«Почему хорошего отношения заслуживают только те, у кого есть деньги и связи? Почему красивая машина намного важнее ума и целеустремленности человека, его амбиций? Неужели этот мир настолько испорчен, что люди смотрят только друг друга в кошельки, забывая о том, что действительно ценно?» - именно такие мысли крутились в голове у Надежды после возвращения с выпускного вечера. Она не понимала, почему отношение к ней изменилось только после того, как изменился ее социальный статус. Разве будучи ребенком, она могла что-то изменить?...
Надежда родилась в достаточно бедной семье. Ее воспитывала только мать, отец когда-то улетел на заработки в другую страну, и все связи с ним были утеряны. Женщина не знала, где он и что с ним, но верила, что однажды любимый мужчина обязательно вернется, и у них все будет хорошо. Надя не испытывала сильной нужды в продуктах или медицинской помощи, но семья не могла себе позволить покупать новую одежду каждый сезон, сделать ремонт в квартире и тому подобное. Иногда даже не хватало денег на школьные нужды – в начале учебного года, после покупки школьной формы, возможности сдавать деньги на нужды класса просто не было, и это становилось причиной насмешек и издевательств над девочкой.
Вера Анатольевна (именно так звали мать Нади), работала каждый день по 12 часов, чтобы у них с дочерью было хотя бы все необходимое. Практически половина заработанных денег уходила на аренду квартиры, несмотря на то, что её состояние было не самым лучшим. Каждой комнате уже давно требовался ремонт, но арендодатели соглашались на его проведение только за счет самой женщины. Позволить что-то лучше Вера себе не могла, в противном случае пришлось бы урезать другие расходы, а сделать этого возможности не представлялось. Найти вторую работу не позволяло здоровье, да и с дочкой было немало хлопот. Кроме того, с ее графиком основной работы найти вариант подработки можно было только на ночное время, на что не соглашалась уже Надя. Девочка очень боялась оставаться одна в «старой и страшной квартире, где кругом монстры». Получается, что выхода в их ситуации просто не было.
Вера Анатольевна прилагала все усилия, чтобы у ее дочери было все тоже самое, что и у других детей. Она отказывала себе в покупке новой обуви и одежды, практически никогда не покупала лекарства, даже если сильно заболевала, и вообще не позволяла никаких излишеств, кроме продуктов питания. И то, бывало и такое, что женщине недоедало, потому что дочке очень понравилось то или иное приготовленное блюдо, или же если она не наедалась с положенной порции. Вера никогда не садилась есть вместе с Надей – она всегда ждала, пока дочка полностью наестся, и только после этого садилась за обед или ужин сама, чтобы быть уверенной, что ее малышка не будет ходить голодной.
В общем, жизнь у женщины была далеко не самой лучшей. На поддержку со стороны родственников также надеяться не приходилось. Родителей женщина не знала – ее воспитывала бабушка, которой уже не было на этом свете. А родители мужа отвернулись от нее и внучки сразу после того, как тот уехал за границу зарабатывать. Вот и получается, что во всей сложившейся ситуации рассчитывать можно было только на себя.
Надя не чувствовала себя какой-то ущемленной или не такой как все, но только до того момента, пока она не перешла в 4 класс. Дети бывают довольно жестокими, и маленькая девочка познала всю эту жестокость на себе. Над ней часто издевались и подшучивали из-за не самого благополучного положения семьи. У Веры Анатольевны не было возможности часто посещать школу, чтобы разбираться с одноклассниками дочери и как-то стараться повлиять на учителей, чтобы те контролировали ситуацию в классе, а потому маленькой Наде приходилось или терпеть унижения, или самостоятельно давать отпор на них.
Однажды, когда маленькая Надя снова пришла домой в слезах, ее мать не выдержала и приняла решение отправиться к директору, чтобы разобраться во всей сложившейся ситуации. И в кабинете состоялся весьма интересный разговор, которого женщина явно не ожидала. Единственная ее просьба была поговорить с учителями и родителями детей, которые постоянно обижают ее дочь, на что женщина получила ответ:
— А чего вы хотели? – ответил Григорий Иванович, который был директором школы, – девочка каждый день ходит в одном и то же, у нее нет возможности питаться в столовой, она не приносит игрушки и книжки из дома. Вот дети и видят, что она не такая, как все, а потому и говорят ей об этом. Если вы хотите, чтобы вашу дочь не обижали, значит прикладывайте больше усилий, чтобы ее обеспечивать, – мужчина поднял равнодушный взгляд на женщину, которая явно не ожидала такого ответа.
— Вы не понимаете, — ответила Вера, — я работаю каждый день 365 дней в году, чтобы обеспечить своей крошке хоть какое-то будущее. Да, мы не можем позволить себе большое количество одежды или дорогие игрушки, но моя дочь ходит чистая и аккуратная, в опрятной одежде, пусть и не самой новой и модной. Она соблюдает личную гигиену и прекрасно учиться. Неужели она заслуживает, чтобы над ней постоянно издевались одноклассники?
— Послушайте, милочка, — в грубой манере ответил директор школы, — вы думаете, что у меня нет других забот, кроме как бегать по классам и разбираться, кто тут обижает нищенок? Еще раз вам повторяю, дети говорят правду, а ваша дочь просто не умеет принимать конструктивную критику, которая является чистой правдой. Я вам советую поучить свою дочь спокойнее реагировать на то, что говорят другие, а не слезы распускать по поводу и без повода, – последняя фраза была брошена особенно агрессивно.
— Но как я ее этому научу, она ведь еще совсем ребенок?! – женщина уже начала переходить на повышенный тон. Она никак не ожидала получить подобный ответ от директора школы, – она еще не понимает, что все, что говорят окружающие, не должно ее никак цеплять, и что настоящее богатство не в деньгах, а в нечто большем. Как вы можете так халатно относиться к ученикам своей школы и их проблемам, вы же директор!