Найти в Дзене

Корабельный инженер

Итак, Владимир Полиевктович Костенко, будущий корабельный инженер, родился 20 сентября 1881 года в Полтавской губернии. Классическую гимназию окончил с золотой медалью и сразу же поступил на первый курс кораблестроительного отделения Морского инженерного училища императора Николая I, располагавшегося в г. Кронштадте, которое в 1904 году закончил также с золотой медалью и занесением его фамилии на мраморную доску почета. Уже в дипломном проекте он разработал ряд технических новшеств и применял их впервые в мировой практике, будучи помощником строителя броненосца «Орел», на который вскоре был назначен корабельным инженером и вместе с эскадрой боевых кораблей двинулся на Дальний Восток для участия в военных действиях против японского флота. Участие в этом беспримерном морском походе, закончившимся Цусимским сражением, вооружило Владимира в самом начале его технической деятельности практическим опытом в вопросах военного кораблестроения и дало толчок для дальнейших исследовательских работ.

Итак, Владимир Полиевктович Костенко, будущий корабельный инженер, родился 20 сентября 1881 года в Полтавской губернии. Классическую гимназию окончил с золотой медалью и сразу же поступил на первый курс кораблестроительного отделения Морского инженерного училища императора Николая I, располагавшегося в г. Кронштадте, которое в 1904 году закончил также с золотой медалью и занесением его фамилии на мраморную доску почета. Уже в дипломном проекте он разработал ряд технических новшеств и применял их впервые в мировой практике, будучи помощником строителя броненосца «Орел», на который вскоре был назначен корабельным инженером и вместе с эскадрой боевых кораблей двинулся на Дальний Восток для участия в военных действиях против японского флота. Участие в этом беспримерном морском походе, закончившимся Цусимским сражением, вооружило Владимира в самом начале его технической деятельности практическим опытом в вопросах военного кораблестроения и дало толчок для дальнейших исследовательских работ.

Цусимское сражение, как известно, было проиграно, но броненосец «Орел», получив 140 прямых попаданий крупными снарядами, смог удержаться на ровном киле до конца боя. Костенко впервые в мире применив в аварийных условиях таблицы непотопляемости своего учителя морского академика А.Н. Крылова, смог предотвратить опрокидывание «Орла».

Позже, в 1909 году, находясь в Англии в качестве ведущего российского инженера и руководителя группы слушателей кораблестроительного отделения Военно-морской академии, он знакомится с чертежами знаменитого «Титаника» и обращает внимание его конструктора Томаса Эндрюса на грубые ошибки в системе непотопляемости. «Поймите, одна небольшая пробоина и «Титаника» не станет» - говорил он. Но англичанин, к сожалению, не обратил на это внимания.

В 1910 году за революционную деятельность против царя Костенко был арестован, заключен в Петропавловскую крепость и вскоре осужден на 6 лет каторги, но по ходатайству морского министра, адмирала И. К. Григорьевича, был помилован Николаем II, со словами – «Нам талантливые люди нужны». После этого Костенко работает на различных судостроительных заводах страны, за пред- и послереволюционные годы меняет целый ряд должностей и званий, а в 1924 году становится членом правления по технической части Ленинградского «Судотреста».

В 1928 году его арестовывает уже советское правительство по сфабрикованному делу «Судотреста», обвиняя во вредительстве, заключавшемся в перерасходе сметной стоимости транспортных судов, и приговаривает ни больше ни меньше – к расстрелу. Обратимся к воспоминаниям дочери Натальи Владимировны: «Впоследствии папа рассказывал: «Обычно приговор приводят в действие на рассвете. На девятый день после объявления приговора в 5 часов утра загремел замок моей одиночной камеры и мне приказали: «Собирайтесь». Вели меня по длинному тюремному коридору. Я знал, что если в конце поведут налево – расстрел, направо – возможны какие-либо изменения судьбы. У несправедливо осужденного теплится надежда на чудо – высшую Божественную помощь». Папу повели направо и зачитали новый приговор: «Ссылка на 10 лет в Соловецкий лагерь особого назначения» (СЛОН)».