Найти тему

#ЕФОМ: новая аттестация учителей в 2023 году Изменения системы аттестации учителей 2023#

Оглавление

ЕФОМ: новая аттестация учителей в 2023 году

Изменения системы аттестации учителей 2023

До 2021 года проведение аттестации педагогических специалистов было в компетенции региональных министерств и департаментов, что позволяло каждому региону выбирать, какие компоненты использовать в аттестации, например, заполнять портфолио или проводить открытые уроки. Однако новые правила вводят ЕФОМ (единые федеральные оценочные материалы), которые будут использоваться для проверки навыков и знаний педагогов.

Новая система также включает две дополнительные квалификационные категории: учитель-наставник и учитель-методист. Министерство ожидает, что это поможет создать больше возможностей для карьерного роста педагогов.

Теперь список категорий учителей выглядит следующим образом:

1. Молодой специалист: выпускник педагогического вуза без категории.

2. Учитель, соответствующий должности: молодой специалист с опытом работы 3 года и успешно сдавший аттестацию.

3. Учитель-методист: специалист, занимающийся разработкой методических материалов, учебных пособий и новых педагогических технологий.

4. Учитель-наставник: самый высокий уровень квалификации. Отвечает за работу с педагогическим коллективом школы, консультирует молодых педагогов и студентов.

Что такое ЕФОМ?

ЕФОМ (Единые федеральные оценочные материалы) - новая система аттестации преподавателей, введенная с 2023 года. ЕФОМ подразумевает оценку навыков и знаний педагога по четырём основным критериям: методическому, предметному, психолого-педагогическому и коммуникативному.

Новая система единой аттестации ЕФОМ позволит:

· Продвигаться по карьерной лестнице независимо от количества проработанных лет

· Оценивать достижения учеников и навыков учителей объективно

· Создать специальный рейтинг преподавателей, который будет зависеть от их профессиональной деятельности

· Разработать оптимальную концепцию подготовки школьников в соответствии с новыми нормами и правилами системы образования ФГОС

Цели и задачи

Две основные цели введения новой системы аттестации:

· повысить мотивацию преподавателей к профессиональному совершенствованию;

· отфильтровать сотрудников, которые по тем или иным причинам не могут соответствовать современным стандартам.

Задачи ЕФОМ:

1. Стимулировать непрерывный процесс повышения квалификации педагогов и создать условия для их личностного развития. Для достижения этих целей были установлены единые требования и создана национальная система учительского роста (НСУР).

2. Укрепление кадрового состава, чтобы сделать процесс обучения более эффективным.

3. Создание единой системы оценки педагогов и развитие системы наставничества, чтобы распространять передовые методы среди образовательных учреждений.

4. Урегулирование системы мотивации с учетом квалификации учителя.

Кто должен сдавать ЕФОМ

Согласно планам, начиная с 2023 года, новая аттестация педагогов станет обязательной для всех работников. Будут сделаны исключения для следующих категорий. Аттестация для них будет проведена через два года после возвращения на работу.:

· учителя, находящиеся в отпуске по беременности и уходу за ребенком до трехлетнего возраста;

· педагогические сотрудники, проработавшие на своей должности менее двух лет;

· учителя, отсутствовавшие на работе по болезни более четырех месяцев подряд..

Виды аттестации педагогов с 2023 года

· Первичная аттестация учителей

Проверка осуществляется в форме профессионального экзамена, охватывающего все профессиональные компетенции. Чтобы пройти аттестацию, необходимо набрать не менее 50% от максимального количества баллов.

Первичная аттестация учителей с 2023 года будет проводиться для следующих категорий:

1. Выпускники высших и средних профессиональных образовательных учреждений;

2. Лица с высшим или средним профессиональным образованием, не имеющие опыта работы учителем;

3. Педагоги, которые не работали по специальности последние 5 лет.

