Найти тему
КиноБуква

«Казнить нельзя помиловать» - где поставим запятую. «Вера Дрейк» - противоречивый фильм о добропорядочной англичанке с незаконной тайной

Оглавление

Многие смотрели или читали «Вызовите акушерку» - историю, основанную на реальных событиях, происходящих в Лондоне 50-ых. Так вот это – такая обратная сторона того, чем занимались героини книги и сериала, помогающие женщинам родить любой ценой в самых невыносимых условиях. Даже если ребенок нежеланный и 13-ый по счёту. А Вера Дрейк – тот человек, который делает аборты. Криминальные, разумеется. Других то нет.

Фильм получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, три премии BAFTA, и трижды номинировался на «Оскар». Почему я называю его противоречивым – давайте разбираться.

🎬Вера Дрейк (2004)

Vera Drake

Кадр из фильма «Вера Дрейк», 2004 год, режиссер Майк Ли
Кадр из фильма «Вера Дрейк», 2004 год, режиссер Майк Ли

Вера почти 30 лет замужем, у нее двое взрослых детей. Её семья – уютный мирок, где все проблемы можно решить с помощью чашечки чая. В любой непонятной ситуации первым делом следует заварить чай.

Вера счастлива в этом своём мирке. Прекрасный и заботливый супруг, дети работают, на еду денег хватает. Сама Вера трудится прислугой в богатых домах, и ещё занимается тем, что сейчас принято называть волонтёрство. Она с радостью бегает от квартала к кварталу, от квартиры к квартире, где навещает своих знакомых, которые в той или иной степени нуждаются в помощи. Ну или просто чашечке горячего чая. Вера очень занятой человек, но успевает уделить время всем. И не просто уделить, а сказать нужное слово. Пусть всего пара минут, но Вера не может не прийти. Её искренность, сердечность и желание помочь не могут не подкупать. Все любят Веру, все ждут Веру. Вера – образец добропорядочности.

А еще Вера помогает женщинам избавиться от нежелательной беременности. Ситуации могут быть разные – от случайного «залёта» незамужней девчонки до еще одного ребенка, число которых в семье стремится к бесконечности. Все эти женщины простые, необеспеченные. Им некуда обратиться за помощью. Их главная миссия – рожать. Рожать из года в год, ребенка за ребенком. Условия жизни, материальное благополучие или состояние здоровья женщины никого не интересуют. Все рожают, и ты рожай.

Кадр из фильма «Вера Дрейк», 2004 год, режиссер Майк Ли
Кадр из фильма «Вера Дрейк», 2004 год, режиссер Майк Ли

В «Вызовите акушерку» судьбы таких бесконечно рожающих потоком женщин показаны в красках. Мрачных и депрессивных. Это бедность на грани нищеты, заболевания, передающиеся половым путем от мужей-моряков, куча мал-мала детишек и абсолютная беспросветность, когда многодетной матери проще в петлю, чем родить еще одного. В фильме этой стороне жизни уделяется мало внимания. Нам просто показывают женское отчаяние.

Опять же, в «Вызовите акушерку» неоднократно поднималась тема криминальных абортов, как факт очень порицаемый. И, конечно, описываемые случаи ужасны, от некоторых – шок. Девочки истекают кровью в подворотнях, даже не дойдя до дома. Умирают от инфекций и заражений, или лишаются возможности иметь детей в дальнейшем.

Я не берусь рассуждать о безопасности используемого Верой способа, но, как говорится, спасибо, что не спица и прочие металлические инструменты.

Вера действует методично, уверенно, ласково, соблюдает какие-то меры санитарной предосторожности (если в данном случае это определение вообще уместно).

И тут два интересных момента:

Кадр из фильма «Вера Дрейк», 2004 год, режиссер Майк Ли
Кадр из фильма «Вера Дрейк», 2004 год, режиссер Майк Ли

  • За примерно 20 лет такой практики (Вера сама уже не помнит, как давно этим занимается) – ни одна «пациентка» не умерла и даже не пострадала (до того случая, что описан в фильме). Поэтому, когда у одной из девочек возникают осложнения и она попадает в больницу, у Веры шок и непонимание. Она в настоящем ужасе от того, что её действия могли иметь такие последствия.
  • Вера делает свою работу совершенно бесплатно. Просто потому, что хочет помочь женщинам, от которых все отвернулись и которым некуда идти. Кажется, что Вера даже видит в этом какую-то миссию. Она не мнит себя ни Богом, ни врачом. Вера такая же простая женщина, как и те, кто к ней обращается. Она не может не помочь, когда помощь нужна. Вера работает в паре с подругой, которая и направляет её к очередной клиентке. Так вот эта подруга и есть кассир. «Пациентки» платят ей. Вера об этом даже не догадывается. Более того, ей и в голову не приходит, как за помощь от чистого сердца можно брать деньги. То есть нам показан человек, который не из корыстных побуждений занимается криминалом, как все прочие, а некий «ангел» с хозяйственным мылом и клизмой в металлической коробке из-под печенья.
Кадр из фильма «Вера Дрейк», 2004 год, режиссер Майк Ли
Кадр из фильма «Вера Дрейк», 2004 год, режиссер Майк Ли

Семья Веры не знает о том, что их любимая мама и жена – нарушитель закона, причем такого, как бы это сказать, очень нравственного. Ведь, по словам сына, Вера убивает детей. Когда все вскрывается, это похоже на перевернутый мир, который система продолжает пинать и пинать, а он переворачивается вновь и вновь. И ничего уже не будет, как прежде.

