И надо иметь очень большую осторожность, чтобы разуметь тайное значение Крестоношения Крестоносца. Если у Бога мы не спрашиваем озарения к Познанию Истины тайны Креста, вместо сияющего Креста получаем пылающий Крест отчаяния, — вот, ничего не получается.
Кто не со Страхом Божиим ограждает себя Крестным Знамением, лишает себя благодати Божией и попадает в прелести сладострастия и гордости злонравия своего. А кто истинно кается в своих грехах и со Страхом Божиим осеняет себя крестным знамением, пожигает в себе страсть и спасается как правый на Кресте. Но кто отчаивается и входит в уныние, съедает себя своим томлением. И нет у этого человека истинного покаяния, и он начинает сопротивляться Богу, и погибает как левый на Кресте. Этот человек не ждёт скорбей как дорогих гостей, он даже в этом не понимает, он ничего не может сделать с собой, он в плену у дьявола, не молится с любовью за обижающих и не благодарит Господа за скорби.
Кто Крест терпит - смерть делает праздною, воскрешается из мертвых, ад побеждает и живёт в мире, любви и согласии. Борьба православного подвижника не против тела, а против страстей и духов злобы поднебесной. И от Бога удаляет нас не тело, которое служит сосудом для Духа Святаго, а сладострастие - то есть страсти, 8 этих страстей с их услаждениями — вот что нас удаляет от Бога. Пишем эти грехи, что страсти нас удаляют от Бога, потому что нам они нравятся. Страха Божьего нет, и мы опять ублажаем себя страстями.
Господь установил тайну Причастия Тела и Крови Своей в Церкви своей для того, чтобы Огнём Своего Божества с корнем даже до седьмого колена, представляете? Даже до седьмого колена всё проклятие искоренить из нас огнём, искоренить грехи наши, и даёт нам право войти в сообщество, в Его Святость и Правду, в Его Нетление, и дарует нам вечную жизнь в Царствии Небесном, чтоб сделать нас подобным по Образу с Ним: кротким, смиренным, милосердным, воздержанным от соблазна мира и утех, послушливым, терпеливым, целомудренным, научиться владеть законом Любви. А любовь долготерпит, любовь не злится, не раздражается, не ищет зла. И сделать нас достойными райских и вечных селений Света Нетленного.
А кто носит в себе, в сердце своём, помыслы недобрые, злобу и ненависть к ближнему, - тот вор, блудник и чародей. Тот не дерзай приближаться к Чаше Жизни, а если примет Тело и Кровь кроткого незлобивого Агнца Божия Иисуса Христа, то примет в суд и осуждение. Ревнуйте все о кротости, смирении, незлобии, особенно любовью, которая всё терпит, и причащайтесь, покрывайте все свои грехи. А это есть противоядие греху, это средство примирения с Отцом Небесным, Источником Обожения и силы против этого греха и смерти. И вот частым нашим Причащением устанавливается союз с Богом. Кто не причащается часто, - союз с Богом теряет, очень быстро теряет. Каемся в этих грехах, говорим прости, Господи, что теряем союз с Тобой. Иоанн Златоуст говорит, что наказание за грехи, то есть епитимия, очищает нас от самих грехов. Но если за грехи мы не несём наказания, то есть не выполняем епитимию, мы оказались безнаказанные, а это вредит нам больше, чем сами наши неотработанные грехи. Поэтому епитимия — это отработка наших грехов с сокрушенным сердцем.
Надо возненавидеть свои греховные поступки, со Страхом Божиим дать обет, что больше этих грехов совершать не будешь. Епитимия ослабляет страсти, а Страх Божий уничтожает. Если страсти не ослабевают и не отходят, значит нет Страха Божьего, и человек находится в плену у беса тщеславия. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что после исповеди мы даём обет, чтоб оставить и не прилепляться к удовольствиям мира и ко всей мирской суете, и мы входим во гроб покаяния и смирения, и Сам Господь сходит с Небес, и входит в наше тело как во гроб, соединяясь с нашими душами, и воскрешает их от мертвых по грехам и даёт Благодать в виде Тайны Воскресения, то есть даёт познать, что такое любовь к ближнему и Богу. А если этого у нас нет, то не вошёл Господь в наше тело, нет у нас любви к ближнему, да? По нашему невнимательному отношению к миру, полному удовольствий и наслаждений. И нет Страха Божьего у нас, чтобы от этих грехов не только отказаться, но и возненавидеть их, что малоценно и принадлежит только земному. Значит, нет истинного покаяния, нет милостыни духовной и душевной, нет и всякой добродетели, и нет у нас истинного послушания Богу через наставника и всякой нет у нас добродетели, без этого невозможно принять действие Благодати Святаго Духа, силой которого и начинается Истинная жизнь по Христу христианина. А мы пишем эти грехи, почему у нас не получается.
Если хочешь распять с Господом ветхого твоего человека, то устраняй от себя тех, которые сводят тебя с Креста, и приготовь сердце твоё благодушно переносить с любовью тех, кто тебя оскорбляет, унижает, смиряться перед всеми, обуздывать свои страстные пожелания, молчать языком и устами не осуждать никого в сердце твоём. Жди скорбей и телесных болезней как дорогих гостей, ибо благодаря им мы очищаемся от грехов и воскрешаемся в жизнь вечную, особенно во время поста, а их четыре раза в году, и среды, и пятницы, их 104 раза в году. Мы питаем страсти свои разнообразным многоядением, души ближних своих завистью, злобой и осуждением съедаем - такой пост Богу неприятен, а если хочешь, чтобы пост твой был угоден Богу - прости долги и отпусти с любовью на свободу, накорми голодных, нищих введи в дом, голодного одень, и тогда увидишь свет твой и исцелишься, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. (Ис. 58:8).
И тогда ты воззовёшь: "Господи", а Он скажет: "вот Я", и будет Бог Твой всегда с тобою. Вот каемся мы в этих грехах, если у нас этого состояния нет. Каемся в грехах: прости, Господи, нас.
Иеросхимонах Димитрий