- В следующий раз поговорим о том, почему нацисты пришли к власти в Германии, с чего начались массовые убийства евреев и как человечество осознало, что произошло на самом деле …
- Все иллюстрации для публикации взяты в свободном доступе сети Интернет.
- Ссылки на использованные источники и полезную литературу даны в конце публикации.
«- Фима, ты шо такой довольный ?
- Тёща уехала !
- А лицо грязное – это ты поезд целовал ?»
(Из сборника еврейских анекдотов)
Продолжим наш разговор об истории евреев. С предыдущими публикациями (чуть более 20 заметок) по еврейской истории можно ознакомиться на моём канале в тематической подборке «Евреи, иудаизм, история…» здесь.
Итак, продолжаем...
1 августа 1914 года началась война, которая впоследствии получила название Первой мировой. То, что эта война первая, и то что она мировая, люди тогда ещё не знали. Ну, а политики, которые как всегда ошибались, думали, что продлится она недолго. Может быть несколько недель, может быть несколько месяцев. И никому не приходило в голову, что война продлится четыре года, приведёт к крушению нескольких мировых империй: Российской, Германской, Австро-Венгерской, Османской. Война в корне перекроит карту Европы и вообще судьбы человечества. Но и, кроме всего прочего, окажет колоссальное влияние на судьбу еврейского народа.
Не будем подробно останавливаться на Первой мировой войне. Напомним только, что сражались два блока. С одной стороны, Антанта, это Англия, Франция, Россия. С другой стороны – Австро-Венгрия, Германия и Турция – Османская империя. Плюс несколько стран с разных сторон. На завершающем этапе в 1918 году в войну вступили и Соединённые Штаты Америки. Первой из войны (среди великих держав) вышла Россия. Вышла, просто рухнув, не выдержав этой войны и революции, которая была как «побочный продукт» этой мировой войны: не было бы войны, не было бы революции...
Ну, а теперь о евреях. Что существенно?
Евреи в то время были равноправны в подавляющем большинстве стран Европы, кроме России и Румынии. Эти две страны по-прежнему имели ограничения для евреев. Но важно то, что евреи "полноправные" и евреи "не полноправные" подлежали призыву в армию. Сотни тысяч евреев оказались в армиях сражающихся держав. И, едва ли не впервые в истории, евреи убивали друг друга, поскольку были солдатами враждующих армий. Вот это очень важно.
Второй момент. Евреи, в общем, не склонны к воинственности. Так уж получалось, что на протяженности столетий евреи не имели права служить или были освобождены от военной службы. Теперь же еврей стал «человеком с ружьём». И те сотни тысяч еврейских солдат, которые получили опыт участия в мировой бойне, это были уже другие люди.
Что ещё важно?
Война проходила в существенной степени на территории Восточной Европы и как раз в пределах черты еврейской оседлости Российской империи, и на тех территориях, скажем Австро-Венгрии и Галиции, где проживало многочисленное еврейское население. Война нанесла колоссальный удар по устоям еврейской жизни.
Привычная иерархия, привычная система ценностей, колоссальные передвижения, депортации евреев как ненадёжных. В Российской империи власти считали, что евреи склонны к измене, к шпионажу и поэтому не менее 250 тысяч человек было выслано во внутренние губернии России, плюс беженцы. Это речь идёт, как минимум, о полумиллионе людей, которые поменяли своё место жительства.
И не случайно такое существенное число евреев в русской революции. Ведь раньше евреев во внутренних губерниях просто не было в таком количестве. Никогда не было около 400 тысяч евреев, которые прошли воинскую службу. И это были люди обученные и умевшие убивать.
Как впоследствии в «Конармии» писал Исаак Бабель, точнее не Бабель, а его «альтер эго» Лютов, что он «не мог овладеть простейшим умением убить человека». Однако на войне сотни тысяч евреев этим «простейшим умением» вполне овладели.
Вот вкратце та картина, которую нужно себе представлять.
К чему привела мировая война, если брать социальный и социально-политический аспект?
Война привела к существенной радикализации европейского общества и к колоссальному «полевению» этого общества. Люди не хотели, чтобы повторялось что-либо подобное. Ведь это их правительства втянули их в невиданную бойню. И влияние идей социализма, коммунизма в очень существенной степени затрагивало евреев. Евреев, которые, как в России и Румынии, были ограничены в правах и чувствовали себя париями, или чувствовали себя не вполне полноправными...
И был такой парадокс.
