Латвийская ассоциация журналистов (LŽA) направила министру иностранных дел республики Рихарду Козловскису и руководителю службы госбезопасности Нормундсу Межвицу запрос на разъяснения в связи со шпионским ПО Pegasus, обнаруженным на смартфонах Галины Тимченко и других представителей медиасферы. Сообщение об этом опубликовано на официальном сайте организации.
Аналогичные запросы LŽA адресовала членам Совета по национальной безопасности Латвии и депутатам, входящим в состав одноименного комитета в латвийском Сейме (парламенте). Представители ассоциации составили список вопросов, на которые рассчитывают получить ответы, в том числе — приобретала ли Латвия программу Pegasus и «аналогичные программы цифрового шпионажа, которые без его ведома устанавливаются на телефон человека, за которым ведется слежка».
Кроме того, журналистов интересует перечень силовых структур, которые имеют право бороться с распространением этих программ, и правовая база, позволяющая выдавать разрешения на применение шпионского ПО в Латвии. Также журналистский запрос касается законности применения ПО и контроля за ее соблюдением.
«В каком учреждении человек может оспорить достоверность своего наблюдения? В скольких случаях с 2018 года (по годам) было дано разрешение суда на использование программного обеспечения Pegasus против граждан и жителей Латвии?» — интересуется ассоциация.
Ее представители прямо спрашивают, использовалась ли программа Pegasus для получения доступа к переписке Галины Тимченко — и если да, то когда и на каком основании. Аналогичные вопросы заданы в отношении слежки за «коммуникациями других журналистов».
LŽA напоминает, что спецкомитет Европарламента по расследованию применения Pegasus и парламент Латвии выступали с заявлениями об исключительном характере использования шпионского ПО — с предварительного разрешения независимого суда, который должен постановить, что «шпионаж является необходимым, соразмерным и строго ограниченным вопросами национальной безопасности, терроризма и серьезных преступлений».
14 сентября журналисты Евгений Эрлих, Мария Епифанова и Евгений Павлов сообщили, что получили от Apple уведомления о возможной хакерской атаке на их айфоны. Аналогичное уведомление до них получила издатель и соосновательница издания «Медуза»* Галина Тимченко, iPhone которой оказался заражен шпионским ПО. Всех четверых объединяет место проживания (Латвия) и использование сим-карт латвийских сотовых операторов.
Эрлих ранее работал шеф-редактором в программе «Балтия. Неделя» на телеканале «Настоящее время», Епифанова — гендиректор «Новой газеты Европа» и издатель «Новой газеты. Балтия», Павлов — корреспондент «Новой газеты. Балтия» Евгений Павлов, который живет в Латвии всю жизнь.
Расследованием по обращениям российских журналистов занималась некоммерческая организация Аccess Now, основанная в 2009 году для защиты цифровых гражданских прав людей во всем мире. Ее специалисты установили, что айфон Тимченко был взломан в феврале 2023 года во время поездки в Берлин на встречу с представителями независимых российских СМИ — и через две недели после того, как «Медузу»* объявили в России нежелательной организацией. Уведомление от Apple о том, что к телефону могли получить доступ «проправительственные хакеры», Тимченко получила 22 июня.
Аccess Now пришла к выводу, что на ее iPhone была установлена шпионская программа Pegasus производства израильской компании NSO Group. Она разрабатывалась для борьбы с преступностью, но в 2021 году в СМИ появились сообщения о том, что ее используют для слежки для политиками, включая глав государств и правительств, высокопоставленными чиновниками, активистами и журналистами.
В отчете Аccess Now выдвинуты три версии по поводу того, по чьей инициативе смартфон Тимченко мог быть заражен шпионским ПО. В числе возможных инициаторов взлома названы государства ЕС (Эстония, Латвия или Германия, где активно используется Pegasus), Россия или ее союзники (Азербайджан, Казахстан или Узбекистан).
Расследование об использовании Pegasus для шпионажа провела летом 2021 года французская газета Le Monde и ее партнеры Forbidden Stories. Они установили, что государства-клиенты NSO Group заказали слежку за определенными абонентами, получив более 50 тысяч записей с их смартфонов. По этим записям расследователи сделали вывод, что шпионское ПО было установлено на телефоны как минимум 180 журналистов в 20 странах мира, а к этому взлому причастны по меньшей мере 10 правительств.
* Внесен/а в реестр иностранных агентов Минюстом России.