Найти тему

Художник Салават Махмутов рассказал о своем творчестве, любимых учениках и о том, что его вдохновляет

Все мы в детстве любили рисовать, но лишь очень немногие способны пронести это увлечение сквозь годы. Еще меньше тех, кто превращает художественное творчество в профессию. Такие люди, похоже, обладают редким качеством – умением сохранить в себе непосредственность ребенка и искреннее, немного сказочное видение мира. Преподаватель Стерлитамакской детской художественной школы № 1, заслуженный работник культуры РБ Салават МАХМУТОВ – как раз из их числа.

Про себя он говорит, что ему по-­настоящему повезло: получать удовольствие от любимого дела, да еще и не бесплатно, рваться на работу даже по выходным – такое счастье выпадает не каждому. А у него оно еще и в квадрате – рисует сам и параллельно учит рисовать других. И все же что ему нравится больше, кому он благодарен за возможность быть собой и чему продолжает ежедневно учиться даже после 37 лет преподавания? Это мы и решили выяснить в разговоре по душам с художником и педагогом.

Салават Махмутов с воспитанниками
Салават Махмутов с воспитанниками

– Салават Мансурович, чей зоркий глаз подметил, что из вас может получиться художник?

– Это заслуга отца, Мансура Гизятовича, который сам был неплохим рисовальщиком. Он всю жизнь проработал мастером производственного обучения в профессиональном училище № 18, готовил строителей, каменщиков, бетонщиков, но всегда творчески подходил к учебному процессу. А для души еще и рисовал. Как­-то папа увидел в газете «Стерлитамакский рабочий» объявление о наборе в детскую художественную школу и привел меня на просмотр.

Экзамен принимали супруги Курбатовы, основатели городской «художки» – энергичные, творчески ищущие. Надежда Васильевна и Владимир Александрович научили меня держать карандаш, проводить линии, подмечать необычное в привычном. Благодаря этим замечательным педагогам, которые трудятся в родных пенатах уже 56 (!) лет, я смог стать художником и преподавателем. Они для меня и сейчас лучшие наставники в творчестве, а в жизни – вторые родители. Своих, увы, я уже давно потерял…

"Собор"
"Собор"

– То, что вы после провинциальной школы сразу поступили в знаменитое Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова, красноречиво говорит об уровне вашей профессиональной подготовки.

– О Питере в 16 лет я не мечтал, в дальнюю дорогу меня сагитировала все та же Надежда Васильевна, за что ей безмерно благодарен. Готовился к поступлению я фанатично, сутками рисовал гипсовые головы, натюрморты. Конкурс в училище был огромный, талантливые ребята со всего Советского Союза стремились туда попасть, но благодаря отличным знаниям еще и по общеобразовательным предметам мне удалось поступить с первой попытки. Годы, проведенные в Ленинграде, я считаю лучшим периодом своей жизни. Историю искусств мы изучали в Эрмитаже и Русском музее, на практику и пленэры выезжали в Репино, Пушкин, Павловск.

После второго курса меня призвали в армию. И тут мне вновь повезло: служить довелось в Ленинградской области художником-­оформителем, поэтому с любимым делом я не расставался.

"Деревья на камнях"
"Деревья на камнях"

– Молодежь, обучающаяся сейчас в больших городах, зачастую старается там и остаться.

– Я, наоборот, рвался домой, в Башкирию, к родителям, по которым очень скучал, а еще был им безмерно благодарен за возможность получить прекрасное образование, причем очное. Мама Загира Абдулловна и папа Мансур Гизятович – обычные педагоги, получавшие скромную зарплату, однако они искренне старались, чтобы трое их детей выучились в столицах. Брат осваивал профессию геолога в Москве, сестра выбрала исторический факультет БГУ, а я уехал в Питер, где из-­за отсутствия общежития жил на квартире. Поэтому когда отец, уже будучи зрелым человеком, сумел купить «копейку», пошутил, что за это время давно бы приобрел три машины: «Москвич», «ленинградец» и «уфимец».

