Где прячется от нас Клеопатра? Странный вопрос, ведь следы этой женщины повсюду – стоит только оглядеться вокруг. Ее имя увековечили игровые автоматы, настольные игры, салоны красоты, экзотические танцовщицы – и даже проект по мониторингу загрязнения Средиземного моря. В виде астероида 216 «Клеопатра» она вращается вокруг Солнца. Ее банные ритуалы и страсть к прекрасному вдохновили парфюмеров на создание нового аромата. Говорят, что эта женщина, ставшая последним египетским фараоном, испытывала на пленниках ядовитые зелья. Сегодня она отравляет человечество, превратившись в популярную марку сигарет на Ближнем Востоке.
«Первая в мире знаменитость» – так назвал Клеопатру критик Гарольд Блум. Если вся история – театр, пожалуй, никакой другой актрисе не довелось сыграть в нем такое множество ролей. «Первая в мире знаменитость» – так назвал Клеопатру критик Гарольд Блум. Если вся история – театр, пожалуй, никакой другой актрисе не довелось сыграть в нем такое множество ролей. Но если повсюду следы Клеопатры, то где же она сама – настоящая царица? Ее скрывает «туман чистого вымысла и грязной клеветы», который, по словам биографа Майкла Гранта, «начал сгущаться вокруг нее еще при жизни».
О волшебных чарах этой женщины ходят легенды, но мы даже не знаем, как она выглядела. До нас дошли только силуэты на древнеегипетских монетах, а там Клеопатра далеко не красавица. В музеях есть несколько мраморных бюстов, но Клеопатра ли это – большой вопрос. Древние историки восхищались ее обаянием, а отнюдь не красотой.
Ее чары пленили двух могущественных римских полководцев: Юлия Цезаря, от которого она родила сына, и Марка Антония – их любовная связь длилась больше десяти лет, и за это время на свет появилось трое детей. Но, как утверждал древнегреческий историк Плутарх, «красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу.
Звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад». На поиски гробницы Клеопатры ученых вдохновила легендарная сцена ее смерти, столь эффектно описанная древними историками: в своем мавзолее, облаченная в богатые одежды и увенчанная диадемой, она, по свидетельству Плутарха, возлежала на «золотом ложе».
После убийства Цезаря его наследник Октавиан больше десяти лет воевал с Антонием за господство над Римской империей. Разгромив флот Антония и Клеопатры в сражении у мыса Акций, армия Октавиана летом 30 года до новой эры вступила в Александрию. Клеопатра забаррикадировалась за огромными тяжелыми дверями мавзолея, полного золота, серебра, произведений искусства и других сокровищ – все это она поклялась сжечь дотла, лишь бы только не отдавать в руки римлян. Именно сюда 1 августа принесли Антония, который, заколов себя мечом, пожелал в последний раз испить вина и умереть в объятиях Клеопатры. И, возможно, именно здесь через полторы недели после смерти Антония сама Клеопатра, страшась позора поражения и плена, в 39 лет свела счеты с жизнью.
Всем известна история о том, что она умерла от укуса ядовитой змеи. Римский историк Дион Кассий утверждает, что тело Клеопатры, как и Антония, было забальзамировано. Плутарх же сообщает, что по приказу Октавиана последняя царица Египта была погребена подле своего поверженного супруга-римлянина. 16 столетий спустя Шекспир провозгласил: «Земля не знала // Могил с такой великою четой». Только вот где находится эта могила, никому неизвестно. Создается впечатление, что огромное количество посвященных Клеопатре произведений искусства обратно пропорционально скудным археологическим данным об этой египетской царице.
Землетрясения, цунами, морские трансгрессии и вооруженные конфликты стерли с лица земли тот древний квартал, где 300 лет жили поколения семьи Клеопатры. Свою лепту внесли их практичные и не слишком сентиментальные потомки, которые, недолго думая, разбирали старые постройки и на их месте возводили новые. Теперь величие и слава древней Александрии покоятся глубоко на дне морском.
