Телеграм-канал «Стальной шлем» пишет об отношении Третьего Рейха к античной истории:
«С зарождения национализма в XVIII в. народы Европы принялись удревнять свою национальную историю и искать вдохновение в «великом прошлом». Стало модным возводить свои культурные истоки к Античности – Древней Греции и Риму. Немцы, которые жили на территориях, которые в основном не входили в состав Римской империи, испытывали комплекс неполноценности, так как иметь в предках голожопых варваров было менее престижно, чем греков и римлян.
Одной из форм немецкого ресентимента по этому поводу стала апроприация Античности, то есть утверждение, будто древние греки и римляне – на самом деле были германцами. Эта точка зрения стала официальной в нацистской Германии. Расовая доктрина НСДАП исходила из предпосылки, будто арийская нордическая раса возникла на территории Северной Европы, а все достижения древних цивилизаций за её пределами обусловлены миграциями ариев. Следовательно, история шумеров, Египта, Персии, Индии, Греции и Рима – это тоже история нордических германцев, которые подчинили себе местные неразвитые народы и создали великие империи. Их последующий упадок объяснялся кровосмешением арийцев с семитами и прочими азиатами.
В частном кругу Гитлер потешался над попытками СС найти доказательства величия древней германской цивилизации непосредственно в Северной Европе. Фюрер прямо заявлял, что современные немцы должны наследовать античным грекам и римлянам, а не малоразвитым варварам в звериных шкурах:
<…> В рамках нацистской реформы школьного образования изучение античной истории и древних языков было сокращено, а освободившиеся часы отдали физической подготовке и расологии. <..> Учебные программы были переписаны под нужды времени. Главным философом стал Платон как провозвестник идеального нордического общества. Напротив, Аристотель был вытеснен в маргинальное поле, а Сократа и стоиков прямо описывали как вырожденцев. С симпатией описывался Перикл как создатель афинской морской и культурной мощи, действовавший в интересах «народного сообщества».
Отношение к Риму в нацистской Германии было более сложным. С одной стороны, сохранялось желание выставить себя правопреемниками великой империи. С другой, Рим традиционно воспринимался как колыбель «латинской культуры», которой уже наследовали французы – «исторические враги» немцев».