Выполняю обещание рассказать, как Степан Бандера, решивший перехитрить своих германских кураторов, провозгласил 30 июня 1941 года (в день вхождения немцев во Львов) лозунг «про незалэжность» и тут же был арестован. Эту историю иногда называют "лембергским делом".
Украинцам, мечтающим о вхождении "незалэжной" в Евросоюз, стоило бы почитать протокол этого дела, как и протокол секретного совещания, состоявшегося в личном поезде Гитлера, о чем уже рассказывал. Можно прочесть ЗДЕСЬ:
"Акт 30 июня 1941 года" или "Акт провозглашения украинского государства" был принят на созванном оуновцами собрании, которое они назвали законодательным, а потом зачитан по лембергскому (львовскому) радио. Бандеровское руководство рассчитывало получить от немцев такой же статус, какой получили сателлиты нацистской Германии - Йозеф Тисо в Словакии и Анте Павелич в Хорватии. Первого Гитлер фактически принудил в 1939 году объявить о независимости Словакии под патронатом нацистской Германии. Второй был лидером усташей и в апреле 1941 года провозгласил марионеточное "Независимое государство Хорватия", сателлита Германии.
Однако бандеровцам пойти по тому же пути не удалось. Их "Акт 30 июня 1941 года" был воспринят нацистским руководством крайне негативно. Реакция последовала незамедлительно.
В украинском "Акте 30 июня 1941 года" отмечалось, что "Организация Националистов под руководством Степана Бандеры провозглашает создание Украинского Государства" и "призывает весь украинский народ не сложить оружия до тех пор, пока на всех украинских землях не будет создана Суверенная Украинская Власть". Далее в воззвании говорилось, что " Украинское Государство будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Великой Германией", а украинская армия "будет бороться дальше с Союзной Немецкой Армией против московской оккупации за Суверенное Соборное Государство и новый порядок во всём мире".
Несмотря на лозунги о сотрудничестве и взаимодействии с национал-социалистами рейха, идея о создании независимого украинского государства была немцами отвергнута.
Обратимся в первоисточнику - протоколу беседы (а по сути - допроса), проведенного заместителем государственного секретаря генерал-губернаторства Эрнстом Кундтом 3 июля 1941 года с украинскими националистами, в том числе со Степаном Бандерой.
Кундт сразу поставил их на место:
"Содержание этого циркуляра не соответствует фактам. Немецкой администрации, а также берлинским инстанциям о существовании украинского правительства в Лемберге не известно. С их ведома такое правительство не назначалось...
Текст, переданный по лембергскому радио ...несколько странен, потому что здесь говорится об украинском вермахте, который воюет плечом к плечу с немецкими солдатами ...тем самым распространяются небылицы. Здесь также говорится, что германский рейх и германский вермахт — ваши союзники. Это неверно: фюрер — единственный человек, который ведет борьбу, и украинских союзников не существует...".
Оуновцы стали оправдываться, вилять хвостами, утверждать, что они не собирались действовать вопреки интересам Германии, а наоборот - в ее интересах и т.п. Кундт, между тем, продолжая допрос, подчеркивал, что значение имеет не то, как они представляли себе сотрудничество, "а только вопрос, знало ли немецкое учреждение о провозглашении правительства".
Бандера ответил так:
"Прежде чем вы начали боевые действия, я приблизительно 15 июня подал в рейхсканцелярию меморандум, в котором сказано, что следует немедленно приступить к формированию правительства. Я отдал приказ после освобождения украинцев создать в небольших областях правительства земель, а в более крупных государственное правительство. Этот приказ перед началом операции был передан через границу повстанческим группам с распоряжением, чтобы эти группы тотчас же вступили в бой и создали на освобожденных территориях земельное и государственное правительство".
Вскоре после этого Бандера и ряд его сподвижников были арестованы.
О причинах ареста Бандеры дал показания в 1946 году бывший начальник отдела Абвер-ІІ полковник Эрвин Штольце:
"Бандера после оккупации г. Львова без ведома германских властей, в том числе Абвера, объявил об организации «самостоятельного» украинского правительства. Поскольку действия Бандеры противоречили планам германского правительства, отнюдь не намеренного предоставлять украинским националистам, не говоря уже об украинском народе, даже тени самостоятельности, Канарис предложил мне прекратить сотрудничество с Бандерой... Спустя некоторое время Бандера был арестован гестапо".
Подробнее об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:
21 июля 1941 года МИД Германии официально заявил, что провозглашение независимой Украины 30 июня 1941 года не имеет никакой юридической силы
1 августа было официально объявлено о включении Галиции в состав немецкого генерал-губернаторства, отказав украинским националистам в создании независимого украинского государства.