РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОРЛЯТА РОССИИ»
(Социальное направление)
(для 1–4 классов образовательных организаций)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлѐнок». Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Актуальность и назначение программы
Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учѐтом всех вызовов современного мира.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
– воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России;
– воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности;
– формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие способности и эстетический вкус;
– воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре;
– воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей;
– содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру;
– формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1- 4 классах начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2-4 класс - 34 учебных недели в год).
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы.
Форма промежуточной аттестации – ролевая игра
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать еѐ не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребѐнка.
Это проявляется:
– в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
– в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
– в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность
Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
– осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
– сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
– уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
– понимание связи человека с окружающим миром;
– бережное отношение к среде обитания;
– проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
– признание индивидуальности каждого человека;
– проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
– неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
– выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание:
– уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
– соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
– бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
– бережное отношение к природе;
– неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания:
– первоначальные представления о научной картине мира;
– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
– проявление желания обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
– способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
– способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
– умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
– умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога);
– умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
– умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
– понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
– умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя;
– умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения;
– участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа;
– умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе;
– умение высказывать и отстаивать свое мнение;
– умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом;
– корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
– умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи;
– признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
– умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя аргументы;
– умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим;
– умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
– умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
– умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
– умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
– формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
– формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты: 1 класс
умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные
знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.
2 класс
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств.
3-4 классы
понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтѐр», «добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые волонтѐры совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за достижения малой Родины.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности 1класс
Трек «Орлёнок – Эрудит». Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.
Трек «Орлёнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтѐр», «волонтѐрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтѐра.
Трек «Орлёнок – Мастер». Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ѐлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
Трек «Орлёнок – Спортсмен». Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников.
Трек «Орлёнок – Эколог». Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр.
2 класс
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др.
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны
3-4 классы
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка. Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учѐбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины».
Тематическое планирование
1 класс №
Наименование трека
Кол-во часов
1
Вводный «Орлятский урок»
2 ч.
2
Орлѐнок – Эрудит
5 ч.
3
Орленок – доброволец
4 ч.
4
Орлѐнок – Мастер
4 ч.
5
Орлѐнок – спортсмен
4 ч.
6
Орлѐнок – Хранитель исторической памяти
4 ч.
7
Орлѐнок – Эколог
5 ч.
8
Орленок-лидер
5 ч.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
33 ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс № п/п
Тема
Кол-во часов
ЦОР ЭОР
1
Подготовительный этап к участию в Программе
1
https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2-INR7A
https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw https://disk.yandex.ru/i/3tqEp3ZGYR7-ug
https://disk.yandex.ru/i/_meoL8kHAdUDYA
2
Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе
1
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
Орлёнок – Эрудит – 5 часов
3
«Кто такой эрудит?»
1
https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdbog https://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGD-qlCVw https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ
4
«Эрудит-это...»
1
5
«Всезнайка»
1
https://disk.yandex.ru/i/h-IMgWFpajWOzg https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8Cr Q
Танцевальный флешмобом «Что такое доброта»
https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ
6
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
1
Танцевальный флешмобом «Что такое доброта»
https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ
7
«Подведём итоги»
1
Орленок – доброволец – 4 часа
8
«От слова к делу»
1
https://disk.yandex.ru/i/h-IMgWFpajWOzg https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8Cr Q
9
«Спешить на помощь безвозмездно! »
1
10
«Совместное родительское собрание «Наша забота!»
1
11
«Доброволец - это доброе сердце» «Подведём итоги»
1
«Орлёнок – Мастер» - 4 часа
12
«Мастер – это …»
1
Стихотворение С. Маршака «Мастер- ломастер» или просмотр мультфильма по стихотворению. https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmeiA
13
«Мастерская Деда Мороза…»
1
https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZ vA
14
«Класс мастеров»
1
15
«Классная елка!» «Новогоднее настроение»
1
https://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQi3 Q
Орлёнок – спортсмен – 4 часа
16
«Утро начнем с зарядки!»