С одной стороны, евреи были «агентами» модернизации. Ведь капитализм, торговля, крупный, средний и какой-угодно бизнес был традиционным еврейским занятием. Плюс такие области, как скажем, юриспруденция, адвокатура и так далее, то есть то, что в корне противоречило идеям переустройства радикального общества. Это, так сказать, один фланг еврейского общества.
С другой стороны, люди, которые стремились к переустройству мира и к установлению царства справедливости на земле. Это одна из «вековечных» еврейских, да и не только еврейских идей. И не случайно среди лидеров-радикалов, «левых» радикалов практически во всех европейских странах, оказались евреи.
Наиболее известен, конечно, российский случай. Ведь один из двух вождей Октябрьской революции это никто иной как Лев Троцкий – Бронштейн. И в Политбюро, в высшем органе партии большевиков было немало евреев, в том числе ближайшие соратники Ленина – Лев Каменев и Григорий Зиновьев.
Один из них – Каменев - станет главой Москвы, другой – Зиновьев – главой Петрограда. Лев Троцкий станет во главе Красной Армии. Совершенно невероятная история, когда еврей является фактически руководителем русской армии, пусть она и называется Красной.
Мы видим евреев во главе левых движений в Венгрии, это Бела Кун, в Баварии – Евгений Левине и во многих других странах. И не случайно у многих антисемитов возникает идея «жидокоммуны», идея особой роли евреев в революционном движении.
Для евреев революция была «палкой о двух концах». Напомним, что значительная часть еврейства лишилась и своей экономической основы. Значительная часть еврейства была преследуема за исповедание традиционных ценностей, прежде всего религиозных. Ведь практически везде, где «левые» пришли к власти, они боролись с религиозными предрассудками. И это касалось всех конфессий, всех вероисповеданий.
С другой стороны, по выражению ещё Мориса Талейрана, «любая революция – это ещё тысяча вакансий». И евреи получили совершенно невероятные шансы в продвижении по социальной, политической и государственной лестнице, причём даже в тех странах, где раньше им запрещено было занимать определённые посты на государственной службе или в армии.
Ещё одно последствие мировой войны – это распад империй и образование новых государств. Возникает, вернее, возрождается Польша, страна с самым большим в Европе еврейским населением. Распадается Австро-Венгрия, появляется Австрия, Венгрия, Чехословакия. Рухнула Османская империя. Всё это процессы, которые вели к росту национализма, а точнее, национализмОв. И очень часто вели к неизбежному спутнику национализма – к антисемитизму или вообще к ксенофобии в целом.
Невозможно об этом не сказать, что Гражданская война, среди прочего, ознаменовалась кровавыми еврейскими погромами, прежде всего, на территории бывшей Российской империи. Только на Украине и только в 1919 году в результате погромов, осуществлявшихся украинскими националистами, белыми, различными атаманами, бандформированиями, польской армией и т.п., было убито по разным оценкам от 50 до 200 тысяч евреев. Совершенно чудовищные цифры.
Но что показала Гражданская война евреям бывшей Российской империи? В чём был их выбор?
Выбор между большевиками и их противниками постепенно для евреев превратился в выбор между жизнью и смертью. Ведь противники большевиков не нашли более привлекательных лозунгов, чем антисемитизм, в отличие от лидеров большевиков, прекрасных демагогов. Что можно было противопоставить лозунгам: «земля – крестьянам», «фабрики – рабочим», «мир – народам» и так далее? Другое дело как они собираются это реализовывать. Но во всяком случае, лозунги были чрезвычайно привлекательными. И важно то, что на знамени большевизма был начертан лозунг интернационализма, чрезвычайно важный для евреев, которые на протяжении столетий находились в неполноправном угнетённом положении.
Но что происходит с еврейством в Европе и в Северной Америке после окончания вот этих революционных потрясений?
Их жизнь складывалась очень по-разному. Сделаем небольшое "числовое" отступление к 1939 году, к последнему году перед началом очередной мировой войны, которая стала «второй серией» и продолжением Первой. Сколько евреев жило в Европе и в Северной Америке в основных местах расселения ?
В Европе было приблизительно 9,5 миллионов человек, в Северной Америке, вернее, в США - около 5 миллионов.
Но всё равно, страной с самым большим еврейским населением в мире были Соединённые Штаты. В 1925 году здесь насчитывалось 4,5 миллионов евреев. И, как уже говорилось чуть ранее, к началу Второй мировой войны их стало около 5 миллионов. Какой-то очень незначительный прирост... Почему?
