Время от времени я спрашиваю поисковик: «новые стихи о войне на Украине». И в этот раз мне выдало Афонскую. Она ж россиянка.
На ней я прошлый раз (см. тут) проверял собственного сочинения эстетический закон, что от нечистой совести (в нашем случае – из-за осуждения России за СВО) то подсознательное (не идеал), которое обеспечивает множественность элементов, выражающих одну и туже же идею целого (эстетическое качество, обеспечиваемое наличием таланта), сбивается и выдаёт ляпы. (Надо ли напоминать, что подсознательный идеал странностями, даже малым их числом, порождает дополнительное к эстетическому качество – художественный смысл, равный нюансу духа времени, который осознаётся лишь в слабой степени: как ЧТО-ТО, словами невыразимое. И надо ли напоминать, как показал пример с украинской поэтессой-националисткой {т.е. с субъективно чистой совестью хулящей Россию} (см. тут), что даже при рождении стихотворения подсознательным идеалом не обеспечивается отсутствие ляпов, если просто не хватает таланта.) – Напомнить надо. Потому что я с Афонской допустил ошибку: не проверил на ляпы её, например, какое-нибудь любовное стихотворение.
Исправляю ошибку.
Жестокий романс
Коснулась тень тревоги
во сне лица усталого,
всю ночь мне что-то сниться,
но сон печален мой:
там девушка из пьесы -
Лариса Огудалова,
и пароход, и Волга,
и чайки над кормой.
.
Ночь над рекой, и пристань,
и огоньки на палубе,
и край заката алый,
и блики на воде.
Романса слог старинный,
гитары голос жалобный,
и узкий шаткий мостик
от радости - к беде.
.
Как странно - мой любимый
он тоже из Саратова,
и та же наша доля,
какой бы ни был век.
Не лучше и не хуже
экранного Паратова,
не принц и не злодей он,
он просто человек.
.
Зачем гитары звуки
полны такой печали,
и нам волнует сердце
романсов старых грусть.
Одна я на причале,
все корабли отчалили,
но пусть мой сон печален -
проснуться я боюсь.
.
Проснусь - и будут так же
безжалостны слова его:
«Уже настало утро,
тебе пора домой”.
Всё повториться снова,
Лариса Огудалова,
и пароход, и Волга,
и чайки над кормой.
1990
Сразу вопрос: а как быть с грубыми грамматическими ошибками? – Поэзия всё-таки искусство слова. Т.е. они совершенно нетерпимы, если только не являются средством выразительности. И нельзя сослаться, что это не авторская ошибка, а того, кто помещал стихотворение в сайт. Ведь автор обязан проверять, что пошло к читателям. И, если грубые грамматические ошибки есть, то это авторские ошибки.
- «во сне лица усталого» – это неуклюже: ассоциация, что сон у лица только.
- Д.б. «снится», а не «сниться».
3. «но сон печален мой» - д.б. «и», а не «но». Потому что ведь не противоречат «тень тревоги» и «сон печален».
4. «и чайки над кормой» - поиск Find-ом: «чайк» и «корм», - показал, что таких слов нет в тексте пьесы Островского «Бесприданница». Есть, правда в кино Рязанова «Жестокий романс», но оно в данном месте стихотворения ещё не введено в оборот.
5. «мой любимый он тоже из Саратова» - тут грамматическая ошибка, состоящая в том, что дублировано местоимением существительное-подлежащее.
6. «повториться» д.б. без мягкого знака.
Довольно много ляпов.
А в общем, есть даже странность, которая выводит стихотворение в рождённые подсознательным идеалом.
Не знаю, как вам, а у меня было затруднение, когда я столкнулся с повторением слова «сон» в 4-м куплете: откуда взялся сон? Я успел забыть, что оно было в 1-м куплете. То есть мало того, что всё – повторяется в данном сне, так ещё и сам сон повторяет действительность, неоднократно повторяющуюся: при Островском, при Рязанове, сейчас. Нудно. Скучно. Типичная фабула произведения ницшеанца, доводящего восприемника (не такого забывчивого, как я) скукой до предвзрыва, причём предвзрыва такой силы, что имеется в виду, что он вышвырнет восприемника вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, только тем и хорошее, что, вот, катарсически (через наоборот) дан образ этого иномирия.
И я должен констатировать, что произведение неприкладного искусства (т.е. высшего сорта как по мне, эстетическому экстремисту) имеет ляпы из-за малого таланта поэтессы.
