Найти тему
Не гуглится

"Умище-то куда девать?" Оказывается, черты характера связаны с уровнем интеллекта (наоборот тоже работает)

Оглавление

Мозг - самый желанный для ученых орган.

Уж как только они эту субстанцию не исследовали.

Даже высчитали процент, насколько люди задействуют серое вещество. Правда потом, в своей же ученой братии, начали спорить об этой цифре. Размах предположений велик - от 10 до 100%.

А недавно экспериментаторы “выдали” еще один неожиданный результат в области психологии.

Самодовольная жизнерадостность и невежливая фото-гримасса вполне коррелируют с гениальностью. Фото: Артур Зассе 14 марта 1951 г.
Самодовольная жизнерадостность и невежливая фото-гримасса вполне коррелируют с гениальностью. Фото: Артур Зассе 14 марта 1951 г.

Оказалось - когнитивные способности человека напрямую связаны с его личностными качествами.

Когнитивные - не только умственные ))
В когнитивную сферу включается восприятие, анализ информации об окружающей действительности, внимание, память и речь.

По сути - речь о способностях мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем мире.

И представляете, эта вот способность мозга тесным образом связана с личностными качествами его “носителя”.

Ученые нащупали ответы на вопросы:
действительно ли все отличники и доктора наук вежливы и доброжелательны, а двоечники и дворники - невротики?

Как действовали и что выяснили психологи?

Долгое время ученые пытались как-то систематизировать человеческие качества и способности и понять - зависят они как-то от “умности” человека или нет?
А может наоборот? - умище определяет личностные качества.

Да, индивидуальность личности никто не отменял.
Но найти что-то общее, выстроить взаимосвязь особенностей характера и IQ - всегда было привлекательным для ученых.

Психологи Университета Миннесоты “напряглись” не по детски.

В течение 13 лет кряду они проводили метаанализ данных 1976 независимых выборок, охвативших более 2 млн. человек из более чем 50 стран.

Ученые соотнесли 79 черт личности и 97 когнитивных способностей и обнаружили 60 690 корреляций различной силы.

Венцом стараний стал каталог корреляций между умственными способностями и особенностями характера.

-2

Предполагается, что он станет основой для дальнейших, более углубленных исследований архитектуры человеческой психики.

Речь именно о корреляции, а не о причинно-следственных связях. Невозможно утверждать, что есть зависимость одного параметра от другого, или наоборот.
Допустим, умные люди не всегда доброжелательны (корреляция). Но это не значит, что если человек станет приторно вежливым, он тут же поглупеет. И наоборот - глупый не равно вежливый (зависимости нет).
Корреляция лишь подтверждает - есть связь одного и другого.

В своем исследовании психологи соотносили, например, умственные навыки:

  • обучаемость;
  • память;
  • скорочтение;
  • математические вычисления.

С такими чертами характера:

  • скромность;
  • вежливость;
  • тревожность;
  • подозрительность.

Вон оно что оказывается…

Исследователи “перелопатили” кучу материала и обнаружили такое, о чём мы не догадывались.

Вот, например, некоторые связи интересных качеств человеческой натуры с возможностями ума.

1. Доброжелательность.

Оказалось, она имеет слабую корреляцию с высокими способностями ума.

Но можно ли делать выводы, что доброжелательные люди “недалёкие”?
А вежливость? - Она тоже “плохо” связана с когнитивными способностями человека.

Вот думаю - домохозяйки, они же обычно супер доброжелательные и вежливые. И среди них немало таких, кто своим IQ “заткнут за пояс” какого-нибудь успешного бизнесмена.

Agreeableness (доброжелательность, готовность идти навстречу другим людям) слабо коррелирует с умственными способностями.
Agreeableness (доброжелательность, готовность идти навстречу другим людям) слабо коррелирует с умственными способностями.

2. Невротизм.

Эта черта отрицательно влияет на способности разума.

Причем, все проявления этого психологического недуга - тревожность, подозрительность, подверженность частым стрессам плохо сказываются на качестве запоминания, скорости восприятия нового материала, решения логических задач.

Да вы сами наверняка наблюдали такую закономерность в обычной жизни. Допустим, в ситуации перед важным экзаменом или рабочей встречей.

“Нервический настрой” не дает уму найти правильное решение с “холодной головой”.

Кстати, давно замечено - отличники, которые слишком подвержены неврозу, на ЕГЭ показывают результат в разы ниже возможного.

3. Открытость опыту.

В быстроменяющихся условиях жизни, это качество особенно важно. Исследование выявили положительную корреляцию этой черты с когнитивными способностями.

В повседневности взаимосвязь тоже находит подтверждение.

Бухгалтера, инженеры, программисты легко меняют профессии, быстро осваивают новые рубежи.

Начальнику экономического отдела не трудно вникнуть в новую, к примеру, онлайн-профессию.

Люди физического труда неохотно решаются на новый опыт в развитии личности.

-4

В целом исследование показало - связи между личностными чертами и умственными способностями сложны, многообразны и в ряде случаев довольно сильны.

В человеческой психике нет “независимых субстанций”.
Все тесно переплетено и взаимосвязано.

С практической точки зрения не очень понятно - можно ли как-то использовать каталог корреляций.

Похоже, выбор остается за вами - быть “вежливой дурочкой” в роли домохозяйки или хамоватым нефтяным магнатом.

Как думаете, для каждого найдется подходящее сочетание в этом каталоге?

Не забудьте поставить свой 👍 статье - мы стараемся держать вас в курсе событий.

И подпишитесь на канал - наши читатели узнаю́т больше, когда НЕ ГУГЛИТСЯ