"Портрет отца"
"Портрет отца"

Отца я много раз пытался рисовать. Самым удачным, считаю, получился портрет, связанный с его фронтовым прошлым. За освобождение Украины он был награжден орденом Красной Звезды. Под Кривым Рогом отца ранили, и хирурги хотели ампутировать простреленную ногу. Но отчаянный парень сбежал из санбата, и уже дома, в Гафурийском районе, его выходили близкие – травами и гусиным жиром. Смелостью и выносливостью того поколения я не перестаю восхищаться и обязательно рассказываю об этом своим ученикам – правнукам наших героев-­победителей.

– Вы известный акварелист, долгие годы входили в творческое объединение акварелистов «Радуга». Оно продолжает работать?

– К сожалению, основатель и руководитель объединения художник Сергей Кочетков ушел из жизни. Но мы с коллегами решили продолжить его дело. Активно выставляемся, организуем экспозиции в различных регионах страны. Например, большая Всероссийская выставка акварели не так давно проходила в Кургане. По ее итогам меня попросили подарить мой «Автопортрет» местному музею-­галерее, что я с удовольствием сделал.

"Последний снег"
"Последний снег"

– Настоящий большой художник, как правило, обладает собственным стилем, у него свой ярко выраженный почерк, который невольно начинают копировать его ученики. А не растеряет ли начинающий автор в погоне за мастерством свою индивидуальность?

– Это очень тонкая вещь, поэтому я стараюсь подходить к ней крайне деликатно. На ребенка ни в коем случае нельзя давить, надо дать ему возможность потихонечку испытать все. Постепенно методом проб и ошибок он обязательно вырулит на нужную тропинку, которая и выведет его на свою личную дорогу в искусстве. В любой творческой профессии без врожденной одаренности, конечно, не обойтись. Но для настоящего успеха одного таланта мало. Нужен ежедневный кропотливый труд.

Я рад, что мои ребята – большие трудяги, готовые заниматься круглыми сутками. Например, лауреат республиканских и всероссийских конкурсов Эмиль Шарифуллин поступил на факультет архитектуры Московского университета дружбы народов. Сашу Рябчикову, победительницу различных конкурсов, после 9 класса пригласили на стажировку в летнюю школу при Академии художеств Санкт­-Петербурга. Девочка показала себя там очень достойно и ей предложили учиться в художественной академии имени Репина. Пока Саша готовилась к экзаменам, мне порой приходилось выгонять ее из учебного класса, чтобы у нее оставалось время на общеобразовательные предметы. Когда Саше предстояло выбрать специализацию – художественное направление или архитектурное, она обратилась за советом. Учитывая ее успехи в точных науках, я предложил выбрать второе, и не ошибся.

Салават Махмутов в картинной галерее со своими работами
Салават Махмутов в картинной галерее со своими работами

– Вашего сына тоже увлекло творчество?

– В детстве он хорошо рисовал, но все же больше любил петь. После окончания Салаватского музыкального училища Виль преподает вокал в детской школе искусств и параллельно учится в Магнитогорской консерватории. Мне нравится его увлеченность музыкой, стремление шире ее узнать, этим он заражает и меня. Вообще музыка – это огромный источник вдохновения для художника, она помогает тоньше чувствовать природу и распознавать характер человека. Я счастлив, что сын нашел любимое дело и продолжает педагогическую династию Махмутовых. Думаю, его деду это бы тоже понравилось…

Лиана ЦЫГАНОВА.
Фото из архива Салавата Махмутова

Кстати

В 2022 году преподавателю высшей категории ДХШ № 1 г. Стерлитамака, члену Ассоциации художников юга Башкирии Салавату Махмутову был присвоен почетный знак «Лучший педагог-­художник ». Эта награда присуждается по итогам года Международным союзом педагогов­ художников

-8