В 1992 году французский исследователь Франк Годдио возглавил экспедицию созданного им Европейского института подводной археологии: команда начала раскопки на дне Средиземного моря. Полученные данные позволили ученым нанести на карту затонувшие части античной Александрии с ее пирсами и эспланадами. На сушу извлекли огромных каменных сфинксов, гигантские плиты для мощения улиц, гранитные колонны и капители.
Все эти заросшие ракушками находки еще больше разожгли аппетит археологов и подтолкнули их к дальнейшим поискам. «Моя мечта – найти статую Клеопатры, причем с картушем», – говорит Годдио. Но, увы, подводные раскопки пока не увенчались успехом. Дайверам не удалось обнаружить вообще никаких следов Клеопатры – если не считать пустых сигаретных пачек с ее именем.
Не так давно внимание другой группы исследователей привлек храм в пустыне в окрестностях Александрии. Гипотеза ученых заключается в том, что такая расчетливая и дальновидная царица, как Клеопатра, вполне могла воздвигнуть себе гробницу не в центре Александрии, а в каком-то другом месте, гораздо более значимом с духовной точки зрения. Это было бы некое священное место, где мумифицированные останки Клеопатры покоились бы с миром возле ее возлюбленного Антония. В ноябре 2006 года, сидя в своем кабинете в Каире, Захи Хавасс, тогдашний генеральный секретарь Высшего совета по древностям Египта, положил на стол лист бумаги с логотипом отеля Nile Hilton.
На нем Хавасс набросал основные объекты с места раскопок, где вместе с командой археологов работал целый год. «Мы ищем гробницу Клеопатры, – увлеченно рассказывал он. – До нас еще никто никогда не вел систематических поисков захоронения последней царицы Египта». Начало этим поискам положила жительница Доминиканской Республики по имени Кэтлин Мартинес. В 2004 году она попросила Хавасса о встрече и рассказала ему свою гипотезу: Клеопатра может быть похоронена в заброшенном храме неподалеку от древнего города Тапосирис Магна (современный Абусир) в 45 километрах к западу от Александрии, в прибрежной пустыне. Расположенный между Средиземным морем и Марейским озером, Тапосирис Магна во времена Клеопатры был крупным портовым городом. Вино со здешних виноградников славилось по всей округе. Географ Страбон, посетивший Египет в 25 году до новой эры, упоминает, что Тапосирис был местом проведения всенародного празднества, скорее всего, в честь бога Осириса.
По свидетельству Страбона, «неподалеку от Тапосириса лежит у моря скалистое место, где собираются толпы веселых гуляк во всякое время года». «До того как мы начали раскопки, я думал, что Клеопатра должна быть захоронена лицом к дворцу в Александрии, среди других царских гробниц», – признался Хавасс. Но доводы Мартинес убедили ученого в том, что стоит проверить и другую гипотезу.
Что если Клеопатра предусмотрительно позаботилась о том, чтобы ее и Антония тайно захоронили там, где никто не помешает им вечно быть вместе? Получившая в 19 лет диплом юриста, а затем археолога, Кэтлин Мартинес преподавала археологию в Университете Санто-Доминго, но это было просто хобби. Она никогда не бывала в Египте и не держала в руках лопаты или совка. Увлечение Кэтлин Клеопатрой началось после спора с отцом. Однажды ей зачем-то понадобилась шекспировская пьеса «Антоний и Клеопатра», и Кэтлин зашла в отцовскую библиотеку.
Ее отец Фаусто Мартинес, ученый-юрист, профессор, обычно весьма осторожный в своих суждениях, назвал знаменитую царицу распутницей. «Как можно такое говорить!» – возмутилась Кэтлин. Она принялась доказывать отцу, что римская пропаганда и предвзятое отношение к женщинам, господствовавшее в течение столетий, совершенно исказили образ Клеопатры. Их спор длился несколько часов, но в конце концов профессору Мартинесу пришлось признать, что его мнение о Клеопатре может быть ошибочным.