Колоссальный рост еврейского населения в США обеспечивался, прежде всего, кроме высокой рождаемости, эмиграцией. В 1920-е годы с самого начала в Штатах усиливается ксенофобия, усиливаются антиэмигрантские настроения, вводятся различное квотирование, приезжать в Америку становится очень сложно. Поэтому и столь невысокий рост.
Что характерно для жизни американского еврейства?
В те времена она очень сильно отличалась от той жизни, роли и положения евреев в американском обществе, которое мы наблюдаем сейчас. В начале века, да и ещё в 1920-е годы среди евреев США преобладали, в общем, рабочие. Например, швейная промышленность, это было в основном еврейское "занятие", особенно в Нью-Йорке. Тот, кто бывал в Нью-Йорке, наверно, сталкивался на Седьмой авеню со скульптурой еврея-портного, который сидит со своей швейной машинкой...
В 1920-1930-е годы происходит постепенный «переток» евреев из «пролетарской» сферы в сферу государственной службы, лиц свободных профессий. Среди евреев США становится всё больше врачей, юристов, экономистов, финансистов, предпринимателей и так далее. И накануне Второй мировой войны люди этих занятий и профессий уже преобладают.
Однако не нужно думать, что жизнь в Америке была раем для евреев. Евреи и здесь сталкивались с сопротивлением и ограничениями.
Христианское большинство страны не слишком жаждало увидеть в своей среде, в том числе в университетах, на высоких постах государственной службы и в некоторых корпорациях профессиональных евреев. Например, ведущие американские университеты – Гарвард, Йель, Принстон, - вводят ограничения для евреев, особенно для евреев из Восточной Европы. Ибо евреи с их тягой к образованию и представлением о том, что высшее образование даёт перспективу в жизни, ринулись в университеты. В силу, в общем-то, достаточно серьёзной подготовки очень быстро число евреев-студентов выросло во многих университетах Лиги плюща.
И именно, чтобы предотвратить приток евреев из Восточной Европы, американские университеты вводят довольно сложную систему приёма, где кроме оценок школьных или каких-то экзаменов, начинают учитываться такие очень неопределённые понятия, как «character», характер. Под этим, по умолчанию, подразумевалось вероисповедание, где преимущество отдавалось протестантам, «белым», ну и так далее.
И вот та сложная система «admissions», то есть приёма в университеты, которая существует в Штатах сейчас - это наследие того времени.
Но тем не менее в лучших американских университетах было от 5 до 10 % евреев. Со временем число их увеличивалось и появились евреи, не только вышедшие из американской среды, но и приехавшие из Германии в 1930-е годы. Еврейская эмиграция из Германии дала колоссальную «подпитку» американским университетам.
Нужно сказать, что стоматологи, врачи, преподаватели и т.д не слишком охотно принимают в свою среду евреев. Существует очень сложная система сдачи экзаменов, квотирования…
Тем не менее, постепенно эти барьеры разрушаются, хотя вплоть до 1960-х годов на некоторые пляжи был запрещён вход евреям. Там висели соответствующие объявления. Вплоть до того, что евреям нельзя было селиться в некоторые гостиницы. Борьба за некоторые гражданские права в Штатах, это не только борьба за права афро-американского меньшинства. Это была борьба за права евреев тоже...
Тем не менее, отметим, что евреи появляются и на высоких постах американской администрации.
Здесь в качестве примера можно назвать Генри Моргентау – младшего, который был экспертом по сельскому хозяйству в администрации президента Рузвельта, был его близким соратником, а с 1934 и до самой смерти Рузвельта был министром финансов, то есть ключевой фигурой в американском правительстве.
Напомним также о том, что Голливуд, по существу, был создан именно евреями, которые мигрировали туда из Нью-Йорка, откуда были выдавлены местными конкурентами, поскольку евреи умудрились создать здесь кинотеатры «никелодеоны», где вход стоил 5 центов (обиходное название «никель», англ. nickel). Но были введены такие налоги, которые сделали этот бизнес невыгодным. И тогда они перебрались в Калифорнию. Так возник Голливуд.
Интересный был такой фильм, когда брали интервью у вдов отцов-основателей Голливуда (женщины живут дольше не только в России, но и в Америке) все они говорили с сильнейшим местечковым акцентом и рассказывали удивительные истории про своих мужей- основателей фирм вроде «Метро Голден Майер» и т.д.