Новые правила аттестации учителей требуют, чтобы она была проведена в течение трех лет после начала работы педагога, но не ранее, чем через первый год педагогического стажа. Студенты, окончившие вузы или учреждения СПО по педагогическим специальностям, могут сдать экзамен в своем учебном заведении во время итоговой государственной аттестации. В редких случаях может быть проведена первичная аттестация для учителя, сменившего место работы и уже прошедшего аттестацию на предыдущей должности, однако это возможно только спустя два года работы в новом учебном заведении.

· Аттестация на соответствие

Цель этой аттестации заключается в проверке соответствия квалификации учителя профессиональным и образовательным стандартам. Процесс аттестации включает профессиональный экзамен по всем компетенциям, а также оценку мотивированного представления работодателя. Последнее включает в себя результаты профессиональной деятельности учителя, а также его профессиональные и деловые качества.

Данная аттестация проводится каждые 5 лет.

· Аттестация на категорию

Аттестация проводится по заявлению самого учителя и назначается распоряжением учредителя образовательной организации. В процессе аттестации осуществляется профессиональный экзамен, охватывающий методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции. Также происходит оценка мотивированного представления работодателя, включающая результаты профессиональной деятельности учителя, его профессиональные и деловые качества.

Как будет проходить аттестация

Материалы Единого Федерального Оценочного Мероприятия (ЕФОМ) для всех образовательных учреждений в России включают три блока:

1. Письменная работа по дисциплине учителя (около 2-ух часов): Этот блок оценивает предметные и методические компетенции педагога. Включает вопросы по планированию и организации учебного процесса, а также узкоспециализированные вопросы, связанные с конкретной предметной областью. Например, для учителя истории это могут быть ключевые события правления Ивана Грозного.

2. Видеоурок (15-30 мин): В этом блоке оцениваются психолого-педагогические и коммуникативные компетенции учителя. Для прохождения этой стадии педагог должен предоставить запись реального урока, а также несколько самостоятельных работ учеников с оценками. Продолжительность видеоурока составляет от 15 до 30 минут, и качество записи не оценивается.

3. Разбор кейса: В этом задании учитель работает на компьютере и получает индивидуальный кейс. В пробных заданиях педагогам предлагалось рассмотреть ситуацию, связанную с травлей ученика и обсудить, как работать с классом в таких случаях.

Сколько баллов можно набрать по итогам аттестации

Максимальное количество баллов - 100. Для выпускников педагогических вузов достаточно набрать 60 баллов, для обязательной аттестации (раз в 5 лет) требуется не менее 70 баллов.

Баллы формируются из двух основных блоков: ЕФОМ и представление работодателя. Баллы ЕФОМ могут составить до 60 баллов и формируются на основе результатов письменной работы, видеоурока и разбора педагогического кейса. Баллы за представление работодателя могут достигать 40 баллов и включают следующие пункты:

· До 20 баллов — положительные результаты учащихся за последние пять лет, с акцентом на динамику достижений. Даже незначительное улучшение будет иметь значение.

· До 15 баллов — индивидуальные достижения учителя, включая мнения выпускников. Сбор отзывов выполняется с использованием опросных листов на сайте школы.

· До 5 баллов — оценка профессиональных качеств педагога с учетом условий его работы, таких как техническое оборудование в классе.

Работу учителей проверяют эксперты, которые прошли специальную подготовку от Рособрнадзора. Они выполняют оценку собранных материалов и присуждают баллы в соответствии с установленными критериями.

Единые для всех образовательных учреждений России материалы ЕФОМ включают 3 блока:

· письменная работа по дисциплине учителя | проверяет предметные и методические компетенции педагога. То есть включают в себя вопросы по построению и планированию учебного процесса, а также узкопредметные вопросы, например ключевые даты правления Ивана Грозного для учителя истории (срок выполнения около 2 часов);

· видеоурок | оценивается психолого-педагогические и коммуникативные компетенции специалиста. Для прохождения данной ступени учителю нужно предоставить запись реального урока, а также несколько самостоятельных работ учеников с оценками (продолжительность видео 15-30 мин.; качество съемки не оценивается);

· разбор кейса | задание проводиться на компьютере, каждому учителю предоставляется индивидуальный кейс. Перечень тем на данный момент еще неизвестен, но в пробных заданиях педагогам предлагалось порассуждать на тему, как работать с классом, в котором происходит травля ученика.

