Найти тему
TV Губерния

Жительница Воронежа отправилась в экспедицию, чтобы отыскать родных

Оглавление
Фото: архив Дарьи Скрипниковой
Фото: архив Дарьи Скрипниковой

Я узнал, что у меня есть огромная семья… Так начинается знаменитое стихотворение Владимира Орлова. Многие воронежцы знают историю своей семьи на четыре или пять — если повезёт — поколений. Если повезёт — значит, если сохранились чёрно-белые фотографии в старом альбоме. А если не сохранились — старшее поколение расскажет молодому на семейном застолье пару историй, тех, что ещё остались в памяти. А что забылось, то забылось. И многие отнесутся к этому философски мол, что поделаешь, таков ход истории… Но героиня нашего текста решила иначе: рано сдаваться забвению! Однажды жительнице Воронежа Дарье Скрипниковой захотелось узнать о своих предках больше, и она отправилась в экспедицию.

Загадочный Игнатий

Ким Игнатьевич, Ким Игнатьевич… Ким — это дед Дарьи по отцу, Игнатий — прадед. Но кем был Игнатий? Даше никто не мог дать ясного ответа. Вокруг этого имени всегда царила атмосфера загадочности. Дарья вдохновилась профессиональным опытом подруги, специалиста по генеалогии, историка по образованию, и решила начать собственные поиски. Когда пришли первые сведения — Даша начала с получения в ЗАГСе свидетельства о рождении деда Кима — отец девушки Александр Кимович не принял результатов.

Обнаружилась несостыковка: в семье говорили, что город рождения Кима – Каргополь, а оказалось – Няндома. Эти города находятся рядом, в Архангельской области, но сама суть: начались первые расхождения с официальной легендой. А звучит она так: их семейная фамилия вовсе не Буторины, а Батурины – представители известного дворянского рода. В советское время все документы переписали. Игнатий отказался от титула, воевал вместе с героем гражданской войны Котовским, а затем, в 30-е, исчез. Мол, большевики не простили ему непролетарское происхождение…

Дарья считает, что всё гораздо прозаичнее. Но чтобы узнать это наверняка, необходимо разобраться в архивных документах. Девушка решила узнать о своих прадедушке и прабабушке — Игнатии и Агриппине — всё, что только можно.

Родовая цепочка

Дарья начала с составления «родовой цепочки». Если вы знаете полное ФИО своего отца, вам нужно обратиться в ЗАГС для того, чтобы узнать полное ФИО деда, и так далее. Там же можно узнать дополнительные данные: место и год рождения, сферу деятельности. Так Дарья и поступила. Дарья подала запрос в архив Архангельской области, чтобы получить запись о рождении. Стало яснее: не Игнатий, а Игнатий Алексеевич, 1904 года рождения. Родился в деревне Афанасьевская, рядом со Спасским озером, в Архангельской области, в семье Алексея Дмитриевича и Ксении Евсеевны Буториных. Супруга Игнатия — Агриппина Игнатьевна Семёнова, родилась по другую сторону от Спасского озера, в деревне Конда.

Даша узнаёт, что у её прадеда был старший брат — Стефан Алексеевич Буторин. В документах он называется восприемником, или, как сейчас говорят, крёстным. Ещё одну интересную деталь биографии узнала Даша из того же ЗАГСа: у Игнатия и Агриппины, кроме её деда Кима 1927 года рождения, был ещё один общий сын — Владимир. Он появился на свет в 1929 году. Больше сведений о нём нет. О его существовании не знал никто из родственников, поэтому Дарья сделала вывод, что мальчик Вова умер в младенчестве. Следы Игнатия также терялись. Что он после себя оставил? Может быть, земля предков хранит какие-то неразгаданные тайны? Чтобы узнать это, было решено ехать в экспедицию.

-2

Земля предков

Ожидание выписок из архива обычно занимает до 30 дней, а таких у Дарьи было несколько. Время ожидания девушка проводила с пользой — искала информацию обо всех интересующих её родственниках. А Дарью уже интересовали все. Так что проложить маршрут было решено через все точки, связанные с линией Буториных-Семёновых — прадедушки Игнатия и прабабушки Агриппины.

