Мир музыки богат и многогранен, и среди его ярких звёзд блеснуло имя, ставшее символом блюза и аутентичности – Ma Rainey. Её история – это история южных ритмов, невероятного таланта и смелой жизни. Давайте углубимся в пелену времени и раскроем перед вами удивительный мир этой легендарной исполнительницы.
СТАНОВЛЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ
Гертруда Приджетт, более известная как Ma Rainey, родилась 26 апреля 1886 года в маленьком городке Сайлванна, штат Джорджия, США. То были времена расовой дискриминации и сегрегации. Детство многих блюзовых исполнителей будто было написано по единому сценарию. Дети, работающие с родителями на плантациях. Ранний интерес к музыке. Затем пение в церковных хорах.
В 1904 году, в возрасте всего 18 лет, Гертруда вышла замуж за Уилла Приджетта, который стал её менеджером и сценическим партнёром. Именно этот брак окажет значительное влияние на её карьеру.
Уилл и Ма встретились в начале 1900-х годов, когда Гертруда была ещё молодой и талантливой певицей, только начинавшей свою музыкальную карьеру. Уилл был не только музыкантом, но и человеком, который разделял её страсть к музыке и желание добиться успеха. Уилл был сильной поддержкой для Ма Рейни и помог ей продвигать свою музыкальную карьеру.
Бэнд Уилла Приджетта стал основой для выступлений Ма Рейни. Состав группы менялся со временем, но всегда поддерживал уникальный стиль и звучание Ма. Они совместно создавали неповторимую атмосферу на сцене, где блюз сочетался с джазом, их исполнение было энергичным и завораживающим.
Уилл Приджетт, помимо своей роли барабанщика и управляющего бэндом, также участвовал в написании и аранжировке многих песен супруги. Вместе с бэндом Уилла Приджетта она отправится в первое турне по разным городам США, и именно тогда её концерты начнут привлекать толпы поклонников.
Несмотря на поддержку со стороны Уилла, их жизнь не была гладкой. Желание контроллировать карьеру супруги, а также на фоне периодических финансовых проблем их брак трещал от скандалов и споров.
В 1923 году Ма Рейни подпишет контракт с Okeh Records. Этот контракт предоставит ей уникальную возможность записать свою музыку и донести её до широкой аудитории. Okeh Records был одним из немногих лейблов того времени, который был открыт для афроамериканских музыкантов и записывал их музыку.
Первая запись Ма Рейни для Okeh Records состоялась в Филадельфии, и её звучание сразу же покорило слушателей. Её голос проникал в самые глубины души и заставлял слушателей переживать каждое слово. Её тексты были честными и искренними, отражая тяжёлый опыт жизни и борьбы. Одна из первых композиций "Bo-Weevil Blues" о жизни на плантации и борьбе с вредителями вдохновила многих, став антемой для множества афроамериканцев, переживавших тяжёлые времена.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С БЕССИ СМИТ И СЛУХИ О ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТИ
Одним из самых скандальных моментов в жизни Ма Рейни был вероятный роман с другой легендой блюза, Бесси Смит. Этот роман вызвал шум и интерес в мире развлечений и стал одним из самых обсуждаемых событий своего времени.
Несмотря на то, что Бесси Смит и Ма Рейни были соперницами на музыкальной сцене, их отношения всегда были поводами для сплетен и скандалов в обществе и прессе. Несмотря на то, что открытое лесбийское отношение было неприемлемым и вызывало осуждение, Ма Рейни и Бесси Смит продолжали встречаться и поддерживать свои отношения.
Особенно горячая дискуссия появилась после выхода скандально известной композиции "Prove It on Me Blues", записанной в 1928 году. Эта песня была дерзкой и провокационной для своего времени. Текст песни намекал на гомосексуальность Ма Рейни, что вызвало негодование консервативных кругов и цензуру в ряде радиостанций. Несмотря на скандал, эта песня также стала символом силы и независимости Ма Рейни.
ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ
Ма Рейни была не только великой исполнительницей, но и щедрой менторшей, которая открыла двери музыкального мира для многих молодых талантов. Она считала это своей обязанностью перед следующим поколением афроамериканских артистов.
Луис Армстронг, один из самых великих джазовых музыкантов всех времен, имел честь работать с Ма Рейни в ранние годы своей карьеры. В то время, когда Армстронг только начинал знакомиться с джазом, он был приглашён Ма Рейни в её бэнд.
Ма Рейни увидела в Армстронге потенциал и талант, который мог изменить историю джаза. Её сотрудничество с Армстронгом помогло ему утвердиться в мире музыки. Благодаря Ма Рейни, Луис Армстронг стал известным трубачом и вокалистом, а его вклад в развитие джаза оказался бесценным.
Другим молодым музыкантом, которого поддержала Ма Рейни, был Томми Дорси. Изначально Томми был блюзовым трубачом и аранжировщиком, но его желание экспериментировать с новыми звуками привело его к созданию своего биг-бэнда. Ма Рейни пригласила Дорси в свой бэнд, и он получил уникальную возможность работать с ней и изучать блюзовую музыку изнутри.
Под влиянием Ма Рейни, Томми Дорси переключился с блюза на биг-бэнд джаз, что в конечном итоге привело к созданию знаменитого биг-бэнда "Tommy Dorsey Orchestra". Её менторство и поддержка сыграли важную роль в становлении его карьеры.
