Найти тему
Sputnik Южная Осетия

Александр Олешко: "Я хочу быть для зрителей родным человеком"

   © Анна Кабисова
© Анна Кабисова

Дом Вахтангова создавало много людей. Безусловно, самый главный человек на энергии которого идея держалась и была доведена до такого удивительного завершения и начала новой жизни, – это Кирилл Игоревич Крок. Когда артист говорит о своем директоре, то в этом есть некоторая неловкость, все ищут второе дно, но я искренне хочу сказать, что восхищаюсь этим человеком. Можно много говорить, но мало делать. А он столько делает – привел в идеальное состояние театр Вахтангова в Москве и сделал все, чтобы здесь во Владикавказе появилось потрясающее пространство: и концертная площадка, и уникальный музей с потрясающей экспозицией, и кафе, где можно вкусно поесть. Сегодня утром я завтракал и видел, как местные жители приходят на чашечку кофе, общаются, фотографируются на фоне прекрасного интерьера. Это самое настоящее чудо – создание такого пространства в доме, который разрушался и осыпался...

Во Владикавказ с творческой программой прибыл заслуженный артист России, актер Театра имени Евгения Вахтангова, артист кино, эстрады, телеведущий Александр Олешко.

В арт-кафе Дома Вахтангова с 18 по 20 сентября проходят творческие вечера артиста. Перед встречей с журналистами Александр Олешко посадил куст сирени на памятной сиреневой аллее возле Дома Вахтангова, высаженной гостями и артистами театра Вахтангова во время торжественного открытия Дома в мае этого года.

Пресс-конференция началась с подарков: артист привез во Владикавказ уникальные произведения искусства – фарфоровую статуэтку с сюжетом из знаменитого спектакля "Принцесса Турандот", сделанную скульптором Астой Бржезицкой на Дулевском фарфоровом заводе, а также куклу Евгения Вахтангова в образе осетинского Деда Мороза в костюме с национальными атрибутами, созданную Светланой Омельченко.

Александр Олешко вручил подарки Дому Вахтангова и поделился первыми впечатлениями о том, что увидел.

Это настоящее чудо

Дом Вахтангова создавало много людей. Безусловно, самый главный человек на энергии которого идея держалась и была доведена до такого удивительного завершения и начала новой жизни, – это Кирилл Игоревич Крок. Когда артист говорит о своем директоре, то в этом есть некоторая неловкость, все ищут второе дно, но я искренне хочу сказать, что восхищаюсь этим человеком. Можно много говорить, но мало делать. А он столько делает – привел в идеальное состояние театр Вахтангова в Москве и сделал все, чтобы здесь во Владикавказе появилось потрясающее пространство: и концертная площадка, и уникальный музей с потрясающей экспозицией, и кафе, где можно вкусно поесть. Сегодня утром я завтракал и видел, как местные жители приходят на чашечку кофе, общаются, фотографируются на фоне прекрасного интерьера. Это самое настоящее чудо – создание такого пространства в доме, который разрушался и осыпался...

Память о Юлии Борисовой должна жить во Владикавказе

Три дня назад было сорок дней, как от нас ушла Юлия Борисова – наша прекрасная Турандот, народная артистка Советского Союза, звезда Театра Вахтангова, но звезда не в пошлом понимании 21-го века, а настоящая путеводная звезда. Благодаря Юлии Константиновне этот дом не снесли. И слава Богу… В 80-е годы после спектакля она остановила аплодисменты и озвучила руководству города просьбу не сносить дом, где жил Вахтангов. По моей просьбе Дулевский завод изготовил две уникальные скульптуры по формам 1972 года – здесь есть специальный сертификат с именем скульптора Асты Давыдовны Бржезицкой, которая была так вдохновлена спектаклем "Принцесса Турандот", что посмотрела его 27 раз и создала скульптурную композицию – это сцена из спектакля с Юлией Борисовой. Подарок очень символичный. Горько, что Юлия Константиновна нас покинула… Да, она прожила большую красивую жизнь, но все равно для талантливых людей хочется просить у Бога дополнительных 20-30-40 лет. Одну скульптуру я подарил театру Вахтангова, а вторая приехала во Владикавказ и будет здесь жить и хранить этот Дом.

Дед Мороз, которого играет Вахтангов

Мы не успеем оглянуться, как наступит Новый год. Замечательный мастер Светлана Омельченко как-то вдохновилась моей коллекцией Дедов Морозов (у меня их больше 800 штук), которая выставлялась в ГУМе в Москве. И стала изготавливать игрушки из ваты по технологиям советского времени. Вдохновившись тем, что у Вахтангова опять будет свой дом во Владикавказе, она создала Деда Мороза, которого "играет" Вахтангов – это ее фантазия. Я подумал, что эта красота должна жить во Владикавказе под елкой, и Дому будет радостно и тепло от этих вещей.

