По горячим следам решил написать небольшую заметку о первой смене нового проекта.
Команда
От того как пройдет первая смена – станет понятно, как пройдут съемки всего проекта. На первой смене сразу видно, как снимает режиссер, что ему важно, сколько он делает дублей и как работает с актером. Сразу становится понятно как долго оператор делает перестановки, выстраивает свет, использует одну, две или даже три камеры. Насколько слаженно работают цеха. Как быстро переодеваются и перегримировываются актеры. От всех этих факторов будет завесить темп бедующей съёмки.
Бытует мнение, что чем быстрее вы определите в команде «ведьму», которая все разрушает (неважно мальчик или девочка, конечно) и чем быстрее вы от неё избавитесь, тем лучше фильм вы снимите. Иногда это возможно, иногда нет, а иногда и ведьмы нет. Но очень часто в команде есть откровенно слабое звено и нужно быстро принять решение – сможете ли вы этого человека обучить или его надо заменить.
Однажды таким звеном стал администратор – директор убеждал всю группу, что сможет его обучить и парень вроде старательный, но максимально всё руинил. То прохожего пропустит в кадр и нужно тратить время и эмоции актера на дубль, то пройдет и прольет что-нибудь прямо на асфальт и актеры стоят у мокрого пятна, то в розетку воткнет что-то и оно потом торчит прямо в кадре. И вроде старался-обучался, но просто не получалось. Смен тридцать группа периодически страдала, потом стало полегче.
Иногда ведьму нельзя убрать. Если это, например, актер – наркоман, а вы об этом узнали, когда снято уже смен 15-20. Переснять нереально. Я прямо уверен, что среди ваших любимых актеров в кино есть наркоманы, но мы делаем всё возможное, чтобы вы об этом даже не догадывались. Еще есть звездная болезнь, она тоже мешает снимать и нормально работать, и такие актеры прямо знают, что если снято уже смен 10, то можно сбросить шкуру невинной овечки и начать снимать свое кино и играть так как хочется, а не так как написано в сценарии.
Локация
Как правило мы стараемся в первый съемочный день выбрать локацию максимально красивую. Потому что будут смотреть продюсеры, заказчики, каналы. Первое что они увидят должно быть дорого-богато. Не банальная квартира бабушки главного героя или стандартный торговый центр, а дорогущая квартира, храм, крыша небоскреба, что-то что зацепило всю группу ещё на этапе подготовки. Жирная декорация. Как говорят некоторые операторы и видимо фраза сегодняшнего дня:
«Жир должен стекать из кадра прямо на плейбек.»
Иногда жиром становится не декорация, а трюки или сцены с экшном. Для хороров, конечно, нужен саспенс, скример или монстр в кадре. Хороший пластический грим вурдалака заставит продюсеров успокоиться и отстать от съемочной группы – хорошо снимают, не будем им мешать.
Тарелка
В первую смену бьют тарелку. Это замечательная традиция, когда команда растаскивает кусочки разбитой тарелки на память, а режиссер говорит напутственную речь. Раньше ещё была традиция собираться в финале съёмочного периода, где-нибудь на шапку, и собирать кусочки в единую тарелку. Но, видимо в связи с тем, что до финала добираются не все, традиция исчезла. 6 кусков из 30 в тарелочку не сложатся.
Совместная фотография, напутственная речь, фотографии для промо – всё здесь и всё очень важно как для группы, так и для первых постов о фильме.
Тарелку стараются бить после первого отснятого кадра. Иногда позже – потому что съемки первой сцены далеко от базы или потому что главный актер еще готовится и его в первом кадре не было. Бывает, что бьют после первого дубля. Потому что будет много правок и успеем разбить тарелку.
Традиция, кстати, русская. В Голливуде так не делают. Если тарелка не разбилась – плохой знак. Но мы добиваем. И тарелку добьем и фильм доснимем любыми средствами. Режиссер как правило одевает перчатку – может пораниться осколком. Но кто-то не одевает и даже считает, что если пошла кровь – это хороший знак.
Правило первого дня
И вот первый день закончен слова благодарности сказаны друг другу, всё вроде хорошо. Но беда в том, что все сегодня в большом напряжении, все на максимуме, все в суете. И понять кто есть кто и как будет завтра иногда сложно. Возможно, именно на второй смене все сломается. Эффект премьеры в театре, когда в первый день всё работает великолепно, а потом рассыпается. Здесь даже угадывать нельзя.
Итоги
Первая и последняя смены запоминаются надолго. Все остальные съемочные дни помнятся кусками, а первый и последний остается в памяти и даже можно вспомнить их поминутно.