В 2004 году Кэтлин Мартинес написала Хавассу по электронной почте. Письмо осталось без ответа. Тогда Кэтлин обрушила на руководителя Высшего совета по древностям Египта целый поток писем – по ее подсчетам, больше сотни. С этого момента Кэтлин твердо решила разузнать о царице все, что только можно. Она проштудировала канонические тексты, особенно Плутарха – ту часть жизнеописания Марка Антония, где говорится о его союзе с Клеопатрой. Римляне явно стремились представить ее политиком-манипулятором, который в отчаянной попытке сохранить независимость Египта стравливал друг с другом соперников за власть в растущей Римской империи. И это в лучшем случае.
Кое-где Клеопатра и вовсе представлена как деспотичная сладострастница времен упадка. Древние тексты полны красочных описаний жизни царицы. «Но ни в одном источнике нет информации о том, где была захоронена Клеопатра, – рассказывает Кэтлин. – Мне кажется, что она заранее сама все спланировала – как ей жить, как умереть и как ее в конце концов должны найти». В 2004 году Кэтлин Мартинес написала Хавассу по электронной почте. Письмо осталось без ответа.
Кэтлин помнила знаменитую проделку Клеопатры – в 48 году до н. э., 21 года от роду та, желая познакомиться с Юлием Цезарем, велела зашить себя в мешок и поднести ему в дар. Увы, последовать примеру царицы и таким образом проникнуть в кабинет Хавасса было невозможно. Тогда Кэтлин обрушила на руководителя Высшего совета по древностям Египта целый поток писем – по ее подсчетам, больше сотни. Но Хавасс по-прежнему молчал. Кэтлин не сдавалась и решила, что, если гора не идет к Магомеду, Магомед идет к горе: она прилетела в Каир.
В конце концов один знакомый гид, который раньше работал в совете, устроил девушке встречу с Хавассом. «Кто вы и что вам нужно?» – спросил Хавасс, когда Кэтлин вошла в его кабинет. Она боялась признаться, что ищет гробницу Клеопатры – чего доброго, он принял бы ее за ненормальную вроде тех, кто уверяет, что пирамиды построили инопланетяне.
«Я хочу получить доступ в места, куда вход воспрещен», – объяснила Кэтлин. Хавасс выдал ей разрешение, чтобы Кэтлин могла посетить места раскопок в Александрии, Гизе и Каире. В марте 2005 года Кэтлин Мартинес вернулась в Египет и сообщила Хавассу новость: ее назначили послом культуры Доминиканской Республики. Он, рассмеявшись, заметил, что она слишком молода, чтобы быть послом.
«Дайте мне два месяца, – сказала Кэтлин. – Я найду ее». Невозмутимая Кэтлин сказала, что в 2004-м побывала в Тапосирисе Магна и хочет снова вернуться туда. На месте раскопок сохранились руины коптской церкви, а доминиканцев интересует история христианства. Хавасс выдал ей новое разрешение. Вооружившись фотоаппаратом, Кэтлин тщательно изучила место раскопок, после чего Хавасс в который раз увидел ее у себя в кабинете. «У вас две минуты», – бросил он. Пришло время раскрыть карты. Кэтлин объяснила, что хочет сама организовать и провести раскопки в Тапосирисе.
«У меня есть одна гипотеза», – Мартинес наконец призналась, что считает Тапосирис Магна местом захоронения Клеопатры. «Что?!» – воскликнул руководитель Высшего совета по древностям Египта, обеими руками вцепившись в подлокотники кресла. «Дайте мне два месяца, – сказала Кэтлин. – Я найду ее».
