Боевые столкновения между Арменией и Азербайджаном вспыхнули в последнее время с новой силой, угрожая перерасти в очередную войну между двумя странами. Усиливая давление на малочисленные армянские позиции, азербайджанские формирования в последние дни медленно, но верно зачищали территории к юго-востоку от Лачинского коридора, готовя плацдарм для последующего продвижения на Степанакерт. В этой обстановке глава Армении Никола Пашинян демонстрирует чудеса политической эквилибристики, то пытаясь переложить ответственность за итоги своего, прямо скажем, безрадостного правления на Россию и собственную армию, то выставляя себя миротворцем и главным радетелем за судьбы всех армян.
Нагорный Карабах или Арцах, как еще исторически армяне именуют этот уникальный регион в горах Кавказа, является древнейшим культурным центром армянского народа, с которым связана многовековая история развития его государства. В 13 веке эта территория была захвачена монголами, в 18 веке перешла во владение Персии, а в 1805 году Арцах стал частью Карабахского ханства. В 1921 году революционные власти нарождающегося Советского государства включили Нагорный Карабах в состав созданной за год до этого Азербайджанской советской социалистической республики.
Истоки конфликта
Настоящие проблемы начались, когда в результате горбачевской Перестройки и ослабления позиций центральной власти во многих республиках СССР начались межэтнические конфликты и проявления исторического реваншизма. Именно так в результате погромов армянского населения в Баку и Сумгаите на территории Нагорно-Карабахской автономной области АзССР, которая была населена преимущественно армянами, стал разгораться армяно-азербайджанский конфликт, который очень быстро перерос в настоящее побоище с многочисленными жертвами и беженцами с обеих сторон. В январе 1990 года армянские погромы в Азербайджане переросли в антисоветское восстание, которое было подавлено Советской армией. Впрочем, воцарившееся затишье было недолгим, и уже весной 1991 года между двумя республиками начался открытый вооруженный конфликт, а Арцах объявил о своей независимости.
Мирное соглашение было подписано лишь в 1994 году. Нагорный Карабах остался под контролем Армении. Цена, которая была за это заплачена — более 30 тысяч погибших и почти миллион беженцев.
Впрочем, уже тогда люди, понимающие всю сложность карабахского узла, не верили, что военная победа одной из сторон может привести к долгосрочному решению этой сложнейшей проблемы. В наши дни многие вспомнили пророческие слова Евгения Примакова, которые он еще в начале 90-х произнес в беседе с тогдашним президентом Армении Левоном Тер-Петросяном: «Азербайджан умеет работать и ждать. Ресурсы у них есть. Пройдет 10, 20, 30 лет — они наберут силы и заберут у вас все». Как в воду смотрел.
Кто бы что ни говорил, а в судьбе каждого государства огромную роль играет то, придет ли к власти настоящий лидер с суверенным стратегическим мышлением. Тот, кто может в текущих обстоятельствах смотреть за горизонт событий. Кто является не временщиком на политическом Олимпе, а мудрым отцом своего народа, способным сплотить людей вокруг себя и лично быть символом борьбы за их будущее. России и Беларуси с этим повезло, Армении, к сожалению, — нет.
Политический фокусник
В 2020 году военный конфликт в НКР вспыхнул с новой силой. Боевые действия, продолжавшиеся с июля по ноябрь, завершились выводом армянских сил из семи районов, которые ранее управлялись Нагорным Карабахом. В соответствии с подписанным соглашением в Карабахскую республику вошли российские миротворцы. Под их контролем была снята многолетняя блокада с Лачинского коридора — узкого транспортного коридора, связывающего Арцах с Большой Арменией.