Естественно, что ляпы есть и в сочинении, созданном при нечистой совести (ибо я не могу признать, совесть россиянки чистой, если она, живя в России, против СВО: как бы она ни игнорировала информацию о нацизме на Украине, совсем её избегнуть она не могла).
«Господь спросил Каина: «Где брат твой Авель?»
Каин ответил: «Не знаю, разве я сторож моему брату?»
«Что же ты сделал! — сказал тогда Господь. — Кровь твоего брата словно голос взывает ко мне из земли… И теперь я проклинаю тебя и эту землю, на которой ты трудишься»…
И Господь сделал Каину метку.
Библия, Ветхий завет.
Гласило древнее преданье:
Бог Каина к себе призвал
и, ожидая покаянья,
«Где брат твой Авель?» — вопрошал.
.
С тех пор прошли тысячелетья,
давно пропал времён тех след.
Но Каин так и не ответил.
А небеса полны ракет,
.
несущих смерть на Украину,
их бомбы падают, как град,
и, ручки крестиком раскинув,
дети убитые лежат.
.
Убитые тех бомб осколком,
лежат на раненой земле,
как своим братом Ярополком
убитые Борис и Глеб.
.
Они лежат под небом синим,
кровь в землю капает из тел.
Что, окаянная Россия,
братоубийство — твой удел?
.
Как дьявол в свои злые сети
смог Русь прельстить и затянуть?
Борис и Глеб — не просто дети:
истории российской суть.
.
Мозги и совесть — всё утратив,
убийцей сделался дурак.
Здесь снова убивают братьев,
чтоб землю их прибрать к рукам.
.
Знак Z — то Каина печать
рука Господня наносила.
Всё повторяется опять,
и в роли Каина — Россия.
.
Вновь Богом проклята земля,
запачканная братской кровью,
где стали кладбищем поля,
погрязнув в бесконечных войнах.
.
Забыт божественный обет
о «не убий» в Святом Писанье.
И снова, через сотни лет,
всё нет у Каина раскаянья.
Август 2023
Самый вопиющий поэтический ляп – последняя строка. Достаточно было написать: «у Каина нет раскаянья», - и не было б нарушения ритма при небольшом нарушении ударения: с неверным «раская`нья». – Неужели она польстилась на внутреннюю рифму «лет : нет»? И это не ирония, как у Пригова:
В отдалении враги хлопнув дверью «Мерседеса»
Отъезжают, а могли бы
С белою очей завесой
Лежать так же бездыханно
В районе Малаховки.
Не знаю, как расценивать вольности относительно Библии… Во-первых, в эпиграфе отсебятина. Там так:
« 4:9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
4:10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
4:11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
4:12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
4:13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;
4:14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
4:15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт.)
Затем. Афонская думает, что Каин бессмертен: «С тех пор прошли тысячелетья, / давно пропал времён тех след. / Но Каин так и не ответил».
Но он был убит (см. тут).
Неверно и понимание: «Знак Z — то Каина печать». Знак обеспечивал долгое – пока жив – мучение Каина на бесплодной для него земле, считать же Россию бесплодной землёй это абсурд.
Ошибка и с убийцею Бориса и Глеба. Это не Ярополк, а Святополк.
Передёрг с заповедью «не убий». «…заповедь "Не убий" имеет вид "Не убий без надобности, необходимости"...» (https://otvet.mail.ru/question/65532885).
По-моему, неудачно применение множественного и единственного числа тут: «Убитые тех бомб осколком».
Логически режется друг с другом утверждение: «давно пропал времён тех след», - с утверждением: «Здесь снова убивают братьев».
Применение слова «дурак» отдаёт детством, на фоне мотивированных, хоть и злостных, действий Каина и Ярополка (на самом деле Святополка). Каин грешный в глубине души (почему и не принял Бог его жертвы), из-за грешности он и не понял объяснения Бога, почему Он его жертву не принял, а не из-за глупости. Он из зависти убил Авеля. Рациональным (из-за борьбы за главенство) были убиты и Борис с Глебом.
Анекдотично выглядит и причина СВО: «чтоб землю их прибрать к рукам». Это самая большая страна в мире нуждается в дополнительной земле?
Большинство ляпов – из-за невежества авторессы. Но и разнузданность имеет место быть. Философское ницшеанство, прорезавшееся в первом стихотворении, при спускании с высот духа оборачивается недоницшеанством, простой вседозволенностью сверхчеловеков, здесь скромно предполагающих себя противоположностью «Мозги…-утратив»-шим людям, нелюдям, собственно.
20 сентября 2023 г.