И сегодня она празднует свое 150-Летие! Шварцвальдская железная дорога - одна из самых красивых и известных железнодорожных линий в Германии и одна из главных достопримечательностей курортного региона Шварцвальд (“Черный лес”) в земле Баден-Вюртемберг. Для любителей железных дорог Шварцвальдская железная дорога занимает одно из первых мест в списке фаворитов. Она известна своими живописными видами, т.к. проходит через густые леса, луга и горные долины. По пути поезд делает множество остановок в небольших городках и деревнях. Исторический маршрут Шварцвальдовской железной дороги составляет 149 км от Оффенбурга до Зингена, хотя Deutsche Bahn также называет Шварцвальдской железной дорогой весь маршрут от Карлсруэ до Констанца на Боденском озере, общая протяженность которого сотставляет 250 км.
Немного истории
Мало мостов - много туннелей: таков был принцип пионера железнодорожного дела инженера-строителя Роберта Гервига (1820-1885 гг.), когда он начал планировать Шварцвальдскую железную дорогу и впоследствии должен был создать такую железнодорожную линию, "которая станет почетным и славным памятником великогерцогскому правительству и знаниям и мастерству баденских инженеров на все времена". Чтобы получить представление, как построить железную дорогу, Роберт Гервиг пешком исследовал долины и горы.
Уже в 1838 году появились первые соображения о строительстве новой железнодорожной линии, поскольку туристы открыли для себя регион Шварцвальд как место для отдыха и пеших прогулок. Однако добираться в Шварцвальд в то время было долго и сложно.
В 1865 году начались строительные работы на участке Оффенбург – Хаузах. И уже через год по нему пошли первые поезда. Строительство сложного горного участка Хаузах – Виллинген затянулось. И лишь10 ноября 1873 года извилистая и богатая тоннелями линия была официально открыта для движения.
В чем уникальность Шварцвальдской железной дороги
Она прокладывает свой путь через Шварцвальд по большей части по склонам и буквально "приклеена" к горам. Это означало, что от мостов можно было почти полностью отказаться.
По сравнению с другими горными железными дорогами, это была настоящим инженерным прорывом. Особенностью этой железнодорожной линии являются многочисленные туннели и два поворотных петли, которые впервые были использованы для преодоления экстремального перепада высот между Хорнбергом и Зоммерау без чрезмерных уклонов.
Шварцвальдская железная дорога преодолевает около 448 метров над уровнем моря между Хорнбергом (384 м над уровнем моря) и Зоммерау (832 м над уровнем моря) с максимальным уклоном всего 20 на милю. Это стало возможным благодаря инженерной хитрости: воздушная линия протяженностью 11 километров между Хорнбергом и Зоммерау была расширена до железнодорожной линии длиной 26 км. Для этого пришлось построить две реверсивные петли и пробить 36 туннелей в скале в тяжелейших условиях.
В самом длинном тоннеле, Sommerautunnel, пересекается водораздел между Рейном и Дунаем.
Прежде чем добраться из Оффенбурга до станции Хорнберг, поезд пересекает долину Райхенбах - единственный виадук на всем пути в Констанц.
Железнодорожный виадук Хорнберг - это арочный мост, построенный между 1924 и 1925 годами. Виадук длиной 150 м, высотой 24 м имеет семь арок шириной 14,50 м каждая, которые опираются на шесть опор и две мощные опоры. Он состоит примерно из 14 000 м³ бетона и облицован примерно 3800 м³ гранитных камней. Строительство позволило заменить старый стальной мост, построенный в 1869-1871 годах, и расширить железнодорожные пути до трех.
Виадук пережил даже самые сильные бомбардировки во время Второй мировой войны и является одним из самых ярких архитектурных памятников в долине Кинциг.
Шварцвальдская железная дорога одна из немногих горных железных дорог в Германии, которая на всем протяжении имеет двухпутную дорогу. Также интересно отметить, что она является памятником культуры в соответствии с § 2 (1) Закона Баден-Вюртемберга об охране памятников культуры (DSchG Baden-Württemberg).
О том, какие достопримечательности можно посмотреть, путешествуя по Шварцвальдовской железной дороге, рассскажу как-нибудь в следующий раз. 🚂
Viele Grüße vom Bodensee 🍀
Marta