Как пройти аттестацию ЕФОМ?

Как подготовиться к аттестации учителю? Как и при подготовке к любому государственному экзамену, важно решать доступные пробные варианты оценочных материалов для аттестации, чтобы примерно представлять структуру заданий и возможные варианты ответов. После решения пробных вариантов любой педагог будет осведомлен о структуре и примерном содержании аттестационных материалов, что повысит его шансы набрать высокий балл.

Не прошёл ЕФОМ. Что делать?

Если сотрудник не пройдет аттестацию, он не сможет занимать должность преподавателя.

Если существующий педагог не получит соответствующую категорию по итогам аттестации, то его отправят на курсы повышения квалификации, после которых он сможет пересдать экзамен. Во время обучения педагог сохраняет свою должность и ежемесячную зарплату. В случае неудачного повторного прохождения аттестации, администрация имеет право уволить сотрудника.

Аттестация является обязанностью работника, поэтому отказ от нее может привести к наказаниям, например, работника могут перевести на другую должность или уволить.

Что такое аттестация педагогических работников

Профессиональные и мотивированные учителя — один из главных критериев, по которым родители выбирают школу. Чтобы стимулировать рост мастерства педагогов и обеспечить их социальную защищенность на рынке труда, проводится аттестация.

Сам процесс представляет собой заседание комиссии. На основе заранее собранной информации о работе педагога члены комиссии принимают решение об аттестации.

Каким педагогам надо проходить аттестацию

На соответствие занимаемой должности обязательно аттестуют весь педсостав. Аттестация на первую и высшую категорию проводится по инициативе сотрудника и подтверждает его профессиональный уровень.

Кроме того, с 1 сентября 2023 года вводятся новые квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник». Благодаря этому школы получат системный инструмент для повышения качества образования. Это должно улучшить закрепляемость молодых кадров, а для опытных учителей стать стимулом к активной методической работе и обмену опытом.

Цели аттестации учителей

Главная цель — мотивировать учителей на профессиональный рост и сохранить качество образования. Кроме того, Минпросвещения выделяет несколько более узких задач:

  • стимулировать непрерывное повышение уровня квалификации педагогов,
  • выявить у работников необходимость в дополнительном образовании,
  • повысить эффективность и качество педагогической деятельности,
  • развить наставничество и методическую помощь.

По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, цель всех изменений — навести порядок в сфере повышения квалификации учителей и переподготовки кадров, выстроить единую систему научно-методического сопровождения педагогических работников, чтобы повысить престиж профессии и обеспечить качество образовательных результатов.

Подача заявления на аттестацию

Чтобы пройти аттестацию на соответствие, заявление подавать не нужно. В этом случае работодатель заполняет распорядительный акт, где перечислены все работники, подлежащие аттестации, а также описан график проведения процедуры. Ознакомить сотрудников с актом работодатель должен минимум за 30 дней до даты аттестации.

Подавать заявление в комиссию нужно только для присвоения категории. Работник может сделать это лично или дистанционно.

Как проходит аттестация педагогических работников

Условно процедуру можно разделить на три этапа. Первый — подготовительный. Если речь идет об аттестации на соответствие, на этом этапе в ОО создается комиссия.

  • Для проведения аттестации на категорию комиссию формируют согласно порядку, утвержденному субъектом РФ.

Работодатель составляет представление о каждом сотруднике, который будет подлежать аттестации на соответствие. В документе собрана информация о педагоге и его профессиональной деятельности. Руководитель должен ознакомить педагога с представлением минимум за 30 дней до аттестации.

  • Для проведения аттестации на категорию представление не составляют.

Второй этап — заседание комиссии. На нем учитель может дополнительно рассказать о своей работе и достижениях и ответить на дополнительные вопросы комиссии.

Третий этап — объявление результатов. Открытым голосованием члены комиссии решают, соответствует ли педагог занимаемой должности или новой квалификационной категории.

