Найти тему
LiveLib

Бог среди муравьев: невероятное творчество Вербера

    Бог среди муравьев: невероятное творчество Вербера
Бог среди муравьев: невероятное творчество Вербера

Ровно год назад я сдалась на милость собственной сорочьей душе и купила в книжном привлекательную книгу «Танатонавты». Про Вербера я знала поверхностно, со слов разных людей, то в положительном ключе, то что-то негативное. Но обложка-то была такой красивой! Какое дело мне было в итоге до каких-то плохих отзывов?

Вопреки обычаям, книга не простояла на полке несколько лет в ожидании своей очереди попасть на прикроватную тумбочку — почитать ее захотелось как-то сразу. И уже на следующий день на работе в перерывах я начала читать. И работу тут же захотелось послать куда подальше — оторваться от книги было просто невозможно.

Бернар Вербер родился 62 года назад в Тулузе. С детства он жил в мире фантазий, из-за чего с учебой у него никак не клеилось. Тяжело было запоминать что-то наизусть, будь то формулы, тексты или просто какие-то факты. Но фантазии помогали хотя бы в некоторых предметах: однажды, совсем маленьким, он написал рассказ на свободную тему — «Приключение блохи». Вступил в кружок комиксов. Увлекся рисованием и игрой на электрогитаре. Заинтересовался астрономией, но главное — влюбился в литературу без памяти.

Среди любимых писателей: Жюль Верн, Филип Дик, Говард Лавкрафт, Олдос Хаксли, Фрэнк Герберт. И их влияние очень четко прослеживается в творчестве самого Вербера. Никого из них он не переписывает и не пародирует, но неуловимо тексты, мотивы и стили напоминают то одного, то другого полюбившегося ему автора.

Творчество Бернара Вербера можно с уверенностью назвать уникальным. С одной стороны, он будто и не написал ничего из ряда вон выходящего, но при этом его характеризует узнаваемый стиль произведений. Писатель будто одержим циклами и целыми вселенными, в которых он чувствует себя свободным — наконец он может творить всё, что хочется. Нет рамок в полете творческой мысли и нет настоящей науки в вымышленном мире. Творческому полету и посвящено всё его творчество.

Хочу немного рассказать о тех книгах, которые покорили мое сердце и стали знаковыми в творческом пути Вербера.

Дилогия «Танатонавты»

Бернар Вербер - Танатонавты

Интересная идея заложена в этот роман. Идея того, что жизнь после смерти всё же существует и находится она совсем рядом в масштабах Вселенной. Инициативная группа молодых ученых решает, что можно в эту жизнь попасть и без окончательной смерти. Повествование очень динамичное — главы у романа довольно короткие, представляющие собой не только непосредственно сюжетное повествование, но и отрывки из мифов разных народов, связанных со смертью, и вырезки из выдуманных учебников, и полицейские досье. Такой формат повествования встретился мне не впервые, но всё же сумел покорить своей уместностью. Вербер будто насмехается над учебниками, которые не давались ему в школе. Он пишет свою историю, свою физику и метафизику — плевать он хотел на реальные цифры, расчеты и фактические исторические события. Он художник, он так видит.

«Империя ангелов», 2000 год

По какой-то причине именно эта книга стала более популярной среди читателей. Конечно, их действительно можно читать в произвольном порядке, но есть нечто мазохистское в начинании не с начала. В этом романе читателя ждут уже знакомые по «Танатонавтам» персонажи, которые перестали быть людьми и стали ангелами, получив возможность глубже проникнуть в суть мироздания. Тут есть и частично автобиографичный персонаж — Жак Немро, у которого всё плохо в школе из-за проблем с памятью. Тема знаний и памяти до конца никогда не отпустит Вербера — можно ли ее считать его личной травмой?

Трилогия «Муравьи»

«Муравьи», 1991 год

Этот роман Вербер начал писать сразу после выпуска из школы. В кружке комиксов они с друзьями нарисовали короткую историю, которая и легла в основу целой трилогии. Бернар возлагал большие надежды на первое большое творение. Ему очень хотелось сразу снискать известность, а кому этого не хочется? Ему казалось, что для этого есть всё: интересный сюжет, оригинальная подача, необычная идея и динамичная форма. Однако же ни критики, ни читатели не прониклись теплыми чувствами к литературному дебюту. Но хочется отдать писателю должное — роман, безусловно, хорош, хоть и по-своему. Определенно, нужно делать скидку на время и опыт, но уже чувствуется стиль, который будет взращиваться Вербером с такой тщательностью.