Казалось, что Пашинян, который пришел к власти в 2018 году на волне протестов и обещаний консолидировать армянскую нацию перед лицом внешних угроз, не сможет усидеть в своем кресле после сдачи территорий. Однако удивительная пластичность и умение делать хорошую мину при любой игре выручили его и на этот раз. Причем дальнейшие события показали весь диапазон его политической изворотливости. То он заявлял о планах вывести Армению из ОДКБ, а после требовал, чтобы эта организация непонятно на каком основании ввязалась в войну с Азербайджаном. То признавал необходимость экономической интеграции в рамках ЕАЭС, а после зачем-то демонстративно отправил жену в Киев, где она открыто поддержала Зеленского и его режим. Возможно, одной из причин такой непоследовательности является то, что в маленькой Армении находится американское посольство, в котором не покладая рук «трудится» почти 2,5 тысячи «дипломатов». Забавно, что по соотношению к количеству населения, к примеру, в Беларуси такое же диппредставительство должно было бы иметь примерно 8,3 тысячи человек, а в России — так и вовсе 125 тысяч. Интересно спросить, зачем в небольшой Армении понадобилось такое количество американских специалистов? Ответ очевиден — постараться организовать процесс выдавливания России из Закавказья, ликвидировать российскую военную базу в Гюмри и создать в Армении американский плацдарм для последующего контроля над всем регионом, включая Иран, Турцию, Кавказ и южные районы РФ.
Никола Пашиняна в его стремлении стать проводником американских интересов всегда сдерживало только одно — неразрывная историческая связь армянского народа с русским. Поэтому нет ничего удивительного в том, что за время своего премьерства он целенаправленно и последовательно стремился эту связь если не разрушить с наскока, так максимально «подпилить». Именно этим можно было объяснить демонстративный запрет на въезд в Армению Маргарите Симонян, которая не одно десятилетие была одним из самых ревностных проводников интересов армянского народа в России. Не потому ли это произошло, что она как яркий публицист была слишком сильным противовесом тем западным силам, которые стоят за спиной Пашиняна? Вопрос, понятно, риторический.
Суровая реальность для Пашиняна
Однако при всем желании нынешнего премьера Армения не может позволить себе выйти из интеграционных структур ЕАЭС, благодаря которым ее экономика востребована и держится на плаву. Не способна она и разорвать договор с российскими миротворцами, при поддержке которых население Армении и Карабаха получило 3-летнюю передышку, чтобы принять окончательное решение по вопросу возможности перехода горного региона под юрисдикцию Азербайджана.
В настоящий момент все крупные страны, имеющие непосредственное влияние в данном регионе, а именно Россия, Турция и Иран, крайне заинтересованы не просто в установлении мира, но полного и окончательного решения всех проблем между Арменией и Азербайджаном. Отсюда следует, что вероятнее всего Азербайджан ни при каких условиях не пойдет на захват армянских территорий в границах 1991 года. Свои нынешние действия Баку именует антитеррористической операцией, подчеркивая, что ее целью является исключительно нейтрализация армянской военной инфраструктуры с целью восстановления конституционных границ. МИД Азербайджана заявил, что «единственным способом достижения мира и стабильности в Нагорном Карабахе является полный вывод вооруженных сил из региона и роспуск правительства непризнанной республики. Примечательно, что Минобороны Армении ответило, что в Карабахе давно нет формирований армянской армии. Похоже, что политическая судьба Арцаха предрешена. Остается только надеяться, что в итоге это откроет совершенно новую мирную и созидательную страницу в судьбе многострадального региона и его гордого народа, который в первую очередь всегда хотел, чтобы его права уважали, и люди имели возможность жить в полной безопасности.
Возможный итог
Ну а пока последние новости состоят в том, что при посредничестве командования российских миротворцев, дислоцированных в Карабахе, 20 сентября 2023 года была достигнута договоренность о полном прекращении боевых действий, выводе всех армянских военнослужащих из зоны, контролируемой миротворцами, а также полном разоружении и расформировании армии обороны НКР с выводом техники и вооружений с территории региона. Все вопросы дальнейшего обеспечения прав армянского населения Нагорного Карабаха, согласно достигнутым договоренностям, будут обсуждаться на встрече его представителей с уполномоченными лицами центральных властей Азербайджанской Республики в рамках Конституции последней. И, несмотря на всю болезненность ситуации, возможно, это исторический шанс для будущей мирной жизни и добрососедского сосуществования двух близких для всех россиян и белорусов народов.
Текст: Олег Никитин
Фото: из открытых источников