Но при всех проблемах, в общем и целом, история евреев в Америке – это история успеха...
Теперь переместимся в Европу, которая была тоже очень разной. Если говорить о Европе Западной, то здесь последствия эмансипации евреев сказались в наибольшей степени.
Если говорить о Великобритании, то там была одна из самых больших еврейских общин в Европе, что-то около 300 тысяч человек.
Во Франции – 150 тысяч, но при всём антисемитизме, который был свойственен французскому обществу (напомним о деле Дрейфуса, о котором говорилось в прошлой публикации), евреи занимают всё более высокие позиции во французской республике, во французской профессиональной, финансовой и политической элите.
Более того, во Франции был еврей премьер-министр Леон Блюм, конечно, социалист, лидер Народного фронта. Он занимал ряд министерских постов.
Был Жорж Мандель, ближайший соратник Клемансо, который был главой его канцелярии, потом был министром внутренних дел. То есть, французские евреи чувствовали себя французами, прежде всего. И в достаточной степени преуспели во французском обществе.
Тем не менее, во Франции были достаточно сильны антисемитские тенденции. Там были сильны правые силы. В этой связи нужно упомянуть в 1933 году аферу Александра Ставиского, выходца из России. Эта афера породила просто пароксизм антисемитизма и даже впоследствии фашистские выступления в Париже и т.д.
Когда его семья переехала во Францию, ему было 12 лет. Получил французское гражданство в 1910 году. Неоднократно задерживался французской полицией за финансовые злоупотребления, мошенничество, торговлю наркотиками и драгоценностями. Основал несколько фиктивных финансовых обществ. Известен в связи с многомиллионной аферой с одним из ведущих французских банков — ссудно-закладным банком города Байонны. Афера Ставиского привела к глубокому политическому кризису во Франции и попытке правого путча в Париже в феврале 1934 года ...
Переместимся в Германию, где была самая крупная и самая благополучная еврейская община на Западе. Это где-то около полумиллиона человек. Даже возник такой афоризм: евреи – это немцы Моисеева закона. То есть, всего-навсего они ходят в синагогу, а не в церковь, а так они просто немцы.
Более того, в 1920-е годы был один год, когда число смешанных браков у евреев достигло почти 50%. И период Веймарской республики, то есть с 1919 года по 1933, это, в общем, такой подъём германского еврейства. Евреи принадлежат, в значительной степени, к элите, но не только.
Евреи были во всех слоях немецкого общества, но вот в процентном отношении евреи среди предпринимателей, юристов, врачей, деятелей культуры и т.д. занимали в Германии очень заметное место.
Особенное место евреи занимали в германских университетах и германской науке. Тогда германские университеты считались лучшими в мире.
Приведем такой пример. Когда пришли к власти нацисты и многие евреи вынуждены были покидать Германию, то среди уехавших было шесть лауреатов Нобелевской премии евреев. Один из них был Альберт Эйнштейн. В последствии те, кто уехал из Германии, 12 учёных стали нобелевскими лауреатами уже не будучи «немцами Моисеева закона»...
Если передвинемся дальше на восток, то попадём на территории, где проживало наибольшее количество евреев. Это Венгрия, где число евреев колебалось от 400 тысяч до 700 с лишним тысяч. Это Румыния, где проживало более 800 тысяч евреев. Ну а Польша была страной с самым большим еврейским населением. В 1939 году в Польше насчитывалось более 3 миллионов евреев.
Отметим, что положение польских евреев было не слишком хорошим. Законы (наследство Российской империи), ограничивающие права евреев хотя постепенно и отменялись, но в целом польское общество не было расположено позитивно к национальным меньшинствам, включая украинцев, белорусов, но к евреям в особенности.
Евреи гласно или негласно были ограничены в возможности поступать на госслужбу, занимать те или иные посты в общественных структурах. Для евреев отводили издевательски специальные еврейские скамьи в университетах. Были даже антисемитские студенческие общества, которые организовывали нападение на евреев...
Тем не менее в Польше, наряду с теми, которые жили на грани нищеты или принадлежали к рабочему классу, было немало евреев в высших слоях польского общества.
Прежде всего это сфера экономики и финансы, но также их много было и в сфере культуры. Например, можно назвать имя замечательного польского поэта Юлиана Тувима. Тогда уже начинал писать выходец из крещённых евреев Станислав Ежи Лец, автор знаменитых и всеми любимых афоризмов. Один из самых известных афоризмов: «Когда я думал, что достиг дна, снизу постучали»...