1
https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsROAQ
17
«Сто затей для всех друзей»
1
18
«Весёлые старты» «Самые спортивные ребята моей школы»
1
19
«Азбука здоровья»
1
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 4 часа
20
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
1
http://www.multirussia.ru/index.php?id=34
https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-beiWg
21
«История школы – моя история»
1
22
«Поход в музей»
1
23
«Историческое чаепитие»
1
Орлёнок – Эколог - 5 часов
24
«ЭКОЛОГиЯ »
1
https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ
Мультфильм «Смешарики» по теме экологии https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw
https://disk.yandex.ru/client/disk
25
«Каким должен быть настоящий эколог?»
1
26
«В гости к природе»
1
27
«Мы друзья природе»
1
28
«Орлята – экологи»
1
Орленок-лидер -5 часов
29
«Лидер – это …»
1
фрагмент мультфильма о важности взаимопомощи https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g
30
«Я могу быть лидером!»
1
31
«С командой действую!»
1
32
«Как становятся лидерами?»
1
33
«Мы дружный класс»
1
ИТОГО 33 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс №
Тема
Кол-во часов
ЦОР ЭОР
1
Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе
1
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
Орленок-лидер – 4 часа
2
«Лидер – это …» «Мы дружный класс!»
1
фрагмент мультфильма о важности взаимопомощи
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
– конвертом копилкой «Эрудита» https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw
3
«Я могу быть лидером!» «Как стать лидером?»
1
4
«С командой действовать готов!» «Верёвочный курс»
1
5
«КЛАССный выходной» «Встреча с тем, кто умеет
1
Орлёнок – Эрудит – 4 часа
6
«Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...»
1
https://orlyatarussia.ru/extracurricular-activities
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossii-trek-erudit
7
«Развиваемся я, играя!» «Воображари УМ»
1
8
«Могу быть изобретателем» КТД «Что такое? Кто такой?»
1
9
Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать» Итоги трека «На старте новых открытий
1
Орлёнок – Мастер - 5 часов
10
«Мастер – это…»
1
https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/190021/682575/?ysclid=llokep8qay493518882
https://m.vk.com/orlyata_rus
11
Мастерами славится Россия» «От идеи – к делу»
1
12
«Город Мастеров» «В гости к мастерам»
1
13
КТД «Классный театр» «Мастер – это звучит гордо!»
1
14
«Путь в мастерство» – подводим итоги
1
Орленок – доброволец – 4 часа
15
«От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!»
1
легенда об Орлятском круге – https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q
https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch- po-drugomu/korobka-hrabrosti
16
КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших»
1
17
«Добровольцем будь всегда!»
1
18
«Портрет добровольца»
1
Орлёнок – спортсмен - 4 часа
19
«Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!»
«Должен быть режим у дня»
1
м/ф «Нехочуха» https://disk.yandex.ru/i/- 5WnFzicng7-3A
https://m.vk.com/orlyata_rus
20
«О спорт, ты – мир!» «Сто затей для всех друзей»
1
21
«Готовимся к спортивным состязаниям» Спортивная игра «У рекордов наши имена»
1
22
«Быстрее! Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья»
1
Орлёнок – Эколог -6 часов
23
«ЭКОЛОГиЯ» «Каким должен быть настоящий эколог?»
1
https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ
Мультфильм «Смешарики» по теме экологии https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми-мишки «Мусор в лесу» Мультфильмы на экологическую тему мультфильм «Мальчик и Земля
24
«Мой след на планете» «Что должен знать и уметь эколог?»
1
25
«Восхищаемся красивым миром» «Экология на практике»
1
26
«Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом»
1
27-28
«Шагая в будущее - помни о планете». Работа над проектом.