Когда такое место появляется в городе, то энергия радости и красоты будет распространяться вокруг и дарить дополнительную радость, а значит, и продлевать жизнь тем людям, которые сюда приходят. Вчера прошел мой первый творческий вечер в Доме Вахтангова, я смотрел на зрителей и был рад, что это знакомство наконец состоялось. Все вместе мы добавили радости этому Дому, городу, стране, миру, планете Земля. Приходите сюда за радостью, впечатлениями и новыми знаниями. Пусть память о Вахтангове живет и продолжается.

Об уходе из жизни советского поэта-песенника Николая Добронравова и о том, почему и сегодня жива советская песня

Советская песня жива, потому что создавалась не по бизнес-раскладу, не для хит- парадов, не для премий, а по велению сердца и души. Это высказывание талантливых и очень образованных людей, в этих песнях частица их энергии, и поэтому такая песня всегда жива. Последние 15-20 лет у нас в стране практически не создаются песни, которые бы радовали сердце и душу, которые лечат и помогают жить. То же самое можно сказать про советские фильмы: в них до сих пор чувствуется энергия талантливых, образованных и культурных людей. Создатели советских фильмов и песен уходят, но не умирают, а продолжаются в творчестве, воспоминаниях людей о них, в их добрых делах. Для меня, в этом смысле, самый яркий пример – это Юрий Никулин. Его очень давно нет в живых, но о нем вспоминают каждый день во всех уголках нашей огромной страны, потому что он сделал много доброго.

О цирке и династии Кантемировых

Я хотел работать в цирке, но не случилось. Безусловно, Кантемировы – легендарная цирковая династия, и если мне не изменяет память, то известен факт, что они прям с манежа цирка на Цветном бульваре на лошадях уехали на фронт…

Кантемировы, Александровы-Серж, Дуровы и многие другие династии прославили советский цирк. Этот жанр один из самых моих любимых в цирке: я начинаю плакать от восторга, когда наблюдаю, как эти люди работают, какие они смелые и красивые. Для меня цирк – самое честное искусство, а после цирка идет театр, потому что под фонограмму ты не прыгнешь сальто-мортале, не войдешь в клетку со львами, не прокатишься на лошади… А после театра идет кино: в театре артист и проверяется, так как в кино монтаж играет большую роль, а в театре, если ты видишь, что у артиста нет мастерства или волшебства, или Божьего дара, то зритель сразу это чувствует и просто благополучно засыпает…

Все хотели угостить меня осетинскими пирогами

Я выхожу на сцену с пяти лет и каждый раз для меня – это как первый раз и как последний... Мне очень приятно, что во Владикавказе ко мне такое доброе отношение. Все хотели угостить меня осетинскими пирогами. В первый вечер я выходил, меня встречали аплодисментами и криками "браво", а ведь я еще ничего не сделал. Это хорошо, значит, такой кредит доверия я заработал чем-то до. Но самое важное, что когда ты уходишь, то тебе тоже кричат "браво".

Известный советский конферансье Борис Брунов (кстати, стол из его квартиры теперь украшает экспозицию Дома Вахтангова) однажды сказал: "Если вы хотите проверить, насколько вы нужны зрителю, то надо проводить концерты в самые сложные для продажи билетов дни: понедельник-вторник-среда", ведь это начало рабочей недели, и люди обычно "раскачиваются" ближе к концу недели. И мы проверили это во Владикавказе: мне приятно, что билеты на все три творческих вечера были заранее распроданы, что говорит об одном, – я нужен людям.

Ко мне подходили самые разные люди и говорили: "Вы – свой, вы – наш". Это самое дорогое. Когда артист становится своим, родным, то это ответ на то, что я делаю. Значит, я не обманываю людей, ради которых занимаюсь творчеством всю жизнь.

О жизни в Доме Вахтангова

Спалось здесь мне очень хорошо (в Доме Вахтангова оборудована мини-гостиница – ред.). Время от времени я просыпался и думал о том, что мой номер соседствует с той комнатой, которая, по предположениям на 99 процентов, была комнатой Вахтангова. Этому есть документальные подтверждения: Вахтангов описывал свою комнату: "В одно окно видно храм, в другое – реку Терек". Интересно, что благодаря моей профессии я уже спал несколько раз в разных музеях. На съемках сериала "Екатерина. Взлет" (Олешко играл художника Федора Рокотова – ред.), ожидая своего выхода на площадку, я три часа спал в янтарной комнате Екатерининского дворца. У кого-то вообще есть такая опция? (улыбается – ред.). И вот теперь я могу сказать, что жил в доме, где когда-то на протяжении двадцати лет жил Евгений Вахтангов и смотрел в эти же окна… Эта энергия никуда не девается. Здесь все с такой любовью сделано. Первое, что вчера я сделал – аккуратно прикоснулся к старинным дверям, к которым прикасался этот человек, поцелованный Богом…