Клеопатра VII родилась в Египте, но ее предками были греческие правители, владевшие Египтом почти три столетия. Династия Птолемеев, получивших власть после завоевания Египта Александром Македонским, – одна из самых ярких в истории. Ее прославили не только богатство и мудрость, но и кровавые распри и такие «семейные ценности», от которых современные моралисты пришли бы в ужас – ведь в их числе были братоубийство и инцест. Блестящие способности Птолемеев к различного рода интригам уступали лишь их таланту пускать пыль в глаза.
Если верить описаниям первого династического празднества Птолемеев около 280 года до н. э., в сегодняшних ценах оно обошлось бы в миллионы долларов. Праздничная процессия являла собой нечто феерическое: в воздухе разливались звуки музыки и аромат благовоний, вихрями в небо взвивались белые голуби, а по улицам чинно шествовали нагруженные корицей ослы, обутые в золото слоны и быки с позолоченными рогами. Вслед за ними двигался пятиметровый Дионис: в руках он держал золотой кубок, из которого изливалось вино.
Но, увы, за взлетом всегда наступает падение. К тому времени как в 51 году до н. э. 18-летняя Клеопатра VII взошла на трон, империя Птолемеев начала разрушаться. Египет потерял свои владения на Кипре, в Кирене (восточная Ливия) и в некоторых частях Сирии. Римские войска готовились вступить в Александрию. Здесь свирепствовали засуха и голод, и в конце концов разразилась гражданская война – но несмотря на все это, провинциальному Риму было еще очень далеко до великолепной Александрии.
Клеопатра была полна решимости возродить свою империю, но воевать с мощным противником не входило в ее планы. Разумнее было стать полезной Риму, обеспечить его судами и зерном и скрепить свой союз с римским полководцем Юлием Цезарем рождением сына, Цезариона. Опасаясь, что ее подданным подобные авансы в сторону Рима придутся не по душе, Клеопатра постаралась перенять исконные традиции Египта. Считается, что она была первым фараоном из династии Птолемеев, кто потрудился выучить египетский язык. Клеопатру интересовала и религия ее народа.
Один из краеугольных камней религии Древнего Египта – миф об Осирисе и Исиде. Он повествует о том, как тело Осириса, которого убил родной брат Сет, было разрублено на куски и разбросано по всему Египту. Исида, жена и сестра Осириса, хитростью выведала у бога солнца Ра его тайное имя, и это наделило ее божественной силой. С помощью этой силы Исида смогла на некоторое время возродить мужа-брата и успела зачать от него сына, Хора, который в конце концов отомстил за смерть отца, убив дядю Сета.
Именно эта настойчивая самоидентификация Клеопатры с Исидой, ее стремление предстать воплощением верховной богини материнства, плодородия, чар и колдовства в конце концов привело Кэтлин Мартинес в Тапосирис Магна. Культ богини Исиды стал распространяться по Средиземноморью за много веков до рождения Клеопатры. Чтобы укрепить свою власть, как до нее это делали и другие царицы, Клеопатра добивалась того, чтобы ее идентифицировали с великой Исидой (а Марка Антония – с Осирисом) и почитали как богиню. На портретах и статуях она велела запечатлевать себя в образе богини-матери, всеобщей прародительницы. С 37 года до н. э. Клеопатра начала реализовывать свои амбиции по расширению империи, когда Антоний вернул Египту некоторые из утраченных территорий и провозгласил детей Клеопатры правителями вновь обретенных земель.
В 34 году до н. э. Антоний одержал победу в Армении, и по этому случаю в Александрии был устроен праздник, на котором Клеопатра появилась в священном облачении Исиды. До ее самоубийства и падения Египетской державы оставалось всего четыре года. Именно эта настойчивая самоидентификация Клеопатры с Исидой, ее стремление предстать воплощением верховной богини материнства, плодородия, чар и колдовства в конце концов привело Кэтлин Мартинес в Тапосирис Магна. Изучив Страбоновы описания Древнего Египта, Мартинес набросала карту всех возможных мест захоронения Клеопатры. Из них она выбрала те, что ассоциируются с мифом об Осирисе и Исиде – таких нашлось 21, – и принялась разыскивать эти места, одно за другим.
