-дюймовыми орудиями с длиной ствола 42 калибра при вспомогательном вооружении в виде пары 12-фунтовых пушек. Зенитное вооружение состояло из 1-дюймовой зенитки и двух 40-мм «пом-помов» на "Маршале Нее" (который пока еще звался M13) и 3-фунтового (47-мм) полуавтомата и двух «пом-помов» на Сульте (он пока еще был M14). Оба корабля имели по четыре пулемёта «Максим».
Немцы все знали и пытались помешать. Рано утром 16 июня 1915 года германский «Цеппелин» L.10 совершил налёт на район верфей на реке Тайн, сбросив 12 бомб, целясь по огням ночной смены. Серьёзные разрушения и жертвы были в двигательных цехах, но корпуса мониторов получили лишь незначительные осколочные повреждения. Спуск кораблей перенесли всего на один день, и 17 июня M13 сошёл на воду, получив наименование «Маршал Ней» (HMS Marshal Ney) в честь известного французского полководца. Проблемы выявились уже на испытаниях. Оказалось, что дизели MAN запустить крайне трудно, работали они неустойчиво, а малейшего перепада нагрузки оказалось для того, чтобы они глохли. Второй монитор получил название «Маршал Сульт» (HMS Marshal Soult) в честь другого известного соратника Наполеона. Его дизели показали себя намного более надёжными в работе, но из-за неправильно подобранных винтов корабль смог развить скорость всего 5 узлов. Осадка монитора в полном грузе оказалась на 5 дюймов больше проектной.
"Ней" был введён в строй в августе 1915-го года, "Сульт" - в ноябре того же года.
Но на этом чудеса не закончились. Если "Сульт" отработал более или менее прилично, входил в Дуврскую эскадру, стрелял по немцам, потом был учебным кораблем. С "Неем" же все грустно. Из-за его "уникальных" характеристик, в начале 1916 г. было принято решение демонтировать с него башню ГК и передать ее на строящийся монитор «Террор». Взамен установили одно 234-мм и четыре 152-мм орудия в палубных установках. После этого он еще некоторое время послужил (но в качестве буксируемой батареи).
19.4.1917 «Ней» поврежден немецкой авиационной торпедой. В 1919 г. разоружен, но еще долго служил в качестве плавбазы и блокшива. Вот, как это ни странно, он "прожил дольше "Сульта", которого разобрали на металл в 1940-м. году. "Ней" был отправлен на слом в 1957 году.
Мы вскользь упомянули не неком мониторе «Террор» (о нем в следующей статье)