Вряд ли я совру, если скажу что в конце 70-х - начале 80-х в том меломанском кругу, в котором я тогда вращался, группа Nazareth по популярности занимала почётное четвёртое место. Первые три делили Led Zeppelin, Deep Purple и Uriah Heep. Однако, несмотря на такой вот расклад почему-то именно пластинки "Назарета" мелькали в нашей компании гораздо чаще, чем пластинки вышеупомянутых коллективов. Был бы "Назарет" на том же 4-м месте будь у нас в то время возможность доставать альбомы с записями других групп? Не знаю, не уверен. Скорее всего нет, чем да. Но предположения к делу не пришьëшь, да и потом не всё ли равно какую строчку нашего тогдашнего доморощенного "хит-парада" занимал тот или иной исполнитель? Все они были этого достойны, как достойны и сегодня наших воспоминаний о тех славных временах. И поэтому сегодня, в рубрике "Ретроспектива 70-х", краткий обзор студийных альбомов шотландской группы с библейским названием Nazareth.
На самом деле название группы было навеяно строчкой из песни "The Weight" ("Ноша") группы The Band: ...Was feeling 'bout half past dead... (...Я остановился в Назарете, Я чувствовал себя мертвецки уставшим...). Но до того, как это случилось (а случилось это в декабре 1968 года) группа в течении семи лет существовала под названием «The Shadettes».Это была одна из многих подобных команд поначалу исполнявших главным образом каверы.
Основанная в 1961 году в одном из исторических городов Шотландии Данфермлине Питером Эгнью, «The Shadettes» поначалу имела мало шансов на успех, поскольку центром музыкальной жизни был Лондон. В начале 1964 года к коллективу присоединился ударник Дэрел Свит, а год спустя в группу пришёл Дэн Маккафферти. После трёх лет выступлений в местных залах The Shadettes взяли в свой состав гитариста Мэнни Чарлтона, до того игравшего в ещё одной местной группе «Mark Five». В декабре 1968-го группа расстаётся с пятым участником коллектива Элфи Мюрреем и меняет название на Nazareth, а вскоре попадает в поле зрения миллионера Билла Фехилли итогом стараний которого стал контракт с лейблом Pegasus. После чего, в середине 1971 года Nazareth переезжают в Лондон.
Я не пытаюсь рассказать всю историю "Назарета", а лишь кратко пересказываю её начало, прежде чем перейти к обзору их альбомов.
В том же 1971 году группа записывает в студии Trident Studios дебютный альбом, получивший название Nazareth.
Несмотря на то, что альбом получил одобрение критиков, коммерческого успеха он не имел. Однако более счастливая судьба ждала два сингла c него, изданные в 1972 году: «Dear John» вошёл в тройку лучших песен во Франции, а «Morning Dew» (кавер-версия песни канадской певицы Бонни Добсон) пользовалась популярностью в Германии. Этого было достаточно, чтобы расписание гастрольных поездок группы было расписано на весь 1972 год. На родине оба сингла провалились.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=DHAhrKjZ9tg
Признаюсь что «Dear John» я и по сей день слушаю с огромным удовольствием и не понимаю почему на родине группы эта вещь не стала популярной. Впрочем сказанное можно отнести и к «Morning Dew».
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=RsOrZF4mL5c
Последующие гастроли в Англии и Европе с группой Atomic Rooster не меняют положение. Музыканты не отчаиваются и приступают к записи второго альбома под названием Exercises, его писали в той же студии в Лондоне, а продюсером становится тогда ещё малоизвестный Рой Томас Бэйкер. Альбом Exercises, где чувствовалось влияние альбома American Beauty группы Grateful Dead, в целом имел более лёгкое звучание, чем предыдущий. Однако смена стилистики себя не оправдала — альбом провалился, как и его предшественник. После выхода в 1972 году Exercises музыкальные критики заявляли, что у группы не прослеживается какое-то одно музыкальное направление, нет единства стиля в композициях, хотя материал сделан на достаточно профессиональном уровне. Однако музыканты, не обращая внимания на критику, продолжали экспериментировать и оттачивать на репетициях и гастролях своё мастерство.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=9vT89jNDXdY
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=OAlRvy48Il4
Откровенно говоря я тоже соглашусь с критиками по поводу художественных достоинств данного альбома, но это лишь моё частное мнение.