«Почему я решила, что в Тапосирисе Магна может быть спрятана гробница Клеопатры? Мне кажется, ее смерть была неким ритуальным действом с глубоким смыслом, обрядом, подчиненным строгому канону, – объясняет Кэтлин. – Клеопатра просила у Октавиана разрешения похоронить Марка Антония в Египте. Она хотела быть похороненной рядом с мужем, потому что мечтала воспроизвести миф об Осирисе и Исиде.
Истинное значение культа Осириса в том, что он дарует бессмертие влюбленным, которые были разлучены. После смерти боги позволят Клеопатре воссоединиться с Антонием в другом воплощении, так что в вечной жизни они будут вместе». Ученые предположительно датировали храм в Тапосирисе Магна временем правления Птолемея II, а возможно, и более ранней эпохой.
Его название включает имя Осириса, из чего можно было заключить, что это священное место – одно из тех, где по легенде было захоронено тело Осириса (или один из его фрагментов). Таких мест в Египте, по меньшей мере, 14. Справа от Кэтлин лежало Средиземное море, а слева – Марейское озеро. А что если Клеопатра когда-то проделала тот же путь, избрав местом своего захоронения этот стратегический пункт? Он входил в состав древней Александрии и в последние дни жизни царицы еще не был завоеван римлянами.
«Когда я увидела это место, сердце у меня прямо заколотилось», – вспоминает Кэтлин Мартинес. Бродя среди развалин храма, она то и дело проводила рукой по белым и бежевым известняковым плитам. В голове у нее крутилась одна мысль: это здесь! Странное дело: раскопки в Тапосирисе почти не проводились. В 1905 году прославленный итальянский археолог Эваристо Бреччиа, раскопал во внутреннем дворе храма фундамент одной-единственной постройки – маленькой коптской базилики IV века н. э. Кроме того, он установил, где находились римские бани.
В 1998 году венгерский ученый Гезо Вереш и его команда обнаружили здесь остатки какого-то сооружения с колоннадой, которое они приняли за храм Исиды (как оказалось впоследствии, ошибочно). «Царица заранее все спланировала - как ей жить, как умереть и как ее в конце концов должны найти». Возможно, боги позволили Клеопатре и Антонию вечно быть вместе в другом мире.
Когда в 2004 году вышла книга Вереша о Тапосирисе Магна, было ясно, что этот храм прожил три жизни: из святилища эпохи Птолемеев он превратился вначале в римский форт, а позднее – в коптскую церковь. Но быть может, он раскрыл еще не все свои тайны? Захи Хавассу не давала покоя мысль, что найденный Верешем бюст Исиды из черного гранита вполне мог быть изображением Клеопатры.
В октябре 2005 года начались раскопки. Если смотреть с того места, где когда-то был вход в Тапосирис Магна, легко представить себе, какой вид открывался отсюда во времена Клеопатры. С тех пор мало что изменилось, если, конечно, закрыть глаза на линию отелей и жилых домов, которая, словно шрам, прорезает пространство между прибрежным шоссе и белым песчаным пляжем, переходящим в сверкающую синеву Средиземного моря. Солнечным майским утром 2010 года Кэтлин Мартинес пришла на раскопки, спустив пониже длинные рукава рубашки, закутав голову платком, натянув на руки шерстяные перчатки без пальцев. «Почему-то я всегда здесь мерзну», – пояснила она.
В 2005-м Кэтлин просила пустить ее сюда на два месяца, но осталась на три. А три месяца плавно переросли в пять лет. В Египте шутят: воткни лопату в землю где Бог на душу положит, и обязательно откопаешь какую-нибудь древность. Когда в 2005 году Мартинес вместе с командой археологов начала зондировать почву, она не ставила себе цель во что бы то ни стало отыскать гробницу Клеопатры. Кэтлин было важно собрать достаточно доказательств в пользу того, что в Тапосирисе Магна стоит вести раскопки.