На фоне бесплатной подпольной деятельности Веры нам показывают семью, где Вера трудится официально. Богатую девочку приглашает на свидание богатый мальчик, насилует и исчезает в лондонском тумане. Что делать с нежелательной по всем фронтам беременностью? При наличии денег – все, что угодно. За 150 фунтов нарушать закон можно, а за 2, которые берет подруга Веры втайне от неё – нет. За 150 фунтов ты попадаешь в закрытое чистенькое заведение, а не крохотную комнатушку, где аборт «одобряет» психотерапевт, ведь беременная – в подавленном состоянии после произошедшего, ей нельзя рожать. Душевное состояние бедных жительниц Лондона не беспокоит ровным счетом никого.

Кадр из фильма «Вера Дрейк», 2004 год, режиссер Майк Ли
Кадр из фильма «Вера Дрейк», 2004 год, режиссер Майк Ли

Двойная мораль налицо. Вера, безусловно, нарушает закон. Но нарушает его из лучших побуждений, если можно так сказать. Женщины, которым она помогала, не топились в Темзе от того, что не могут прокормить детей, и, возможно, даже не выходили на панель, чтобы подзаработать в дальнейшем. Поражает уверенность Веры в том, что её действия безопасны (ну ведь 20 лет всё нормально было).

Аборт – это плохо? Криминальный – абсолютно и безоговорочно да. А в условиях больницы, совершенный по всем правилам? Противники прерывания беременности скажут, что и тут - да, плохо. Но разве запретами что-то можно исправить? О каком улучшении демографической ситуации мы говорим, когда женщины умирают в очередных родах, дети умирают от голода в младенчестве, а если не умирают, то живут в нищете?

Смысл фильма, как мне кажется, показать, насколько неверным был запрет на аборты. Их делали, делают и будут делать, неважно, легально или нет. И женщина имеет право выбора. Вот только если этот выбор – только каморка на чердаке и клизма с мылом – разве это нормально?

Кадр из фильма «Вера Дрейк», 2004 год, режиссер Майк Ли
Кадр из фильма «Вера Дрейк», 2004 год, режиссер Майк Ли

Никакого права на такую деятельность Вера Дрейк не имела. Понимала ли она, что нарушает закон? Да, понимала. Но очень наивно выглядит при этом. Понимать понимала, но как можно не помочь? Только в тюрьме Вера столкнулась с такими же «коллегами», которые уже неоднократно оказываются в этих стенах, чьи «пациентки» пострадали или умерли. Но, получается, отсидев срок, они выходили и продолжали заниматься тем же самым! Замкнутый круг.

И с одной стороны – да, вспоминаются именно все те случаи, когда женщины умирают во время таких варварских процедур, а с другой – лицо Веры, исполненное уверенности в благости содеянного. Все эти женщины были благодарны ей. По-настоящему благодарны. И это понимают даже в полиции, вот только сделать ничего не могут. Закон есть закон.

Вот оно, двойное дело. Казнить нельзя помиловать. Где поставить запятую?

Можно ли оправдать Веру не с точки зрения не закона, а общественной морали? Точнее, женской морали? Достойна она жалости и сочувствия, или получила по заслугам и её удел - осуждение?

Вот такая непростая тема, которая, казалось бы, при всей своей ясности (ибо криминальный аборт — это неоспоримое зло), совершенно неоднозначна, и рассуждать тут можно долго. Долго и нервно. Тема, обнажающая серьезную проблему общества, лицемерие, ханжество, неравенство полов и все то, что принято называть остросоциальное кино.

Хотелось бы отметить не только сюжет и проблематику, но и то, за что я ценю кинематограф в том числе – визуал и актерскую игру. Так вот «Вера Дрейк» - прекрасный во всех смыслах фильм.

Неспешная атмосфера Англии, ретро-стиль и приятная музыка как-бы шёпотом. Очень закрыто и уютно. Ощущение, что Вера – твоя соседка, которую ты знаешь с тех самых пор, как поселился в этом квартале. Удивляет и сама Вера. Точнее игра Имельды Стонтон. Та самая Стонтон, что леди Бэгшоу в «Аббатстве Даунтон», мерзкая Долорес Амбридж в «Гарри Поттере» или Елизавета II в «Короне». Имельда Стонтон – поразительна. Очень милая тетушка, вежливая и обстоятельная, манерная и предупредительная, акуратная и немножко чопорная, как все англичане. Она не играет, она проживает эту нелегкую жизнь женщины, которая пошла на риск по доброте душевной.

Или вы считаете, что Вера очередная лже-докторша, или просто глупа и наивна?

Кто смотрел фильм, давайте обсудим?