Найти тему
Байки от бабайки

Закрытое открытие пещеры Гульширин

Оглавление
нейросеть по-своему трактует и генерирует запросы.
нейросеть по-своему трактует и генерирует запросы.

Из заметок дикого туриста с позывным Ношпа, в миру – Андрей Краснюк.

Зимою 1984 года поехал я в составе спелеологической экспедиции на хребет Кугитангтау или по-туркменски Койтендаг. Целью экспедиции была пещера, называемая Кунсткамера. Увидеть Кунсткамеру в тот раз мне не удалось, но экспедиция подарила множество других эмоций.

Выехали мы поездом до Чарджоу, на перекладных добрались до городка Говурдак. В этом городке производится добыча и переработка серы, прямо на территории разработок и находится искомая нами пещера. Остановились на базе добытчиков. Люди оказались приветливые, расспросили о цели нашего визита и расписали нам местную тайную пещеру всею манящей привлекательностью... аж до тряски поджилок.

С этой пещерой связаны необъяснимые, даже трагичные случаи. Было раз, выбрав свободную минуту, один любопытный водитель КРАЗа решил прогуляться по этой пещере и осмотреть изнутри. А может сувениров нарезать хотел? Сделал себе самодельный факел из старой робы, зажёг и пошёл. Машина, оставленная неподалёку, стоит уже сутки, шофера не поймут, что происходит и почему простаивает техника. Стали искать водителя – нет ни дома, ни на работе, и никто о нём ни духом.

Решили искать в пещере. Вооружились фонарями, спустились в подземные пространства, шарились-шарились среди сталагмитов и, наконец, нашли в небольшом гроте в обнимку со сгоревшим факелом. Живой, но «кукушка» в его голове, отвечающая за размеренный образ жизни, отказалась от своей деятельности напрочь. Глаза водителя навыкат, сам он замкнут иной неведомой прострацией, говорить не может. Доживает свои дни в психушке.

Другой раз пропали два школьника, их тоже долго искали, нашли в пещере и уже мертвыми. После этого случая начальник объекта приказал обрушить в пещеру вход. Обрушили, завалили, но сердобольные полазушники договорились вскоре с геологической службой, откапали лаз, вставили люк из отрезка трубы сантиметров семьдесят в диаметре, приварили крышку и повесили замок.

От таких россказней нам хоть слёзы градом, хоть понос потоком – хотим!

Хотите – идите! Вот вам ключ! Мы возрадовались столь лёгкому обходу запрета и теми же ногами к пещере. Нашли место, отвалили маскирующие камни, довольно легко справились с замком и открыли крышку люка. Из пещеры пыхнул белый пар. Светим фонариком, но нечего кроме белой пелены не видно. Страх колотил в мозгах: «Куда ж вы, дурни, лезете?». Но профессиональная борзость перекрикивала: «Вы же спелеологи, в задницах и поковарнее этой бывали?!»

Профессиональная борзость и влечение к непознанному переупрямили. Спелики мои спустились в пещеру один за другим, кличут меня. Сознание вроде не сопротивлялось, но поджилки требовали предаться внутреннему страху. Чтобы не прослыть трусом и белой вороной – полез!

Отрезок трубы оказался длиною метра три-четыре, на другом конце меня подхватили сильные спелеоруки и втянули в пространство, наполненное паром. Видимость не дальше вытянутой руки. Разглядел силуэт в блуждающих всполохах лучей фонарика, пустился вслед за силуэтом.

Скоро видимость прояснилась, белая дымка осталась лишь в сводах пещеры. Осмотрелись – все наши на месте. Приборы лишних газов не показали, группа смело двинулась вглубь. Вышли на распутье, осмотрели пару начальных пространств – пещера, скажу, очень грязная. Кругом битое стекло, бутылки, консервные банки и прочие отходы жизнедеятельности человека. Полазили поблизости, ходили как по лабиринту. Крутились всё вокруг да около, упирались в тупики, обходили препятствия, но возвращались обратно. Основной путь найти с первого захода так и не смогли.

Вернулись на базу. Стали расспрашивать, есть ли человек, который может нас проводить по пещере. Нашли знающего проводника и следующим днём пошли под его руководством. Повёл он нас в самую дальнюю галерею, называемую нашим поводырём «Система дракона». Ух... ни о чём, а какая романтика!

Шли где в полный рост, где согнувшись, а где пробирались на корточках и раз ползком. Дошли до системы. Открылась нам довольно-таки приличная зала, в средине большой камень, на камне самый романтичный на всём белом свете дракон – детская игрушка резиновый утенок. Игрушка уже покрылась кристаллами, обросла сталагмитом, и блестит от рыскающих лучей света. Посветили на утёнка фонариком, а на противоположной стене вырисовываются очертания сказочного дракона – не обманывал обманщик!

Из прочего, есть там большой пенёк от спиленной колонны, получаемой, когда сталактит срастается со сталагмитом. Так вот самую толстенную колонну срезали нехорошие люди и утащили. И вообще, пещера оказалась разграбленной. Много в ней обломанного природного материала, всюду спилы более мелких конусов снизу и, до чего дотягивались руки, сверху. И всё равно ходить было интересно – не на диване же бока вылёживать? Дракона вот, например, видели...

Предовольные удачным началом похода, начинания свои решили не останавливать. Договорились, нас отвезли на машине на искомое плато. Там мы якобы должны были найти Кунсткамеру. А где она никто из нас не знал. Порыскав немного по ближайшим окрестностям, пещеру не нашли, но решили остановиться и просто обследовать участок.