Она надеялась убедить всех в том, что здешний храм был одним из самых священных мест своего времени, что он был построен во славу Осириса и Исиды, и наконец, в том, что под его стенами были проложены тоннели. Первый год раскопок увенчался успехом: были обнаружены шахты и несколько подземных помещений и тоннелей. «Мы пока не знаем, зачем египтянам понадобилось рыть тоннели такой величины, – говорит Кэтлин. – Но наверняка у них была на это очень веская причина». В течение сезона 2006/2007 года группа египетских и доминиканских археологов обнаружила три маленьких клада, зарытых при закладке храма Осириса в северо-западном углу. От границы раскопок венгерской экспедиции их отделяли лишь несколько сантиметров. Эти клады не оставляли никаких сомнений в том, что храм Осириса был построен в эпоху Птолемея IV, который правил за полтора века до Клеопатры.
В 2007 году было найдено еще одно доказательство того, что греческое население Древнего Египта высоко почитало это место. Археологи раскопали скелет беременной женщины, умершей при родах. Крошечные кости нерожденного ребенка лежали между бедер скелета, челюсти которого были широко раздвинуты. Казалось, женщина корчилась и кричала в родовых муках. В правой руке она сжимала маленький бюст Александра Македонского из белого мрамора.
«Она для нас загадка», – подытожила Кэтлин. Для останков несчастной матери она попросила сделать гроб. Если захоронение Клеопатры когда-нибудь найдут, археологическая сенсация будет сравнима разве что с открытием гробницы Тутанхамона Говардом Картером в 1922 году. Шесть лет активных раскопок в Тапосирисе Магна принесли свои плоды. Было найдено больше тысячи объектов, среди них керамические изделия, монеты, золотые украшения и разбитые головы статуй (не исключено, что они пострадали от рук ранних христиан). Из всех этих находок две сотни считаются важными. Еще одной важной находкой стало большое кладбище за стенами храма – по всей видимости, царские подданные желали покоиться рядом с останками фараонов-греков.
Однако гробница Клеопатры по-прежнему не дается ученым в руки, оставаясь призрачной мечтой, обманчивой и неуловимой. И гипотеза о том, кто именно захоронен в Тапосирисе Магна, по-прежнему опирается скорее на ученые рассуждения, чем на факты. Достаточно ли долго правила Клеопатра, чтобы успеть построить такую тайную гробницу? Фантастическая история, подобно крылатому скакуну, летит вперед, бросая вызов сдержанной умеренности. Но, недоказанная гипотеза не значит опровергнутая. Противники теории Кэтлин Мартинес резонно замечают, что в археологии крайне редко бывает, чтобы кто-то заявил о своем желании что-то отыскать, а потом именно это и нашел.
«Где доказательства того, что Клеопатра пыталась спрятать свою гробницу – что она вообще этого хотела? – спрашивает Дуэйн Роллер, авторитетный эксперт во всем, что касается Клеопатры. – Место погребения было бы не так-то просто скрыть от Октавиана, ведь именно он ее и захоронил. Все факты свидетельствуют о том, что она была погребена со своими предками. Связанные с ней находки из Тапосириса Магна еще ни о чем не говорят, потому что предметы, имеющие к ней отношение, попадаются в Египте во многих местах». «Я не спорю, что место ее погребения было выбрано с ведома и согласия Октавиана, – говорит Мартинес. – Но мне кажется (хотя это только гипотеза), что после мумификации жрецы из Тапосириса Магна захоронили останки Клеопатры и Марка Антония где-то в другом месте без разрешения римлян. Это было какое-то тайное место во внутреннем дворе храма.
Если захоронение Клеопатры когда-нибудь найдут, археологическая сенсация будет сравнима разве что с открытием гробницы Тутанхамона Говардом Картером в 1922 году.
Почитайте еще: "Под древним египетским храмом нашли огромный туннель"