2
Орлёнок – Хранитель исторической памяти - 6 часов
29
«Орлёнок– Хранитель исторической памяти»
«Хранитель семейных традиций»
1
видеоролик «Мульти-Россия» http://www.multirussia.ru/
https://m.vk.com/orlyata_rus
30
«Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны»
Кодекс «Орлёнка – хранителя»
1
31
«Знать, чтобы хранить»
«Историческое чаепитие»
1
32
«Расскажи мне о России»
1
33
«Я – хранитель, мы – хранители»
1
34
Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году
1
ИТОГО 34 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3-4 класс № п/п
Тема
Кол-во часов
ЦОР ЭОР
1
Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе
1
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
Орленок-лидер – 5 часов
2
«Лидер – это …»
1
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
https://m.vk.com/orlyata_rus
3
«Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер»
1
4
«КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!»
1
5
КТД «Вместе мы сможем всё!» «Встреча с тем, кто умеет вести за собой»
1
6
«Мы дружный класс!»
1
Орлёнок – Эрудит – 4 часа
7
«Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...»
1
Серия «Эрудит» анимационного сериала
«Смешарики» https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
Серии №190 «Кроссворд» юмористического киножурнала «Ералаш https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig
Презентация «10 великих изобретений русских учёных»
8
«Игра – это полезно и интересно»
«Эрудит – это широкий кругозор»
1
9
«Твори!
Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
1
10
Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать»
Итоги трека «На старте новых открытий
1
Орлёнок – Мастер – 5 часов
11
«Мастер – это…»
1
Презентация учителя о 10 самых известных мастерах родного края России
https://m.vk.com/orlyata_rus
12
«Россия мастеровая»
1
13
«Город Мастеров» «В гости к мастерам»
1
14
«От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела»
1
15
«Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» – подводим
1
итоги
Орленок – доброволец – 4 часа
16
«От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!»
1
Просмотр мультфильма «Рука помощи https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw
https://www.youtube.com/ watch?v=hr2rCo2tpmA
Мультфильм о волонтёрах https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw
17
КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших»
1
18
Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку миру!»
1
19
«Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца»
1
Орлёнок – спортсмен -5 часов
20
«Движение – жизнь!»
1
Танец «Нука-нака»
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng На зарядку-становись! https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw
Мультфильм Спортландия 1 серия https://yandex.ru/video /preview/?text= мультик%20про%20зож%20 Спортландия&path=
wizard&parent-reqid=1645931995773862- 9789962654526820843-
vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL- 9679&wiz_type=vital&filmId= 1069979878161687077 15
https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q
Спортландия зарядка - https://disk.yandex.ru/i/i-ArRmQXsyDGEw Танец «Двигайся»
https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg
21
«Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами»
1
22
«Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
1
23
Спортивная игра
«Книга рекордов»
«Встреча – подарок»
1
24
«Азбука здоровья»
1
Орлёнок – Эколог – 4 часа
25
«ЭКОЛОГиЯ » «Страна экологии»
1
Презентация/видео о работе экологов (добровольцев, профессионалов, взрослых и детей).
видео о красоте природы РФ https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA Работа экологов России
мультфильм «Мальчик и Земля»
26
«Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую»
1
27
Экологический квест
«Ключи природы»
1
28
Игра по станциям
«Путешествие в природу»
1
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 6 часов
29
«Орлёнок– Хранитель исторической памяти»
1
Мультфильм «Мульти-Россия»
«Мульти-Россия» (второе официальное название «Мы живем в России») — цикл мультипликационных роликов о разных регионах, городах и народностях России. Является совместным проектом продюсерской компании «Аэроплан» и студии «Пилот». Работа над данным сериалом была начата в 2006 году.
30
«Традиции моей страны» Кодекс «Орлёнка – хранителя»
1
31
«Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе»
1
32
КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о России»
1
33
« Мы – хранители»
1
34
Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году
1
ИТОГО – 34 часа
Вводный «Орлятский урок» для 1 класса
Особенности проведения: в игровой деятельности происходит погружение обучающихся 1-х классов в содержание программы развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» (далее Программа, программа «Орлята России»). Материал подаётся крупными блоками с использованием опорных сигналов, позволяющих формировать у обучающихся целостное представление о Программе и её треках. Погружение должно быть эмоциональным, создающим атмосферу праздника и единства коллектива детей. Педагог должен учитывать при проведении «Орлятского урока» интересы обучающихся, физические и психофизиологические особенности данного возраста, возможности обучающихся, итоги проведения игровых занятий первой четверти.
