Найти тему

Камера. Мотор. Как проходит первый съемочный день.

По горячим следам решил написать небольшую заметку о первой смене нового проекта.

"Бегущий по лезвию 2049". Фото со съемок. Дени Вильнев читает сценарий. Камера покорно ждет.
"Бегущий по лезвию 2049". Фото со съемок. Дени Вильнев читает сценарий. Камера покорно ждет.

Команда

От того как пройдет первая смена – станет понятно, как пройдут съемки всего проекта. На первой смене сразу видно, как снимает режиссер, что ему важно, сколько он делает дублей и как работает с актером. Сразу становится понятно как долго оператор делает перестановки, выстраивает свет, использует одну, две или даже три камеры. Насколько слаженно работают цеха. Как быстро переодеваются и перегримировываются актеры. От всех этих факторов будет завесить темп бедующей съёмки.

Бытует мнение, что чем быстрее вы определите в команде «ведьму», которая все разрушает (неважно мальчик или девочка, конечно) и чем быстрее вы от неё избавитесь, тем лучше фильм вы снимите. Иногда это возможно, иногда нет, а иногда и ведьмы нет. Но очень часто в команде есть откровенно слабое звено и нужно быстро принять решение – сможете ли вы этого человека обучить или его надо заменить.

"Переводчик". Кадр со съемок. Гай Ричи думает кого бы заменить... ну... наверное)
"Переводчик". Кадр со съемок. Гай Ричи думает кого бы заменить... ну... наверное)

Однажды таким звеном стал администратор – директор убеждал всю группу, что сможет его обучить и парень вроде старательный, но максимально всё руинил. То прохожего пропустит в кадр и нужно тратить время и эмоции актера на дубль, то пройдет и прольет что-нибудь прямо на асфальт и актеры стоят у мокрого пятна, то в розетку воткнет что-то и оно потом торчит прямо в кадре. И вроде старался-обучался, но просто не получалось. Смен тридцать группа периодически страдала, потом стало полегче.

Иногда ведьму нельзя убрать. Если это, например, актер – наркоман, а вы об этом узнали, когда снято уже смен 15-20. Переснять нереально. Я прямо уверен, что среди ваших любимых актеров в кино есть наркоманы, но мы делаем всё возможное, чтобы вы об этом даже не догадывались. Еще есть звездная болезнь, она тоже мешает снимать и нормально работать, и такие актеры прямо знают, что если снято уже смен 10, то можно сбросить шкуру невинной овечки и начать снимать свое кино и играть так как хочется, а не так как написано в сценарии.

Джош Хартнетт поймал "звезду" и долгое время нигде не снимался, потому что никто не хотел с ним работать. Фото со съемок "Перл-Харбор". Майкл Бей говорит что ударит Хартнетта, если тот будет плохо работать... ну... наверное...
Джош Хартнетт поймал "звезду" и долгое время нигде не снимался, потому что никто не хотел с ним работать. Фото со съемок "Перл-Харбор". Майкл Бей говорит что ударит Хартнетта, если тот будет плохо работать... ну... наверное...

Локация

"Бегущий по лезвию 2049". Классная декорация. Хотя для первого дня хочется пожирнее.
"Бегущий по лезвию 2049". Классная декорация. Хотя для первого дня хочется пожирнее.

Как правило мы стараемся в первый съемочный день выбрать локацию максимально красивую. Потому что будут смотреть продюсеры, заказчики, каналы. Первое что они увидят должно быть дорого-богато. Не банальная квартира бабушки главного героя или стандартный торговый центр, а дорогущая квартира, храм, крыша небоскреба, что-то что зацепило всю группу ещё на этапе подготовки. Жирная декорация. Как говорят некоторые операторы и видимо фраза сегодняшнего дня:

«Жир должен стекать из кадра прямо на плейбек.»

Иногда жиром становится не декорация, а трюки или сцены с экшном. Для хороров, конечно, нужен саспенс, скример или монстр в кадре. Хороший пластический грим вурдалака заставит продюсеров успокоиться и отстать от съемочной группы – хорошо снимают, не будем им мешать.

Хороший жирный кадр получится. "Стражи Галактики. Часть 2"
Хороший жирный кадр получится. "Стражи Галактики. Часть 2"

Тарелка

В первую смену бьют тарелку. Это замечательная традиция, когда команда растаскивает кусочки разбитой тарелки на память, а режиссер говорит напутственную речь. Раньше ещё была традиция собираться в финале съёмочного периода, где-нибудь на шапку, и собирать кусочки в единую тарелку. Но, видимо в связи с тем, что до финала добираются не все, традиция исчезла. 6 кусков из 30 в тарелочку не сложатся.

Совместная фотография, напутственная речь, фотографии для промо – всё здесь и всё очень важно как для группы, так и для первых постов о фильме.

Тарелку стараются бить после первого отснятого кадра. Иногда позже – потому что съемки первой сцены далеко от базы или потому что главный актер еще готовится и его в первом кадре не было. Бывает, что бьют после первого дубля. Потому что будет много правок и успеем разбить тарелку.

Традиция, кстати, русская. В Голливуде так не делают. Если тарелка не разбилась – плохой знак. Но мы добиваем. И тарелку добьем и фильм доснимем любыми средствами. Режиссер как правило одевает перчатку – может пораниться осколком. Но кто-то не одевает и даже считает, что если пошла кровь – это хороший знак.

Тарелка. На этом проекте я не работал. Фотография из сети, некоторые имена замазаны, чтобы, видимо, интригу сохранить.
Тарелка. На этом проекте я не работал. Фотография из сети, некоторые имена замазаны, чтобы, видимо, интригу сохранить.

Правило первого дня

И вот первый день закончен слова благодарности сказаны друг другу, всё вроде хорошо. Но беда в том, что все сегодня в большом напряжении, все на максимуме, все в суете. И понять кто есть кто и как будет завтра иногда сложно. Возможно, именно на второй смене все сломается. Эффект премьеры в театре, когда в первый день всё работает великолепно, а потом рассыпается. Здесь даже угадывать нельзя.

Барби. Фотография со съемок.
Барби. Фотография со съемок.

Итоги

Первая и последняя смены запоминаются надолго. Все остальные съемочные дни помнятся кусками, а первый и последний остается в памяти и даже можно вспомнить их поминутно.