После присвоения категории соответствующие сведения вписываются в трудовую книжку.

Новые правила аттестации учителей с 1 сентября 2023 года

Новый Порядок аттестации регламентируется приказом Министерства просвещения России №196 от 24.03.2023 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников». Он вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

Порядок регулирует проведение аттестации в случаях, когда необходимо:

  • подтвердить соответствие работника должности,
  • присвоить первую и высшую категорию,
  • установить категорию «педагог-методист» и «педагог-наставник».

Новые категории, по задумке Минпросвещения, должны решить проблему методической и наставнической работы в школе. Дело в том, что учителя и до 2023 года зачастую выполняли эти важные функции, но не имели при этом никакого официального статуса. Введение новых категорий должно регламентировать оплату труда и повысить мотивацию педагогов к горизонтальному карьерному росту.

Аттестация на соответствие занимаемой должности

Новый Порядок уточняет состав аттестационной комиссии. Теперь в нее должны входить 5 человек. И если раньше отсутствие в комиссии руководителя организации было рекомендацией, то теперь это обязательное правило. Еще одно требование: в комиссию должны входить представитель профсоюза и специалисты. Это обеспечит всесторонний анализ деятельности учителя и ее объективную оценку.

Группы лиц, которые не проходят аттестацию на соответствие:

  • учителя, которые имеют первую или высшую категории;
  • молодые специалисты, которые работают в ОО менее 2 лет;
  • беременные и находящиеся в отпуске по беременности и родам, в декрете;
  • преподаватели, которые из-за болезни отсутствовали на рабочем месте дольше 4 месяцев.
Аттестация на соответствие по-прежнему проводится 1 раз в 5 лет.

Аттестация на первую и высшую категории

Первое изменение также касается состава аттестационной комиссии. Теперь в нее входит 7 человек, в том числе представитель профсоюза и специалисты.

Второе изменение заключается в новых способах подачи заявления. Теперь это можно сделать по электронной почте либо отправить почтой РФ «аналоговое» письмо с уведомлением. Кроме того, подать заявление можно через портал «Госуслуги».

Если сотруднику уже присвоена первая категория, срок подачи заявления на высшую категорию не ограничен. В случае, если комиссия откажет ему в присвоении высшей категории, работник сохраняет первую категорию. Подать новое заявление на повышение можно будет через год.Обновлен и перечень сведений, которые преподаватель должен заполнить в заявлении:

  • уровень образования (квалификации),
  • результаты профессиональной деятельности,
  • имеющиеся квалификационные категории,
  • должность, по которой будет проходить аттестация.

Главное изменение — из Порядка исключен срок действия категории 5 лет. Это значит, что первая и высшая категории, присвоенные с 1 сентября 2023 года, будут бессрочными.

  • Квалификационные категории, присвоенные до вступления в силу нового Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

Основания для присвоения первой и высшей категорий остались прежними.

Аттестация на квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник»

Цель аттестации на эти категории — выявить и использовать потенциальные возможности учителей в методической помощи и наставнической деятельности.

У процедуры есть ряд особенностей:

  • Аттестацию инициирует педагог.
  • К процедуре допускаются только педагоги с высшей категорией.
  • Категорию устанавливают при условии, что педагог выполняет дополнительные функции, касающиеся методработы или наставничества.
  • Работодатель должен представить в комиссию ходатайство с описанием методической или наставнической деятельности педагога.

Основания для присвоения категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» Категория Основание для присвоения Педагог-методист Руководит методобъединением, активно участвует в методической работе школы Руководит разработкой программно-методического сопровождения, в том числе для реализации инновационных образовательных программ и проектов Оказывает коллегам методическую поддержку при подготовке к профессиональным конкурсам и помогает им в профессиональном развитии Передает опыт по использованию авторских учебных и учебно-методических разработок Педагог-наставник Руководит практической подготовкой студентов по образовательным программам СПО, ВО Является наставником педработников образовательной организации, активно сопровождает их профессиональное развитие Содействует подготовке коллег, в том числе молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства Распространяет авторские подходы и методические разработки в области наставничества

Присвоение одной из этих категорий предполагает, что педагог будет выполнять в образовательной организации дополнительные обязанности, связанные с методической работой или наставничеством. Сроки действия категорий в Порядке не указаны.