Ну, и наконец, оказываемся в Советском Союзе. Оказываемся в той стране, где как казалось, и не только казалось, осуществились «еврейские мечты».
И это не шутка. Да, с одной стороны, в СССР был запрещён иврит – «язык клерикалов». В СССР иудаизм, как и всякая другая религия, преследовался. В СССР сионисты подвергались жестким преследованиям со стороны советских спецслужб, назывались ли они ГПУ, ОГПУ или НКВД. Причём, как правило, "ведали" этими сионистами или клерикалами сами же евреи-чекисты, которых было невероятное количество.
В 1934 году около 45% высших руководителей НКВД это были евреи. Главным был народный комиссар госбезопасности Генрих Ягода, чекист №1. Ну, он и раньше де-факто возглавлял эту организацию, поскольку Вячеслав Менжинский, который формально ей руководил, был человеком нездоровым и мало принимал практического участия в руководстве этой структуры.
Произошли тектонические сдвиги в географии, в расселении, в языке, в образе жизни и занятиях советских евреев. Надо сказать, что подавляющее большинство евреев в СССР легко рассталось с теми ценностями, которые, с точки зрения ортодоксов, делают «евреев евреями», имея ввиду религию и прочее.
Произошла колоссальная внутренняя миграция из пределов бывшей черты оседлости в крупные города за пределами черты, и прежде всего, в Россию.
В январе 1939 года евреев в Советском Союзе «пересчитали». Евреев оказалось 3 миллиона 28 тысяч. Возможно, там были некоторые приписки, но в общем, где-то в пределах 3 миллионов. Это всего 1,78% от общего населения СССР.
По-прежнему больше всего евреев проживало в Украине, там, где некогда была черта еврейской оседлости, около 1,5 миллионов. Но около 1 миллиона жили уже в России.
Городом с самым большим еврейским населением в СССР становится Москва: 250 тысяч евреев, 6% населения города, вторая по численности национальная группа после русских. Дальше шёл Ленинград, где было более 200 тысяч евреев.
Если говорить о занятиях, то евреи пережили разное за эти годы. В 1920-е годы евреев было много среди тех, которых называли «нэпманами», и это кончилось конфискациями, арестами, высылками.
Но вот в 1930-е всё больше евреев поступает на госслужбу, всё больше евреев участвует в культурной жизни страны, и не на последних местах…
В существенной степени этому способствовало не только преданность советской власти, ибо что говорить, хотя равноправие евреи получили от Временного правительства, но вот такие возможности продвижения – при советской власти. Кроме этой преданности советской власти существенную роль играл, конечно, уровень образования. Евреи составляли 11% всех студентов Советского Союза. Причём не просто студентов, а студентов лучших учебных заведений, самых престижных.
К примеру, в Москве евреи составляли 17% среди всех студентов, в Ленинграде – 19%. В абсолютных цифрах это почти 100 тысяч человек на 1939 год. К этому моменту 15% всех советских граждан с высшим образованием были евреями, при численности еврейского населения, повторюсь, меньше 2%. При этом, в абсолютных числах евреев с высшим образованием было больше, чем украинцев с высшим образованием. Евреи уступали только русским.
Многие перешли на другой язык. Если ещё по переписи 1926 года большинство евреев говорило на идиш, то в 1939 году свыше половины всех евреев СССР говорили по-русски, хотя вполне возможно, что говорило гораздо больше. Но свыше половины евреев назвало русский родным языком. На идиш говорило чуть меньше 40%.
И, можно сказать, что советское еврейство делилось как-бы на две категории, на две группы. Это жители крупных городов, ассимилированные евреи и те, кто остался в местечках, небольших городках в пределах бывшей черты еврейской оседлости. В основном, это люди старшего поколения, приверженные традиционным еврейским ценностям и говорящие на идиш...
Евреи были необыкновенно успешны, особенно в 1930-е годы. Приведём такие цифры, если говорить о партийно-политической элите.
В 1939 году евреи составляли 10,3 % от советской партийно-политической элиты, начиная с областного уровня и вплоть до уровня высших партийных и государственных органов. В 1934 году состоялся очередной XVII съезд партии, «съезд победителей». 15% членов ЦК, избранных на съезде, были евреями. Прошёл после этого Большой террор и этот съезд назвали «съезд расстрелянных».