«День муравья», 1992 год

На вторую книгу цикла Вербер возложил еще больше надежд, наделив ее грандиозным сюжетом противостояния двух цивилизаций. Однако и здесь успеха не случилось. Читателям всё еще чего-то не хватало, а критики устало закатывали глаза — куда лезет этот выскочка? Да, за «День муравья» Вербер получил приз читательниц журнала Elle, но этого ли успеха он жаждал? Лучше, чем ничего, но всё еще недостаточно. Из муравьев было необходимо выжать все соки.

«Революция муравьев», 1995 год

Читатели всё больше интересуются творчеством писателя, во многом благодаря всё же «Танатонавтам», а не «Муравьям». Вербер решает, что этот цикл завершен, — ему больше нечего сказать о муравьишках. Не могу винить — в последней книге действительно чувствуется некоторая натужность. Отсутствующий успех привел Бернара к депрессии, что тоже заметно в романе. И всё же роман интересен, и без него картина муравейника была бы неполной.

Трилогия «Кошки правят миром»

«Завтрашний день кошки», 2016 год

Вербер пишет много философско-научных романов, которые, фактически, являются абсолютной выдумкой и псевдонаукой, но которые привлекают внимание. Его книги занимают вершины топов бестселлеров, его имя известно почти любому книголюбу. Желаемого успеха он добился упорным трудом и верностью себе — писатель не подстраивался под нормы, которые были ему всегда против шерсти. Он сам — кот, который гуляет сам по себе. Поэтому неудивительно, что у него появилась идея цикла о кошках, которые, конечно, куда более разумны, нежели люди, которым они принадлежат. Первый роман трилогии несколько наивен, очарователен, но всё еще в узнаваемом стиле. Разве что для некоторых поклонников это огромный шаг назад после цикла об ангелах и богах. Мое же предвзятое мнение кошатника до мозга костей — спасибо за этот цикл. Мне безусловно зашел.

«Ее величество кошка», 2020 год

Второй роман стал еще более неоднозначным в глазах читателей. Неужели автору больше нечего сказать? Неужели мы получаем новых муравьев? Что ж… На мой взгляд Верберу есть еще много чего сказать. Даже слишком много. Настолько, что он сам не уверен, с чего начать. Пусть он выскажется на тему кошек, давайте позволим ему это.

«Планета кошек», 2022 год

Завершающий роман трилогии уже не пародия на «Муравьев» — это пародия на «Империю ангелов», но это не мое мнение, а анонимов из интернетов. Мое мнение прежнее — он художник, он так видит. Читатель может принимать или не принимать мировоззрение и творчество писателя. И несмотря на какие-то недовольства я вижу, что заинтересовавшихся всё же очень много. А это всё еще успех.

Что еще в творчестве Бернара Вербера заслуживает безусловного внимания?

«Мы, боги», 2004 год

«Тайна богов», 2007 год

«Смех циклопа», 2010 год

«Третье человечество», 2012 год

«Звездная бабочка», 2006 год

«Наши друзья Человеки», 2003 год

«С того света», 2017 год

«Зеркало Кассандры», 2009 год

«Ящик Пандоры», 2019 год

Хочется действительно верить в то, что ему есть, что еще сказать своим читателям. Что он не исписался и не потерял веру в человечество. Я полностью разделяю его отношение к фактическим знаниям и науке в литературе. Мне нравится, что я не должна быть доктором физических наук, чтобы понимать его научную фантастику. Мне нравится, что он создает вселенную своих романов так, как сам считает нужным.

Я не знаю, каким будет наш завтрашний день, но сегодня мы, боги, живем на планете кошек и прославляем талантливого и немного самодурного писателя, который не довольствуется малым.

Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Записки на полях» Лина Синявская

Больше интересных статей, фактов и рецензий в Telegram-канале Лайвлиба. Подписывайтесь! 

Добавьте описание
Добавьте описание