Я собираю все, что связано с советским Новым годом

Зачем мне столько Дедов Морозов? Я не коллекционер, а собиратель. И когда в доме уже невозможно бывает поставить ногу, чтобы не наступить на Дедов Морозов и Снегурочек, то я все это собираю и раздаю в музеи. С моей коллекцией было уже много выставок, а самая большая коллекция находится в музейном комплексе Вятское в Ярославской области. Коллекция "Новый год круглый год" – это не только Дед Морозы и Снегурочки, но и советские елочные игрушки, журналы и открытки – все, что связано с советским Новым годом. И самая частая фраза на выставках моей коллекции, которую я слышал: "О, у нас такой на антресоли хранится", "О, нам такую бабушка дарила". И вот это "О!" – самое для меня важное, потому что я хочу показывать современным продвинутым детям с гаджетами, что раньше Дедов Морозов делали своими руками, и они были самыми красивыми и желания исполняли. Я всем Дедам Морозам нашептывал, что хочу стать артистом, и они выполнили мое желание с лихвой (улыбается – ред.). А сегодня во Владикавказе мне даже вручили звание "Народный артист России" – с подарком пришел ваш замечательный скульптор Михаил Дзбоев и подписал свой подарок: "Народному артисту России Александру Олешко". Я сказал, что я не народный, а заслуженный. Но Михаил настаивал на своем и сказал, что не ошибся. Так что, в его глазах я стал народным артистом (улыбается – ред.).

А если серьезно, то я не люблю всю эту звездную муть. Когда мы про Никулина говорим, то разве звучит слово "звезда"? Мы говорим, что он родной человек. Я хочу быть для зрителей родным человеком, а если не родным, то хотя бы понятным и добрым. Остаться человеком для меня самое главное.

Творческое завещание Евгения Вахтангова

"Без праздника нет спектакля" – говорил Вахтангов. Если хотите, это его творческое и человеческое завещание. Это не значит, что спектакли должны быть только развлекательными. Он имел в виду, что жизнь и творческий процесс – это действительно праздник. Вот мы разговариваем с вами сейчас, мы здоровы, над нами чистое небо, свежий воздух – это и есть праздник.

Евгений Вахтангов рано ушел из жизни, но он не умер, а продолжился в своих учениках и воспоминаниях о нем. За очень короткое время он столько сделал, сказал, написал, что этого хватает и нам в 21 веке. Он был подарен всем нам, Владикавказу, всей стране для того, чтобы мы удивлялись и понимали, что вот есть такой пример для подражания. А мы же все торопимся и говорим: "Ну ладно, придет время, подождите". Время не придет, оно, наоборот, уходит… Поэтому успейте сказать доброе слово, сделать доброе дело, посадить дерево, протянуть руку помощи – успейте это сделать.

Россия – душа планеты Земля

Мы сегодня переживаем уникальный и наисложнейший период в истории, из которого выйдут живыми и невредимыми люди, в которых есть вера в то, что это Божий замысел. Такая сепарация сейчас происходит: идти налево или идти направо. Это нужно пережить и по возможности сохранять спокойствие. Я всегда вспоминаю в этом случае простую, но важную фразу: "Делай, что должно, и будь, что будет". Есть еще одна фраза: "Даже если завтра конец света, сегодня сажай дерево", что я сегодня и сделал в очередной раз (улыбается – ред.). Помните, как все боялись наступления 2000 года, но мы продолжаем жить, хотя свет на планете выключили… Но выключили не везде: у нас он остался. Вы помните советскую гирлянду? Одна лампочка перегорит и не работает вся гирлянда, но если ее "бабахнуть" об стол, то вдруг она загорается, начинает мерцать, и все в порядке. Вот так и мы усилием воли… Я всегда понимал Россию как душу планеты Земля. Поэтому зажжется свет и все будет хорошо.

Александр Олешко - член Союза театральных деятелей России и Международного творческого Союза деятелей эстрадного искусства. Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, (2021). Обладатель многих театральных и кинематографических премий.

В московском Театре имени Евгения Вахтангова играет главные роли в спектаклях "Мадемуазель Нитуш" и "Павел I", а также выходит на сцену в концертах "Давайте негромко...", "Приношение ко Дню победы" и в программах, подготовленных им специально для детской аудитории – "Сказка о царе Салтане", "Красная шапочка", "Аленький цветочек", "Щелкунчик". В текущем году творческая деятельность артиста отмечена высокими наградами: за исполнение заглавной роли в спектакле "Павел I", Александр удостоен Российской Национальной актерской премии имени Андрея Миронова "Фигаро" в номинации "За блистательное служение театральной сцене", театральных премий "Хрустальная Турандот" и "МК" в номинации "Лучшая мужская роль", а также ежегодной премии Luxury & SUCCESS Awards в номинации "Успех" - "За воплощение исторических образов в театре и кино".