Первый настоящий успех пришёл к Nazareth после выхода альбома RazAmaNaz в 1973 году. И случилось это отчасти благодаря дружеским отношениям с музыкантами Deep Purple. В 1972 году Nazareth было предложено играть на разогреве Deep Purple, находившихся на вершине популярности, в американском турне. Гастроли в Соединённых Штатах прошли очень успешно, а Роджер Гловер становится продюсером их следующего ( RazAmaNaz ) альбома.
С выходом этой пластинки наступил переломный момент в творчестве Nazareth, группа обретает популярность в Европе и Японии, в британских хит-парадах альбом занял 11-е место. Композиции «RazAmaNaz», «Broken Down Angel», «Bad Bad Boy» становятся хитами и исполняются группой на гастролях. К Nazareth приходит коммерческий успех.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=wipZ_b0uN-o
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=zboXNSXqOtE
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=SU14_6Ekq9g
Следующая работа Nazareth — альбом Loud ’n’ Proud, записанный в ноябре 1973 года, — закрепляет прорыв группы на мировую сцену. Альбом занимает первые места в хит-парадах Швеции, Швейцарии и Финляндии, второе место в Германии, хорошо продаётся в Англии и достигает там 10 места. Вообще 1973 год был весьма успешен для группы. Читатели «Melody Maker» назвали Nazareth главной надеждой (англ. Brightest Hope)
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=kjCFyw67TPs
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=d0Ip87OI3uU
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=U8sQS6naqdc
Продолжая сотрудничество с Роджером Гловером, группа выпускает в 1974 году альбом Rampant.
В записи этой пластинки музыканты впервые (?) используют клавишные, они пригласили друга из Deep Purple — клавишника Джона Лорда. С музыкальной точки зрения, Rampant был шагом по направлению к металлу, и он стал последним альбомом, который продюсировал Роджер Гловер. После него место за продюсерским пультом занял Мэнни Чарлтон.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=0YnXKwfn1fc
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=JyMFkVrzCOM
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=tzKyqJj6-ys
Мэнни Чарлтон спустя многие годы так объяснил причины прекращения сотрудничества с Гловером:
Нашим общим мнением было то, что Роджер на самом деле не стремился к тому, чего хотела группа, мы чувствовали, что идём в неверном направлении, и тогда я сказал, что сам займусь продюсированием наших альбомов. Моей первой продюсерской работой стала песня «Love Hurts». Мы записывали её в какой-то грязной студии, не питая никаких надежд, а звукозаписывающая компания ждала новый хит. Когда песня была готова, она показалась нам великолепной. После этого мы приступили к записи оставшегося материала для альбома. Мы не собирались помещать её в альбом, потому что для альбома у нас уже была «Guilty». Джерри Мосс на A&M Records послушал её и сказал: «Это же хит! Замените 'Guilty' на эту песню». На основании альбома The Hair Of The Dog он возобновил для нас контракт. Следующие синглы, «My White Bicycle» и «Holy Roller» были записаны с надеждой на успех
В 1975 году Nazareth выпускает альбом Hair of the Dog, продюсирует который Мэнни Чарлтон. Альбом стал самым коммерчески успешным альбомом группы - по всему миру было продано более двух миллионов экземпляров. В 2002 году Hair of the Dog занял 51-ую позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Ef2SLZdhNrY
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=war8zlIWoMY
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=fNazfh-LXnU
В марте 1976 года выходит работа под названием Close Enough for Rock ’n’ Roll, продюсированная, как и прежняя, Мэнни Чарлтоном. Изюминкой альбома является композиция «Telegram», представляющая собой произведение из четырёх частей (вторая часть «So You Want to Be a Rock 'n' Roll Star» — кавер-версия песни с таким же названием американской группы The Byrds), описывающая нелёгкую гастрольную жизнь рок-музыкантов. В Британии альбом пользовался скромным успехом, но в Канаде Nazareth завоевала в 1970-х не менее 50 золотых и платиновых наград. В США это было большое время для Nazareth, а американский лейбл A&M Records утвердил группу в качестве своих первостепенных подопечных.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=5imt6hphvQA