Тем не менее, когда в 1939 году состоялся следующий XVIII съезд, то в состав ЦК избрали ровно такое же количество евреев. Это 15 % от состава ЦК партии. В Политбюро был всем известный еврей и соратник Сталина Лазарь Каганович, который в разное время возглавлял Москву, Украину, курировал строительство московского метро и московское метро называлось вплоть до тех пор, пока Лазарь Каганович «не к тем примкнул» во времена Хрущёва, «метрополитеном имени Кагановича».
Было существенное число евреев среди наркомов, полдюжины, как минимум. Многие годы наркомом иностранных дел был нарком Максим Литвинов, при рождении Меер-Генох Моисеевич Валлах, снятый в 1939 году, но не репрессированный. Он потом «пригодился» Сталину. Можно назвать ещё много других выдающихся деятелей и в политической, и в военной элите...
Но настоящим феноменом была роль и присутствие евреев в советской культуре. Прежде всего в культуре на русском языке. Если посмотреть на образованный Союз советских писателей в 1934 году, посмотреть на самую главную московскую организацию, то треть её составляли писатели-евреи. Была специальная еврейская секция писавших на идиш и были писавшие на русском языке.
Подлинным классиком советской литературы, до тех пор, пока его не арестовали и не расстреляли, был Исаак Бабель. Если посмотрим на советскую печать, то ведущим советским публицистом был Михаил Кольцов, при рождении — Моисей Ха́имович Фри́длянд, основатель журнала «Огонёк» и многих других.
Если вспомним «важнейшее из искусств» - кино, то в 1939 году в СССР сняли 30 фильмов, 13 из них были поставлены режиссёрами-евреями. А если посмотреть на авторов сценариев, композиторов, актёров, то это было просто какое-то «еврейское царство», которое можно вполне сопоставить с Голливудом. Или те песни, которые пела советская страна, «где так вольно дышит человек». Это были песни на музыку Исаака Дунаевского, братьев Покрасс. «Катюшу» Блантер, считающейся некоторыми народной, написал ещё до начала войны.
Главными советскими героями-военными после «большой чистки» в 1939 году были Яков Смушкевич, знаменитый лётчик, дважды Герой Советского Союза, один из первых дважды героев, и Григорий Штерн, который командовал советскими войсками во время боёв в районе озера Хасан в 1938 и в 1939 – в боях у реки Халхин-Гол. Увы, оба они будут впоследствии арестованы в июне 1941 года, накануне войны. Проявить свои таланты в войне им не удалось. Оба они будут расстреляны, но это уже другая история…
Если суммировать в целом историю советского еврейства в эти годы между двумя мировыми войнами, при всём при том, что преследовалась еврейская религия, был запрещён иврит, какие-либо еврейские политические партии и движения, в целом это история успеха.
Если посмотрим статистически на то, что из себя представляют советские евреи в 1939 году, накануне начала Второй мировой войны, то это самая успешная советская нация, занимавшая просто потрясающее место, если сравнивать с общим числом населения страны, в советской политической и военной элите.
В научной сфере нужно упомянуть «папу» советских физиков академика Абрама Иоффе и целую плеяду советских физиков (Лев Ландау и др.) Если мы говорим о советских спортсменах, то конечно уже тогда восходила звезда шахматиста Михаила Ботвинника и т.д. и т.п.
И это, если брать вот чисто эту сторону дела, то конечно, Советский Союз был в этом плане «землёй обетованной» и ни одна страна мира не могла в этом отношении с СССР сравниться.
Ситуация очень сильно поменяется в очень скором времени, но это уже совсем другая история…
В следующий раз поговорим о том, почему нацисты пришли к власти в Германии, с чего начались массовые убийства евреев и как человечество осознало, что произошло на самом деле …
Все иллюстрации для публикации взяты в свободном доступе сети Интернет.
Ссылки на использованные источники и полезную литературу даны в конце публикации.
Предыдущие статьи по истории евреев и иудаизму можно полистать и почитать в отдельной тематической подборке публикаций «Евреи, иудаизм, история…»
Напомню, что на своём канале поддерживаю тематические подборки своих публикаций, связанных с историей мировой и русской культуры, историей Москвы, литературой, литераторами и другие…
Посмотреть тематические подборки, полистать другие статьи и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь.
Источники и полезная литература:
1. Дубнов С. М. Краткая история евреев. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
2. Евреи, еврей, еврейская религия и традиции (эл. версия)
3. История еврейского народа = History of the Jewish people / под ред. Ш. Эттингера. Мосты культуры, Гешарим, 2001.
4. Материалы сайта arzamas.academy.