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
Ма Рейни, известная как "Голос Юга", была не только одной из величайших блюзовых певиц всех времен, но и активной приверженцей социальных исследований и борьбы за равенство. Её музыка и тексты песен не только звучали потрясающе, но и несли глубокие социальные послания, отражая бурные времена и трудности, с которыми сталкивались афроамериканцы и другие меньшинства.
Одной из ключевых тем в творчестве Ма Рейни была социальная гордость и идентичность афроамериканского народа. Её песня "Black Bottom" (Чёрный Квартал) является отличным примером этой темы. В этой композиции она восхваляет культуру и жизнь в черном квартале, где афроамериканцы создали свой собственный мир, наполненный музыкой и танцами:
"Now if you feelin' blue Come on and learn this dance Because it's easy to do There's nothing to it"
Перевод:
"Если ты грустишь, приходи и выучи этот танец, потому что его легко выучить, в нём нет ничего сложного")
С этой песней Ма Рейни показала, что черное население имеет собственную культуру и ценности, которые следует отмечать и восхвалять.
В песне "Bo-Weevil Blues" Ма Рейни обращается к социальной несправедливости и тяжёлой жизни, с которой сталкивались афроамериканцы в те времена. Клопы, упомянутые в песне, символизируют бедность и несправедливость, с которыми приходилось бороться многим афроамериканским семьям:
"Well, Mr. Bo-Weevil, you better watch your step If I don't get you, I'll get you, baby, in your sleep You're gonna know, pretty mama You're gonna know just how it is to be beat"
Перевод:
"Ну что, мистер Клоп, тебе лучше держать ухо востро, иначе, если я тебя не поймаю, я поймаю тебя, детка, во сне. Ты узнаешь, милая, ты узнаешь, каково быть вне закона"
Песня "Dream Blues" Ма Рейни рассказывает о тяжёлой жизни и борьбе за выживание, с которой сталкивались многие афроамериканские семьи. В этой песне она поднимает важную тему семейных ценностей и единства:
"I was dreamin' 'bout my husband I was dreamin' 'bout my baby too I've been dreamin' 'bout my husband Dreamin' 'bout my baby too And I'm worried 'bout them 'Cause I don't know what they's tryin' to do"
Перевод:
"Я мечтала о своем муже, я мечтала о своем ребенке тоже. Я мечтала о своем муже, мечтала о своем ребенке тоже, и я волнуюсь за них, потому что я не знаю, что они пытаются сделать"
Эта песня отражает тяжёлые времена и семейные узы, которые помогали афроамериканцам справляться с трудностями.
Одна из самых провокационных и смелых песен Ма Рейни — "Prove It on Me Blues", в которой она обращается к своей сексуальной ориентации и вызывает общественные нормы. В этой песне она поёт:
"Went out last night with a crowd of my friends They must've been women, 'cause I don't like no men"
Перевод:
"Вчера ночью я вышла с группой своих друзей. Это, должно быть, были женщины, потому что мне не нравятся мужчины"
Эта песня вызвала скандал и цензуру в своё время, но она также стала гимном для лесбийского сообщества и символом сопротивления стереотипам и предрассудкам.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ДИВЫ
После своего успешного сотрудничества с Okeh Records, Ма Рейни начала пересматривать свои контракты и более тщательно следить за своими интересами. Она поняла, что для долгосрочной карьеры и финансовой независимости ей необходимо иметь больший контроль над своим творчеством и финансами.
Это был период борьбы за контроль над собой и своей музыкой. Ма Рейни активно училась бизнесу развлечений и контрактам, чтобы быть вооруженной знанием и более успешной в переговорах с лейблами и менеджерами. Её настойчивость и умение добиваться своих интересов сделали её примером для многих артистов, особенно женщин, в музыкальной индустрии.
В последние годы своей карьеры Ма Рейни столкнулась с изменениями в музыкальных предпочтениях аудитории. Блюз начал уступать место новым стилям, таким как джаз и ритм-энд-блюз. Ма Рейни, однако, не осталась в стороне от этих изменений. Она внимательно следила за новыми тенденциями и адаптировалась к ним.
Её голос, силой которого она всегда завоевывала слушателей, стал звучать в новых музыкальных контекстах. Она начала сотрудничать с молодыми музыкантами и аранжировщиками, что придало её музыке новый звук и вибрацию.
Помимо музыкальной карьеры, Ма Рейни также столкнулась с семейными изменениями и утратами в последние годы. Её брак с Уиллом Приджеттом, несмотря на споры, разногласия и порой продолжительные расставания, оставался крепким. Они пережили немало семейных потерь. Среди которых были дети и близкие родственники. Эти утраты оказали влияние на её музыку и тексты песен. Она начала писать более личные и глубокие песни, выражая свои чувства и переживания. Её музыка стала отражением не только её жизни на сцене, но и вне её.
Её последние годы были периодом адаптации и роста, и она оставила непередаваемое наследие, которое продолжает вдохновлять музыкантов и артистов по всему миру.
В декабре 1939 года, в возрасте всего 53 лет, она скончалась от сердечного приступа. Её смерть была большой утратой для мира музыки, и её похороны собрали множество поклонников и коллег. До сих пор её могила является священным местом для поклонников её таланта.