Найти в Дзене
Lipetskmedia.ru

«По вине монастыря живем как в каменном веке — без интернета и газа»

Нешуточные страсти кипят на «за меловой белизной колокольни» Елецкого Знаменского монастыря, о котором так поэтично писал Иван Бунин. Но нобелевскому лауреату даже во сне не мог привидеться сюжет, который разворачивается рядом с обителью в 2023 году. Мирянам, живущим на территории монастыря, приходится в суде добиваться таких простых радостей, как подключение к газу. А об интернете они даже и не мечтают. Провайдеры сразу бросают трубку телефона, узнав адрес потенциальных клиентов.

Игуменья не идет на переговоры

– Монастырь всеми силами выживает нас с этой земли, – рассказала «Липецкмедиа» ельчанка Лариса Александровна (редакция не указывает фамилию женщины, так как речь идет о семье участника СВО). – В этом доме жило несколько поколений моих предков, его построила бабушка в 1918 году. Земля рядом с ним находится тоже в нашей собственности. Но настоятельница монастыря не разрешает провести нам газ. У соседей он есть, а у нас нет. Пытались договориться, решить мирным путем, но игуменья не идет на переговоры.

Между тем монастырь в благах цивилизации не ущемлен и газифицирован. С несговорчивой настоятельницей монастыря не смогли найти общий язык и работники «Газпром газораспределение Липецк». Договор с ними на подключение к сетям Лариса Александровна заключила еще два года назад. Женщина потратила 110 тысяч рублей на покупку газового котла, труб и кранов, но все это лежит мертвым грузом.

У ельчанки и газовщиков уже скопилась целая кипа бумаг – переписка с различными службами по поводу проведения к дому газовой трубы. Большая часть из них цитирует 73-й федеральный закон, запрещающий земляные работы на объекте культурного наследия (на принадлежащем монастырю участке земли, через который неминуемо должна пройти газовая труба). Возможно, если бы речь не шла о семье мобилизованного, то от этой идеи давно бы отказались. Но в данном случае газовщики пошли на принцип и решили биться до конца.

Предварительное заседание по этому делу, состоявшееся 18 сентября, продемонстрировало, что договориться по-хорошему с представителями монастыря в принципе невозможно.

Газовщиков посылают в овраг

Представители ответчика заявили в суде, что поступают правильно – берегут объект культурного наследия для потомков и вообще не препятствуют газовикам. Просто те «не хотят почему-то вести газовую трубу по краю обрыва по внешней стороне монастырского забора». Однако на суде выступил инженер производственного отдела елецкого филиала «Газпром газораспределения Липецк» Михаил Крылов и подробно объяснил, почему этот вариант технически невозможен.

-2

– Руководство монастыря хочет, чтобы мы пустили газовую трубу по периметру забора, причем она должна находиться снаружи исторической ограды, – рассказал Михаил Крылов. – Но каким чудом это сделать? Крепить к забору нашу трубу нельзя. Она должна непонятным образом идти по совершенно отвесному краю оврага, который начинается за забором монастыря. Установить опоры технически невозможно. Мы выезжали на место, склон такой крутой, что мы никакую технику туда не загоним.

Но объяснение технического специалиста не убедило представителя монастыря. Даже после выступления Крылова, отвечая на вопросы судьи Татьяны Смольяниновой, он упорно продолжал повторять, что труба должна идти по оврагу.

– Сама стена каменной ограды ветхая и является частью ансамбля монастыря. Вариант, на котором настаивает монастырь, небезопасен для объекта культурного наследия, – подчеркнул представитель юридического отдела «Газпром газораспределение Липецк» Ярослав Елисеев.

-3

До трубы всего 100 метров

Помимо фантастического варианта (пустить трубу по краю оврага) есть и другие, гораздо более реальные. Сети можно подвести от газифицированного здания монастыря, причем находится оно на расстоянии 100 метров от дома семьи мобилизованного. Есть и другой путь – зайти через главные ворота монастыря.

-4

Однако эти варианты невозможны без установления публичного сервитута. Так на юридическом языке называется право пользования чужой собственностью, которое может распространяться на земельный участок.

Во время предварительного заседания выяснилась и другая интересная подробность – без установления публичного сервитута невозможно отремонтировать газопровод или водопроводные сети у жителей еще шести домов, расположенных на территории Знаменского монастыря.

- В любой момент может произойти авария, придется вести земляные раскопки. Как работать, когда вся территория – объект археологического наследия «Культурный слой исторической части Ельца»? – задал разумный вопрос юрист Ярослав Елисеев.

-5

На этот вопрос в суде ответа не поступило. Зато стали известны причины отказа администрации Ельца в установлении сервитута. Они совсем не лишены юридической логики. Юристы мэрии руководствовались перепиской с областным управлением по охране объектов культурного наследия. Копии писем хранятся в семье мобилизованного и были представлены суду. С одной стороны, управление горой стоит за охрану объекта культурного наследия (чем, собственно, и обязано заниматься). С другой – было бы не против «газовых раскопок» при соблюдении определенных условий.

– Администрация Ельца направляла запросы в управление по охране объектов культурного наследия и получала неоднозначные ответы. Они с одной стороны не возражают против прокладки трубы подземным образом, но не сообщают, будут ли нарушены интересы неограниченного круга лиц в сфере культуры, пострадает ли объект археологического значения. Поэтому, основываясь на имеющейся информации, был вынесен отказ в предоставлении сервитута, – отметил представитель мэрии.

По сути получается, что законодательство об охране объектов культурного наследия, которое, конечно, необходимо исполнять, вступает в прямое противоречие с интересами ни в чём не повинной семьи. Хотя, может быть, и нет здесь никакого противоречия. Компетенции газовиков вполне позволяют провести работы в рамках одного из предложенных ими вариантов максимально ювелирно, чтобы исключить даже малейшую вероятность порчи духовного достояния (а именно на этом условии в областном управлении будут готовы дать добро на проведение работ). А в монастыре наверняка смогут контролировать процесс на всех этапах.

P.S.

Лариса Александровна сняла на видео котлован, который вырыт на территории Знаменского монастыря. Она рассказала, что на этом месте раньше был дом, его снесли, и вместо него строят пекарню. Местные жители недоумевают, почему в монастыре лояльно смотрят на проведение столь масштабных земляных работ…