В ходе «Орлятского урока» обучающиеся под руководством педагога создают «Орлятский уголок», в котором найдут отражение символика программы «Орлята России», РДШ и ВДЦ «Орлёнок»; треки программы; символы класса (название, девиз, эмблема); цель участия класса в Программе в первом классе. Цель участия в Программе, поставленная детским коллективом 1 класса, должна быть проста и понятна всем детям.
«Орлятский уголок» – это стенд, который позволяет увидеть развитие коллектива детей через фиксацию результатов прохождения каждого трека Программы («Как мы изменились?», «Какими мы стали?», «Кто нам в этом помог?»).
В конце учебного года используя материалы «Орлятского уголка» педагог с классом подводит итоги участия в Программе.
Цель: формирование представления обучающихся первого класса о программе «Орлята России» и создание «Орлятского уголка».
Задачи:
Личностные: формировать мотивацию к активному участию в Программе.
Метапредметные:
− познавательные: формировать умения выделять главное и значимое в полученной информации;
− коммуникативные: формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение ставить общую цель и пути её достижения;
− регулятивные: формировать умения эмоционального конструктивного общения во внеурочной деятельности.
Предметные: формировать умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности.
Форма организации детей: фронтальная, групповая.
В качестве организационных форм проведения можно организовать праздник, игровую программу с применением детского творчества.
Место проведения: учебный кабинет класса.
Оборудование и наглядные пособия: символика ВДЦ «Орлёнок», РДШ, «Орлят России», видеоролик ВДЦ «Орлёнок», видеопроектор, экран, компьютер, заготовки «Орлятского уголка», конверты с карточками с эмблемами и названиями треков, цветные маркеры, гуашь, губка.
Этапы подготовки вводного занятия:
1. Организационная встреча с активистами РДШ:
− познакомить активистов РДШ со сценарием вводного занятия; − определить роль и место участия активистов РДШ в проведении вводного занятия. 2. Подготовка материалов для создания вместе с детьми «Орлятского уголка» (Приложение 1): − логотипы программы «Орлята России», РДШ и ВДЦ «Орлёнок»; − названия и логотипы треков; − элементы «Орлятского уголка» для его заполнения во время вводного занятия. Примерный план проведения вводного занятия № п/п
Этапы вводного занятия и его задачи
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Приложение
1
Этап организационно - мотивационный
Задача этапа: создание психологического комфорта, способствование формированию коммуникативных умений.
- организует положительный психологический настрой в классе
- организует знакомство с активистами РДШ (творческое выступление, флешмоб);
- организует просмотр видеоролика «Легенда об Орлёнке» – представляет «Орлятский уголок», в котором фиксирует логотипы программы «Орлята России», РДШ, ВДЦ «Орлёнок»
Активно участвуют в предложенной деятельности
Смотрят видеоролик
Приложение 2
Возможный вариант этапа.
Активисты РДШ в ходе урока снимают видео, фото по этапам прохождения Орлятского урока, в дальнейшем монтируют фильм и показывают обучающимся 1 класса по итогам прохождения всех треков
Результат этапа:
− эмоционально-положительный отклик от детей;
− знакомство с активистами РДШ;
− проявление интереса детей к программе «Орлята России»;
− фиксация логотипов программы «Орлята России», РДШ, ВДЦ «Орлёнок» в «Орлятском уголке».
№ п/п
Этапы вводного занятия и его задачи
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Приложение
2
Этап целеполагания
Задача этапа: содействие
- организует совместную деятельность учащихся по постановке коллективной цели
Начинают обсуждать, высказывают идеи, приходят к формулировке
Приложение 3.
Методическая подсказка по целеполаганию.