Э.Т.А. Гофман жил в Германии в конце 18-го и начале 19-го веков. Таланты его были разнообразны: он был юристом, а в искусстве ярким представителем романтизма – композитором, музыкальным критиком, художником, писателем. В его философских сказках завораживало сочетание реального и фантастического миров. В зрелом возрасте он написал сборник и для детей,
где была сказка «Щелкунчик и мышиный король».
Через четверть века язык Гофмана казался уже тяжеловатым. Но тут Дюма изложил Щелкунчика в своей лёгкой и остроумной манере, которая принесла ему всемирную известность рассказчика. Его Щелкунчик вышел в том же 1844-м году, что и «Три мушкетёра». «В доме моего друга графа М... был большой детский праздник, и я, со своей стороны, поспособствовал увеличению шумного и радостного собрания, взяв туда свою дочь», – так Дюма начал свою версию, сместив акцент на яркое и всепобеждающее чувство любви.
В 1890 в Петербурге директор Императорских театров И.А. Всеволожский заказал Чайковскому балет о Щелкунчике, для чего сам пересказал Петру Ильичу сказку Дюма. Оставалось наполнить музыкой балетные номера, детально размеченные по тактам главным балетмейстером Мариинки,
многоопытным М. Питепа.
No1. Тихая нежная музыка, 64 такта.
No2. Дерево освещается огнями, 8 тактов.
...
No8. Выход Дроссельмайера. Немного жуткая и одновременно смешная музыка. Медленное движение от
16 до 24 тактов.
Чайковскому было тогда 50 лет; незадолго до этого к нему пришла долгожданная мировая известность. Пётр Ильич триумфально концертировал в Европе и США, куда ездил за славой и, конечно же, за деньгами. Разъездов было много, дело с балетом шло трудно, поэтому срок заказа по его просьбе продлили ещё на год, до декабря 1892.
Летом 1891, когда заказ был готов в эскизах, Чайковский получил письмо из Петербурга, от Императорского Российского музыкального общества с просьбой отдирижировать концертом из своих произведений. В силу отсутствия иных новинок, мысли его обратились к новому балету: он решил собрать сюиту (фр. suite – ряд, вереница) из балетных номеров и составил себе план из пяти
пьес. Это был его первый опыт сюиты именно из танцевальной музыки; он несколько раз менял количество, состав, порядок разных по характеру пьес, достигая этим гармоничного звучания. Части сюиты отличались инструментальным колоритом, тональной окраской, контрастом темпа,
характерным национальным звучанием.
В автографе партитура для концерта в марте 1892 года называлась сюитой из балета «Рождественская ёлка». Под взмахом палочки Чайковского полилась музыка удивительная, зал был просто в восторге. Превосходно прозвучала челеста, новый для публики инструмент, который он выписал из Парижа и держал до поры в тайне. После премьеры Пётр Ильич написал старинному
другу, знаменитому нотному издателю П.И. Юргенсону, советуя издать партитуру сюиты, поскольку «её летом хотят все играть». Действительно, она многократно звучала в репертуаре оркестров летом и осенью того года.
«Исполнение сюиты создало какое-то праздничное настроение в зале. Все чувствовали себя счастливыми: и музыканты, и публика», – писал критик М.Е. Букинин.
Так что премьера балета, назначенная на конец декабря того же года, была очень ожидаемой. Наполненная радостью Рождественских и новогодних праздников музыка, идеи для которой были собраны Чайковским со всего света, до сих пор наполняет сердца слушателей – людей совсем разного склада – тихой радостью и счастьем.
Эта и другие статьи написаны, чтобы помочь создавать отличное настроение круглый год.
Ваша фабрика елочных игрушек XMAS TOYS.