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=tx9adCJBVLI
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=OAjOSk0Ormk
В 1976 году в авиакатастрофе погибает менеджер группы Билл Фехили. Музыканты признались, что без его помощи Nazareth никогда не преодолели бы границы Англии — не говоря уже о других странах. Его памяти музыканты посвятили альбом Play ’n’ the Game, вышедший в том же году. Как и предыдущий альбом, он прошёл незамеченным в Великобритании, в то время как группа была очень популярна в Канаде. Кроме того, Play ’n’ the Game открыл Nazareth дорогу популярности в Южной Америке.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=qbnP4sCwpSY
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=aglYw2fundY
Группа и сама примерно в то же самое время едва не угодила в авиакатастрофу с Convair CV-300, случившуюся 20 октября 1977 года. Самолёт, нанятый рок-группой Lynyrd Skynyrd и совершавший рейс из города Гринвилла штата Южная Каролина в город Батон-Руж штата Луизиана, разбился при аварийной посадке, вызванной нехваткой горючего.
В катастрофе погибли солист группы Ронни Ван Зант, гитарист/вокалист Стив Гейнс, бэк-вокалистка Кесси Гейнс (старшая сестра Стива), помощник тур-менеджера Дин Килпатрик, пилот Уолтер Мак-Крири и второй пилот Уильям Грей. Выжило 20 человек, включая Лесли Хоукинз, вторую бэк-вокалистку Lynyrd Skynyrd, однако она получила серьёзные травмы и больше выступать не смогла. Музыканты группы Nazareth были в числе приглашённых в этот полёт,но отказались лететь. Как говорил Питер Эгнью, в своих воспоминаниях;
"...мы видели их самолёт, который выглядел как с помойки, весь из заплаток, склеенных изолентой…"
В ноябре 1977 года вышел девятый альбом группы — Expect No Mercy. Он обозначил переход Nazareth в категорию AOR-групп (группы, ориентированные на запись студийных альбомов). Nazareth записали кавер-версию классического хита Рэя Чарльза «Busted» и «Gone Dead Train» Рэнди Ньюмена, достигшую в хит-параде синглов 49-го места. Другой сингл, «Place In Your Heart», не достиг даже 70-й позиции.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=rQWla5oGnjE
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=2TbOzCn2K3I
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=9XG7vS7bi8w
В 1978 году перед началом работы над новым альбомом по инициативе Чарлтона в Nazareth был приглашён Зэл Клеминсон, ставший пятым участником группы. Альбом No Mean City вышел в январе 1979 года. Сингл «May The Sun Shine» достиг 22-й позиции в чартах Англии. Другой сингл «Star», вышедший в июле 1979-го, не поднялся выше 54-го места. Это было последнее попадание Nazareth в хит-парад синглов.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=LEycQ6mpvH4
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=pFZVF31b0B0
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=G9RreF_57EA
Вот из такой "десятки" студийных работ состоит период 70-х годов у группы Nazareth. По сути это лишь начало их творческой карьеры, но мы пока не рассматриваем 80-е и последующие годы - это возможно будет позднее и, соответственно, в других рубриках.
На сегодняшний день от того "Назарета" 70-х, в группе остался лишь её основатель Питер Эгнью. Барабанщик Дэрел Свит умер 30 апреля 1999 года, Мэнни Чарлтон ушёл из жизни 5 июля 2022 года, а 8 ноября 2022 года этот мир покинул и Дэн Маккаферти. Но у большинства из нас они останутся в памяти вот такими, живыми и молодыми:
При создании данной публикации частично использовались материалы из Сети. Если вдруг вы обнаружили какие-то неточности, то не сочтите за труд указать на них в комментариях.