Много там непролазных расщелин и различных непроглядных дырок. Мы тыкались всюду, но никаких Кунсткамер не находили. И тут один из наших бежит и радостно сообщает, что там между камнями из щели дует теплый воздух. Пошли по его указке – действительно дует, и не соврал – тёплый. Стали отковыривать камни, за ними манящая пустота. Прокопали лаз шире, проползли внутрь, а там был спрятан от подобных нам исследователей настоящий подземный мир.

За лазом небольшой грот, справа виден ход в зал побольше, и долгая галерея влево. В дальнем конце зала спуск вниз и ещё коридор влево. Мы разделились на две группы. Одна группа пошла влево, я с другой группой пошли вниз. Вышли в большой зал. Зал сырой и серый. Справа на своде пещеры два образования в виде морских медуз, нависающих сталактитами как щупальцами над незаметным ходом вниз. Проход в виде арки, под которой пролезешь только на корточках. Пролезли и попали в зал в ослепительно белыми сводами. Под ногами белый пухляк из гипса, с потолка свисают необычайно белые сталактиты, снизу пик к пику торчат сталагмиты. На стенах гипсовые и кольцевидные образования, кристаллические цветы. Всякие причудливые фигуры, какие фантазия не покажет.

Смотрим, с другой стороны на нас выходит первая группа. И уже вместе бродили и фотографировали всё подряд. Там было множество ходов с похожими залами, и какую их часть мы обошли за пятнадцать дней экспедиции неизвестно.

Видели широкие тоннели со сталактитами оникса разных цветов и форм. Гранёные залы кристаллических образований разных форм и размеров, коридоры торчащих игл непонятной мне породы, до метра торчащие вверх, толщиной со спичку и очень хрупкие. Были гроты как из разбросанных по полу гроздей винограда. На стене одной пещеры голубой как только что застывший водопад. Перечислять можно много. Полы где ровные, где не пролезешь – туда не углублялись, не карлсоны. Видели «макаронные» залы. Это когда много мелких длинных сталактитов свисают как макароны на просушке. Заходили мы в подземные пространства, где действительно никогда ни ступала нога человека, и были первыми, кто оставлял тут след. Вот где была романтика! А приплюсуешь дракона – романтика незабвенная!

Сняли топографию, насобирали материал, поездом вернулись домой. Дома в Ашхабаде предстояло заявить о находке в Москву. Пока оформляли, бюрократию пробивали, отправили документы – а нам отказ! Эту пещеру открыли спелеологи из Балашихи. Как так? Начали разбираться. Оказывается, как только мы уехали, там появились спелеологи с Балашихи. Быстро собрали материал и быстро заявили об находке куда надо. Где Балашиха, и где Ашхабад – мы пролетели!

Сейчас эта пещера называется Гульширин, посещение запрещено международной организацией. Гульширин считается одой из красивейших пещер мира.

Пока не убежал - жми палец вверх!

тебе пустяк, а меня подвигнет к написанию других историй...

Предлагаю к прочтению свои книги:

Книга о службе в Советской Армии: МАЙАМИ В ТУРКЕСТАНЕ

Повсеместное распространение интернета, с помощью которого начали находиться старые друзья и в том числе сослуживцы, разбудило во мне щелкопёра и подвигло к описанию срочной военной службы в рядах «интеллигентных» Войск Связи непобедимой Советской Армии, в самый разгар перестройки, 1986 – 1988 годы, Самарканд – Ашхабад. Краснознамённый Туркестанский Военный Округ.

Повесть: КЕРЖАК

Полумифическая история, связанная двумя этапами жизни обычного человека. 1932г - четырнадцатилетний городской юноша попадает в иные условия существования в лесу среди отшельников-староверов. 1942г - затрагивает события в годы ВОВ. Главный герой - офицер НКВД, в глубоком тылу противника снова встречает своего опекуна, а диверсионная разведгруппа с его помощью решает поставленные задачи.

Детективная драма: ГОРЮШКО ОТ УМИШКА

Нижний Новгород, поздняя осень 1917-го. Из-за известных событий, один ярмарочный купец решает вывезти в уездное поместье всё нажитое имущество, включая запас золотых червонцев. Для чего приглашает со стороны древодела для заключения договора на производство работ с грузовиком, на котором и предполагается вывезти добро. Условия сделки случайно узнаёт некий уголовный элемент и передаёт своей банде. Главарь понимает суть задумки купца, банда подстерегает отходной обоз на большой дороге и захватывает его. Во время ограбления налётчики убивают всех сопровождавших, вожделенного золота не находят, а потому события требуют продолжения. С этого момента для главаря банды начинается гонка в поисках золота, а для формирующихся органов правопорядка безустанный розыск преступников.

Сборник рассказов: КАНИКУЛЫ В ОСТАНКИНО

1. Зимние каникулы: Сказ о том, как ученик городской школы проводил свои зимние школьные каникулы на деревне у бабушки. 2. Серебряная мечта: Рассказ о более чем удачливом рыбаке. 3. Баба ушлая на чёрте косматом: Рассказ о будущих пионерах и пугливой нечисти. 4. Рыбачка Зинуха: Жила такая женщина. 5. Голубиная охота: В процессе охоты ни один голубь не пострадал. 6. Охота – дело тонкое: Первый опыт охоты рогаткой и настоящей ружбайкой. 7. Футболизм: Страсти деревенской околофутбольной жизни. 8. Фаська-фирист: Правдивая история жизни одного кота. 9. Брат-подельник: Рассказ о брате, невольном подельнике в ошибочно приписанном преступлении.

Подписка и комментарии приветствуются!

помощь автору канала: карта МИР 2202 2032 5146 6795