Любое судебное заседание представляет собой борьбу между защитой и обвинением. Согласно презумпции невиновности, подсудимый не может считаться виновным, пока его вина не доказана в суде. Бремя доказательства берет на себя обвинительная сторона, а адвокат делает все, чтобы представленные доказательства выглядели неубедительно. И некоторые защитники могут пожертвовать собственной жизнью, пусть и случайно, ради оправдания своего клиента.
Трамплин для карьеры
Американский правозащитник Клемент Валландигэм из Огайо специализировался на гражданских делах. Он был представителем Демократической партии США и политическим активистов, выступающим за прекращение Гражданских войн внутри страны.
Клемент на протяжении двух сроков занимал пост в Верховной Палате. В 1871-м он выступил в защиту человека, обвиняемого в убийстве, совершенным вследствие ссоры в баре.
Согласно материалам дела, Томас Майерс вместе с приятелями зашел в бар отеля Golden Lamb Inn. Компания поднялась на 2-й этаж, выбрала уединенное место и села поиграть в карты. Однако через небольшой промежуток времени к ним ворвались 5 человек. Завязалась драка.
Томас потянулся к оружию, спрятанному в кармане. Раздался хлопок, напоминающий выстрел. Однако Майерс сумел вытащить револьвер и выстрелить несколько раз, после чего рухнул на пол мертвым. Позже было установлено, что одним из зачинщиков стал давний недруг Томаса: его тезка по фамилии МакГехан.
Мужчину обвинили в убийстве, хотя свидетели так и не смогли вспомнить, был ли он вооружен. Зато о его вражде с Майерсом знали многие.
В защиту обвиняемого выступил Клемент Валландигэм. Линия защиты на первый взгляд выглядела абсурдно: адвокат заявил о невиновности МакГехана, настаивая на том, что жертва выстрелила случайно в себя сама.
Дело было сложное, и защитник имел все основания полагать, что в случае успеха это будет самая громкая в его карьере победа. Но для этого нужно убедить суд в правильности своей версии.
Смерть ради правосудия
Следственный эксперимент проводился прямо в зале суда 16 июня 1871 года. Дальнейшие события развивались по непредсказуемому сценарию: демонстрируя, как жертва мог застрелить себя, Валландигэм случайно нажал на спусковой крючок. После суда он с трудом добрался до гостиничного номера, сел в кресло и произнес: "Я сдуру застрелился".
С тех пор прошло более 150 лет, но за прошедшие годы ничто так не описало события того времени лучше, чем эта фраза. Казалось, что у Клемента Валландигэма не было ни единого шанса победить в суде. Из колледжа его отчислили за пререкания с руководством. На что мог надеяться адвокат-недоучка?
Однако мужчина не сомневался в своих способностях и открыл адвокатскую практику, веря в успех. Когда местного задиру Томаса МакГехана арестовали за убийство, Валландигэм решил, что это его шанс добиться успеха.
Согласно опросам очевидцев, выстрел, ставший смертельным для Майерса, был приглушённым. Вечером, придя с очередного судебного заседания, Валландигэм достал личное оружие, взял с собой плотную ткань и отправился за город, чтобы определить, чем звук выстрела в упор отличается от звука обычного выстрела.
Как прошел эксперимент, сейчас выяснить уже не удастся: адвокат никого с собой не пригласил. Однако Клемент, судя по всему, был удовлетворен результатом, поскольку вернулся в номер в приподнятом настроении. Он выложил пистолет, в барабане которого осталось 3 патрона, и занялся посылкой, обнаруженной у двери номера.
В посылке лежал пистолет Майерса, который был передан в суд в качестве улики. Адвокат положил его на стол, на котором лежало и его собственное оружие.
На следующем заседании Валландигэм озвучил свою гипотезу и увидел, что в нее никто не верит. Времена были суровые, и практически каждый мужчина носил оружие и умел им пользоваться. Сложно представить, что такой человек, как Майерс мог по глупости застрелиться, прострелив себе артерию в попытке достать пистолет из кармана.
И тогда адвокат решил: для убедительности нужно продемонстрировать на себе. Он дотронулся рукой до пистолета и потянул за рукоятку. Раздался хлопок. Судя по показаниям свидетелей, его звук был аналогичен тому, который произошел в баре отеля. Позже стало ясно, что правозащитник случайно перепутал оружие, взяв собственный револьвер, в барабане которого лежали патроны.
Следственный эксперимент наглядно продемонстрировал правоту стороны защиты. Судьи были удовлетворены результатом, признали МакГехана невиновным и выпустили из-под стражи.
Нужно отметить, что время, проведенное за решеткой, не пошло МакГехану на пользу: прошло несколько лет, и он погиб во время очередной бандитской разборки. А сам Валландингэм, который выиграл судебный процесс, умер на следующий день после суда от перитонита.
Перед смертью Клемент рассказал, что всю свою сознательную жизнь верил в пресвитерианское учение о предопределении судьбы. На следующий день вся пресса пестрила заголовками об адвокате-неудачнике, который смог доказать свою правоту ценой собственной жизни.
В этот же вечер произошла еще одна трагическая смерть. Местные СМИ написали о гибели мужчины, который показывал приятелю на себе, как адвокат умудрился застрелиться в зале суда.
Такая вот трагическая случайность, которая унесла жизни как минимум троих людей! А может это проделки судьбы, которая решила наглядно продемонстрировать людям, как нельзя обращаться с оружием? Как вы считаете?