Найти тему
По Югу.82 | ЖУРНАЛ

Коллаборанту Шмелеву в Алуште собрались ставить памятник. А может сразу целый пантеон предателей сделать?

В 2021 году на Шмелевских чтениях, которые проходят в Крыму, было объявлено о намерении установить памятник известному русскому писателю Ивану Шмелёву в городе Алушта. Эту информацию сегодня подтвердила директор Алуштинского литературно-мемориального музея Светлана Немирович на пресс-конференции. Она также отметила, что макет памятника уже создан крымским скульптором Евгением Яблонским.

По словам Немирович, установка памятника Шмелеву в Алуште будет замечательным туристическим объектом, привлекающим людей со всего мира. Она привела в пример памятник Чехову, который уже есть в Ялте, и выразила мнение о необходимости памятника Шмелёву в Алуште.

Памятник Шмелеву в Москве
Памятник Шмелеву в Москве

Иван Шмелев был известным писателем, публицистом и православным мыслителем. В 1918 году он приобрёл дом в Алуште, где написал одно из своих самых известных произведений - "Неупиваемая Чаша".

Так вот, мыслитель, писатель и публицист Шмелев был еще и большим фанатом Гитлера и сочувствующим фашизму.

Но для начала вспомню Ивана Бунина. Как и Шмелев, он не питал нежных чувств к большевикам, что выражалось в творчестве. Например, "Окаянные дни". Но, когда началась Великая Отечественная война, Бунин не стал поддерживать фашистов, так как прекрасно понимал, что война не против конкретно большевиков и Советской власти, а против народа, частью которого он, хоть и в эмиграции, остается.

Бунин жил в той же оккупированной Франции, что и Шмелев, но в нищете, холоде и голоде, так как отказался работать в профашистской газете. А Шмелев нет, смело публикуясь в русскоязычной газете "Парижский вестник". Хорошая квартира, в ней служанка и походы по ресторанам - так жил Шмелев в годы войны. В то время, когда Бунин голодал.

Шмелев пытался как-то оправдаться за свое место работы в коллаборационистской газетке, где, кроме него, автором был атаман Краснов ("Главный казак Гитлера") и несколько других "мыслителей". Шмелев писал: "Фашистом я никогда не был и сочувствия фашизму не проявлял никогда... Почему там печатался? А вот почему... Я решил печататься, для них говорить то, что я говорил всегда, – о России, о ее величии, о ее материальном и душевно-духовном богатстве. Немцы – и не одни они – искажали подлинный лик России... Оставить без ответа эту ложь?".

Нет, ложью было то, что писал в свое оправдание Шмелев. Сочувствие фашизму и самому Гитлеру писатель проявлял громадное. Когда в первый день войны бомбили Брест, гибли люди и Советский Союз на мучительные четыре года погружался в мрак войны, Шмелев радовался.

30.VI.41. ...Я так озарен событием 22.VI, великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьётся сердце моё, радостью несказанной…»

А вот слова 9 октября 1941 года, когда гитлеровские войска прорвали фронт под Вязьмой, и тысячи советских солдат попали в окружение:

Вчера был день… преп. Сергия Радонежского, России покровителя. Я ждал… Я не обманулся сердцем, Преподобный отозвался... Я услыхал фанфары, барабан - в 2 ч. 30 мин., - специальное коммюнике: прорван фронт дьявола, под Вязьмой, перед Москвой, армии окружены... идёт разделка, Преподобный в вотчину свою вступает. Божье творится не нашими путями, а Его, - невнятными для нас. Сроки близки, Оля!».

Это слова из письма Ольге Бредиус-Субботиной, музе Шмелева. Об угоне русских людей в рабство в Германию всё той же Бредиус-Субботиной 1 июня 1942 года Шмелев писал: «Немцы спасают народ от голода, отправляя в Германию на работы. Надо знать всё. Оля, знай: герои те, кто сейчас едут туда, помогают освободителям! Мне пишут святые женщины. Их мужья едут, и они их благословляют. Это - русские женщины, героини...».

Подобных высказываний у писателя достаточно, чтобы крепко забронировать себе место в ряду пособников фашизма и коллаборантов. Правда, под конец войны, когда "рыцарь" был уже не так силен, а "бесы" начали гнать его на Запад, чтобы добить в его "замке" (лучше логове), Шмелев попытался "переобуться" практически в прыжке. Но даже в 1944 году он обвинял то англичан, то масонов, но никак не Гитлера. И только в 1945 году лукаво написал своей музе: ""Страшно подавлен всеми ужасами, что ныне обнаружилось в "подвигах" проклятых наци-социалистов, - "обновителей"-то! Конечно, - дьяволово действо!". Раскаяния в том, что он поддерживал фашистов нет.

О том, что Шмелев был идейным противником большевизма, ярким представителем движения, которое открыто выражало свою неприязнь к Советской власти, а его произведения были пропитаны восторгом по отношению к Третьему Рейху и Адольфу Гитлеру, говорить не любят.

Многие считают, что основной причиной его неприязни к большевикам стало убийство его сына Сергея, о котором он писал: "У меня остается только крик в груди, немые слезы и ощущение несправедливости. Моя душа была вырвана". Безусловно, этот фактор стал важным катализатором его отрицательного отношения к Советской власти. Однако стоит отметить, что он начал выражать свою неприязнь к Советской власти еще до этого трагического события.

Шмелев покинул Советскую Россию в 1922 году и остался жить в Париже до конца своей жизни, продолжая свою литературную деятельность. Именно там он написал свою эпопею "Солнце мёртвых", в которой представил историю Гражданской войны в Крыму в своем неповторимом стиле. В этой книге он описывает красноармейцев как тупорылых и кровожадных. Кстати, многие историки и литературные критики критикуют его работы за искажение исторических фактов и предвзятое отношение к событиям.

Среди русских белоэмигрантов было достаточно множество коллаборационистов. Однако предательство, совершенное Шмелёвым, выглядит особенно обидным. Возможно, потому что он был выдающимся писателем. Это совсем другое дело, когда недалекий офицер переходит на сторону зла, а когда такой философ-мыслитель высокого уровня делает то же самое. Более того, неприятно осознавать, что Шмелев использовал русскую культуру для обеления фашистов, привлекая на их сторону русских святых и даже самого Бога.

В 1944 году французские власти впервые обвинили Шмелева в коллаборационизме. А последние годы своего существования он страдал от серьезных заболеваний и был почти полностью забыт бывшими знакомыми. Его бывший друг, журналист Марк Вишняк, говорил, что не желает иметь дело с Шмелевым из-за его связи с Гитлером и его убеждениями, которые вызывают лишь возмущение и ничего больше.

25 июня 1950 года Иван Шмелев скончался. В своем завещании он просил быть похороненным на Родине. Через несколько десятилетий, 26 мая 2000 года, его прах был перевезен в Россию и захоронен в некрополе Донского монастыря. Это был конец печальной жизни писателя, который оставил позорное наследие своим предательством.

Фото, новости - в сообществе в ВК

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Рим
334,3 тыс интересуются