В новом Порядке четко сказано, что наличие категорий является основанием для дифференциации оплаты труда. А это значит, что за дополнительные обязанности педагоги смогут получать и дополнительную оплату.

Отказ от аттестации педагогических работников

Сотрудники не могут отказаться от аттестации на соответствие. Это обязательный процесс. В случае отказа педагога решение об аттестации комиссия принимает в его отсутствие.

  • Если работник не смог присутствовать на заседании комиссии по уважительной причине, процедуру переносят.

Аттестация на первую и высшую категории

Проводит комиссия из 7 человек, которая сформирована органами государственной власти региона. В процедуре присвоения первой или высшей категории изменений нет. А вот в сроках есть. Вернее, эти сроки отсутствуют. Ранее первая и высшая категория присваивалась сроком на 5 лет. Далее ее необходимо было подтверждать или повышать (если речь идет о первой категории). Теперь же слова и упоминание сроков отсутствует. И это интересный момент.

«педагог-наставник», «педагог-методист»

Здесь нет заметных изменений. Важно:

  • может получить эту категорию только педагог, который имеет высшую квалификационную категорию;
  • о сроках действия категории ничего не сказано. Но если в условиях прописано, что эту категорию может получить только учитель с высшей категорией, то вполне понятно, почему сроки отсутствуют.
  • Хотя сказано, что эти категории закреплены «при условии выполнения дополнительных обязанностей, связанных с методической или наставнической деятельностью».

А оплата?

Понятное дело, что предполагается, что работник будет выполнять дополнительные обязанности в связи с присвоением ему вновь введенных квалификационных категорий.

«55. Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения и является основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников за наличие квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник».Основная цель аттестации учителей – проверить насколько соответствует учитель занимаемой должности. Аттестация проводится в том же образовательном учреждении, где и работает учитель, а для получения более высокой квалификационной категории – на уровне города или региона. По её итогам подтверждается уровень квалификации, позволяющий двигаться вверх по профессиональной лестнице, и отсеивать специалистов, не соответствующих высоким профессиональным стандартам. Результаты аттестации позволяют руководителям общеобразовательных организаций усилить свой кадровый состав.

Что изменится?

✅ Выслуга лет не будет влиять на продвижение по карьерной лестнице. В основу будет браться профессионализм педагога. Таким образом, карьерный рост станет более понятным и прозрачным.

✅ Если раньше в разных регионах была своя система оценивания, и не существовало единого порядка для преподавателей всей страны, то теперь учителей будут оценивать по единой шкале по всем регионам России, - по Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ). В оценочные работы будут включаться:

  • письменная работа по преподаваемому предмету;
  • анализ образца профессиональной деятельности;
  • динамика успехов учеников в учёбе;
  • решение педагогического кейса - сложной ситуации из реальной практики учителя и пр.

✅ Создадут специальный преподавательский рейтинг, который будет зависеть от профессиональной деятельности.

✅ Будет две квалификационные категории: учитель-методист и учитель-наставник.

✅ Учителя смогут разрабатывать оптимальную концепцию подготовки школьников по нормам и правилам новой системы образования ФГОС.

✅ Обязательная аттестация для всех педагогов (раз в 5 лет) будет проводиться для подтверждения соответствия занимаемой должности. По двум занимаемым должностям необходимо пройти аттестацию по каждой из них.

Обязательная аттестация после 3-х лет работы учителей для молодых специалистов.

От обязательной аттестации освободят учителей, отсутствовавших на работе по болезни более 4-х месяцев подряд, и пребывающих в отпуске по беременности и уходу за ребёнком до 3-х лет.

За отказ проходить аттестацию могут перевести на другую должность или уволить (ст. 21 Трудового кодекса РФ).

✅ Добровольная аттестация проводится по желанию учителя, когда он претендует на более высокую квалификацию или должность.