До 22 августа 1911 года «Мона Лиза» или Джоконда, как ее называют во Франции, была известна не более, чем другие картины Леонардо да Винчи. Что же произошло?
В этот день парижский художник Луи Беру, известный продажей своих копий произведений искусства, пришел в Лувр, установил мольберт, поднял глаза, но не нашел никакой картины – лишь четыре железных колышка в стене. Женщина с таинственной полуулыбкой исчезла.
Художник попросил охранника разыскать картину. Когда охранник не смог ее найти, музей вызвал полицию и начались лихорадочные поиски. Только тогда на служебной лестнице была обнаружена рама со стеклом Моны Лизы. В тот же вечер сотрудник музея объявил о краже всему миру. Директор Лувра путешествовал по Мексике, когда была украдена Мона Лиза. По возвращении его уволили.
Новость об исчезновении вызвала общественный резонанс.
«Какой дерзкий преступник, какой мистификатор, какой коллекционер-маньяк, какой безумный любовник совершил это похищение?» – задавались вопросами парижские газеты и журналы.
Армия детективов пришла в Лувр, чтобы снять отпечатки пальцев и допросить свидетелей. Автомобили, пассажиров парохода и пешеходов досматривали на контрольно-пропускных пунктах. Одним из громких подозреваемых стал Гийом Аполлинер, поэт, любитель провокаций, который когда-то в своем Манифесте призывал сжечь музей дотла.
Оказалось, что Аполлинер приютил молодого человека, который украл несколько экспонатов из Лувра; два из них – небольшие скульптуры, были найдены в квартире Пабло Пикассо. Оба мужчины попали в поле зрения средств массовой информации, и Аполлинер был ненадолго арестован. Для него это был опыт, изменивший жизнь. Чтобы доказать свой патриотизм, поставленный под сомнение во время дела Моны Лизы, он завербовался во французскую армию в период Первой мировой войны.
Когда неделю спустя после похищения Лувр вновь открылся, тысячи людей пришли поглазеть на четыре железных крюка и пятно прямоугольной формы, на несколько тонов темнее окружающей стены, где когда-то висела картина. Люди оставляли цветы и записки. Подобное повторится через много лет после смерти принцессы Дианы.
Огромное количество граждан превратились в Шерлоков, выдвигали самые необычные теории. Некоторые утверждали, что американский банковский магнат Дж. П. Морган заказал ограбление, чтобы пополнить свою частную коллекцию произведений искусства;
другие считали, что немцы организовали это, чтобы опозорить французов.
Ходили слухи, что в преступлении замешан Арсен Люпен – главный герой романов и новелл французского писателя Мориса Леблана, «джентльмен-грабитель». Одна газета «взяла интервью» у Моны Лизы.
Карикатуры и популярные песни высмеивали все это.
Полиция искала два года. А Мона Лиза находилась всего в 3 км от Лувра, в шкафу Винченцо Перуджи.
Сама операция похищения была довольно элементарной. Вечером в воскресенье, 20 августа 1911 года, маленький усатый мужчина вошел в парижский Лувр и направился в Салон Карре, где картина да Винчи была выставлена рядом с несколькими другими шедеврами. Охрана в музее была слабой, поэтому мужчине было легко спрятаться в кладовке. На следующее утро, когда Лувр был закрыт, он появился одетым в белый фартук (такую же одежду носят сотрудники музея), подошел к «Моне Лизе», снял ее со стены и отнес на ближайшую служебную лестницу, где вынул полотно из рамы со стеклом.
Единственная заминка в плане вора возникла, когда он попытался выйти с лестницы во внутренний двор. Обнаружив, что дверь заперта, он положил Мону Лизу – теперь завернутую в белую простыню – на пол и попытался разобрать дверную ручку. Водопроводчик, внезапно появившийся на лестничной клетке, принял мужчину за попавшего в ловушку коллегу и помог ему открыть дверь. Дружески поблагодарив его, вор скрылся.
В однокомнатной квартире на окраине Парижа, итальянский иммигрант спрятал картину деревянном сундуке с двойным дном.
«Я пал жертвой ее улыбки и каждый вечер любовался своим сокровищем», – сказал он позже. «Я влюбился в нее».
В декабре 1913 года Перуджи, наконец, предпринял попытку продать свое «сокровище». Под псевдонимом «Леонард» он отправил письмо флорентийскому арт-дилеру Альфредо Джери и сообщил ему, что украл «Мону Лизу» и хочет репатриировать ее в Италию. Несколько дней спустя мужчины встретились в одной из гостиниц Флоренции, где Перуджи достал таинственный предмет, завернутый в красный шелк.
«Мы положили ее на кровать, – позже вспоминал Джери, – и нашим изумленным глазам предстала божественная Мона Лиза, нетронутая и чудесно сохранившаяся».
После проверки подлинности портрета, флорентийцы сообщили о воре властям. Днем 11 декабря 1913 года полиция арестовала Перуджи в его гостиничном номере. В итоге он был приговорен к одному году и 15 дням тюремного заключения, но отсидел всего семь месяцев, добившись освобождения по апелляции. Едва вернувшись из тюрьмы, Винченцо отправился на фронт сражаться за Италию, и был захвачен немцами в качестве военнопленного. Как и Мона Лиза, Перуджи провел в изгнании из своего дома 2 года.
После Первой мировой войны он вернулся в Париж со своей молодой женой, и даже посетил Лувр, сказав там своей жене, что его слава переживет сам Лувр.
В то время как о Перуджи в конечном итоге забыли, его дерзкое ограбление только сделало Джоконду более известной. По меньшей мере 120 000 человек пришли посмотреть на картину в первые два дня после того, как она была возвращена в Лувр. Любители искусства и критики начали по-новому рассуждать о загадочной улыбке предмета, и она упоминалась в бесчисленных карикатурах, рекламе, пародиях, открытках.
«Мона Лиза» покинула Лувр произведением искусства, вернулась в качестве иконы. Подобно поп-звезде, ей для поддержания славы необходимы скандалы. И они происходят. В 1956 году ее облили кислотой, затем мужчина бросил в нее камень, в 1974 году на выставке в Токио ее забрызгали из баллончика красной краской в знак протеста против политики музея по отношению к инвалидам, которых не пустили на экспозицию якобы из-за тесноты. В 2009 году россиянка швырнула в Мону Лизу кофейную чашку после отказа во французском гражданстве, в мае 2022 г. активист-эколог бросил в нее торт. Дело дошло до вскрытия семейной гробницы в попытках найти скелет Моны Лизы, сделать реконструкцию лица и показать, та ли это женщина, которую нарисовал Леонардо.
В 2006 г. был снят приключенческий фильм «Украсть Джоконду».
Сегодня самая узнаваемая картина в мире остается в Лувре, где она висит в ящике с климат-контролем и защищенном пуленепробиваемым стеклом.