Из Воронежа экспедиция через Москву отправилась в Вологду. Это около 1000 км. В этот город переехала Агриппина с сыном Кимом после исчезновения Игнатия. Там ещё молодая прабабушка второй раз вышла замуж и родила ещё одного сына. Советский проспект, дом 3 – это их дом, и отсюда деда Кима забирали на войну. Чтобы узнать эту информацию, Дарья обратилась в Вологодский военкомат.

Девушка говорит: для того, чтобы узнать как можно больше о своих, необходимо знать контекст. Дедушка Ким воевал в Великую Отечественную, а ещё жил в Вологде. Складывая эти два простых факта, приходим к местному военкомату. Там Дарья и получила адрес. Оказалось, что дом до нашего времени не сохранился; его снесли, чтобы построить драмтеатр. Эту информацию девушка уже узнала из группы в соцсети, которую ведут местные краеведы.

После прогулки по Вологде Дарья с семьёй поехали в Няндому, это ещё 450 км. «Настоящая земля предков» — как говорит Дарья, хотя этому городку-Ж/Д станции всего 129 лет. Прибыв на место, участники экспедиции осмотрели дореволюционные домики, столетнюю действующую школу и засели за архивы. Дарья провела полдня за архивными книгами; узнала, что прапрадеда звали Игнатий Нилович, и родился он в 1864 году. Из метрической книги за 1879-й узнала о том, что пра-пра-пра… – Нил Богданович — это все «пра» по Агриппине.

После архивов поехали искать старожилов в родовые деревни: вдруг чего подскажут и с кем-то сведут? Так и получилось. Девушка показывает мне фотографию: на ней – 70-летний Александр Алексеевич Буторин и наша Дарья. И они очень похожи.

«Деда, ау!»

В Няндоме Дарья с семьёй посетили местную старинную церковь в честь Архангела Михаила. И это именно то место, с которым у её предков связаны самые важные события. Здесь крестили детей, венчались, отпевали родных… После этого нашли место, где раньше стоял дом Игнатия и Агриппины. Деревянный барак (классическое сооружение для этих северных мест) не сохранился, но рядом были такие же, похожие.

Далее путь экспедиции лежал в Каргополь. Вдруг там отыщутся следы Игнатия… Опять разговоры со старожилами, опять поиски однофамильцев, а, может, и родственников. Бабушки – те всё помнят и знают; и всё же узнать наверняка не удалось. Вот это состояние – «может быть…» — сохраняется всю поездку. Ведь прошло столько времени; даже если и удаётся найти однофамильцев, то те, чаще всего, сами не помнят своих корней.

Есть одно достоверное: все люди где-то находят своё успокоение. Дарья приехала на старинное кладбище под Каргополем, чтобы найти Игнатия Ниловича, отца своей прабабушки. Пусть это не тот загадочный Игнатий, которого отправлялась искать девушка. Но это её предок; ещё недавно Дарья ничего не знала про его существование, а теперь она нашла его и многих других.

– Моя двухлетняя дочка ходила по кладбищу и кричала: «Деда, ау!» — вспоминает Даша. – Это состояние беззащитности перед историей, и всё же – борьбы с забвением, очень было похоже на весь наш проделанный путь. Поэтому и выбрали такое название для нашей экспедиции: «Деда, ау!».

Теперь Даша знает, как искать. На встречу с журналистом она принесла исписанные и исчерченные таблицами тетради. В каждой таблице – имя, год рождения и смерти, брак, дети, эмиграция/переезд. Там есть все: она и муж, мама и папа, и дальше, в историю. Дарья сейчас продолжает собирать данные из архивов: если воевал – архив Минобороны, если жил более ста лет назад – метрические книги из церквей, если работал в колхозе – хозяйственные книги и так далее. Цена на такие документы – от 200 рублей. Самая дорогая справка стоила Даше 5 тысяч – всё зависит от проделанной в архиве работы.

Всем, кто хочет найти своих близких, Дарья советует изучать историю интересующего времени. Для того чтобы понять, что могло произойти с твоим предком век назад, нужно вспомнить и о коллективизации, и о раскулачивании, и о репрессиях… И собирать, собирать пазлы, заполнять «белые пятна».

– Любителям детективов понравится, – шутит Дарья. – Главное – не опускать руки!

Да, девушка всё ещё не разгадала тайну своего прадеда Игнатия, но она не собирается останавливаться. Теперь это её хобби, а предки – навсегда с ней. Многих родственников и знакомых Даша вдохновила на поиски.