21 сентября 1918 г. родился Яков Исаевич Трегуб – военный инженер, первый начальник стартового комплекса на полигоне Капустин Яр, заместитель Главного конструктора ОКБ-1, генерал-майор, участник Великой Отечественной войны.
Яков Исаевич Трегуб родился 21 сентября 1918 г. в г. Николаеве. Его отец Исай Михайлович Трегуб работал на Николаевском судостроительном заводе и начальником Центральной заводской лаборатории. Семейные традиции оказали влияние на выбор Яковом первого образования: в 1937 г. он окончил судостроительный техникум. Затем Я.И. Трегуб учился в Ленинградской военной электротехнической академии. После получения диплома в 1941 г. он был направлен на фронт. Во время Великой Отечественной войны Яков Исаевич служил офицером штаба 1-й гвардейской моторизированной инженерной бригады специального назначения, выполнял работы по минированию, разминированию и установлению электрических проволочных заграждений. Он дважды возвращался в строй после тяжелых ранений.
На фронте Я.И. Трегуб стал первым, кто применил дистанционные радиоуправляемые взрывы боезарядов. В 1944 г. его наградили орденом «Красной Звезды» за выполнение боевого задания в районе г. Ковель. В наступательных боях 47-й армии Трегуб лично организовывал действия разведчиков на переднем крае, обеспечивал разминирование маршрутов на главных направлениях продвижения артиллерии и танков. В 1945 г. он был награжден орденом Отечественной войны II степени за прорыв обороны противника на реке Пилица в Польше в составе оперативной группы при штабе инженерных войск 61-й армии.
Перед штурмом Берлина Я.И. Трегуб руководил экспериментальной работой по определению веса зарядов для проделывания проломов в стенах и разрушения зданий и баррикад. Он также выполнял ответственную задачу по разведке и разминированию Потсдама и автострад для обеспечения безопасности подготовки Потсдамской конференции.
В 1946 г. Яков Исаевич был включен в состав Бригады особого назначения (БОН) для освоения трофейной ракетной техники в Германии. БОН положила начало созданию Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), став ядром первого в нашей стране полигона для испытаний ракетного вооружения, первых баллистических и зенитных ракет – Капустин Яр.
Я.И. Трегуб стал первым начальником стартового комплекса полигона, на котором проводились испытания ракет Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) С.П. Королева. Первый успешный старт отечественной баллистической ракеты А-4 состоялся 18 октября 1947 г. Во время запусков в непосредственном подчинении Якова Исаевича находился весь состав первого электроогневого отделения: Л.А. Воскресенский, Н.А. Пилюгин, Б.Е. Черток и другие.
В 1951 г. он получил назначение Главным инженером полигона и руководил большим коллективом военных инженеров, которые оценивали и испытывали новые зенитно-ракетные комплексы для принятия их на вооружение. При активном участии Я.И. Трегуба была подготовлена первая зенитно-ракетная система «Беркут» (С-25) для круговой противовоздушной обороны Москвы.
Благодаря своим профессиональным и личностным качествам он внес огромный вклад в создание первого зенитно-ракетного полигона и в обеспечение проведения испытаний ракетных комплексов. С 1947 г. на полигоне Капустин Яр прошли отработку более 35 ракетных систем стратегического назначения и более 15 ракетных систем оперативно-тактического и тактического назначения.
С 1957 г. после успешного завершения испытаний первой зенитно-ракетной системы Яков Исаевич был переведен заместителем начальника по научно-исследовательской работе в Научно-исследовательский институт противовоздушной обороны (ПВО) – НИИ-2, созданного годом ранее с целью разработки концепции и практических задач ПВО страны. Он участвовал в создании системы контроля космического пространства и координировал научно-исследовательские работы по проблематике противосамолетной, противоракетной и противокосмической обороны. В этот период Я.И. Трегуб защитил кандидатскую диссертацию, получил звание генерал-майора инженерно-технической службы. Под его руководством проводился эксперимент по созданию системы дальнего наведения одного космического объекта на другой: полеты двух пилотируемых космических кораблей в 1962 г. – «Востока-3» (роль – цель) и «Востока-4» (роль – перехватчик).
В 1963 г. распоряжением Совмина СССР Яков Исаевич был прикомандирован к Государственному комитету по оборонной технике для работы в ОКБ-1. В следующем году С.П. Королев назначил его своим заместителем по испытаниям. Я.И. Трегуб занимал высокий пост до 1974 г. Наряду с организационной работой он уделял повышенное внимание кадрам. В кратчайшие сроки под его руководством офицеры становились самостоятельными испытателями. Яков Исаевич заслужил большой авторитет командования и всех инженеров-испытателей за высокий профессионализм, личную культуру, самокритичность и коммуникабельность.
Его деятельность охватывала весь комплекс проблем по боевому пакетному комплексу: разработка и испытания, строительство шахт, организация систем автоматического дистанционного управления и контроля, курирование системы управления полетом, радиоизмерений, прицеливания и энергообеспечения.
С 1966 г. Я.И. Трегуб руководил подготовкой и пусками межконтинентальной баллистической ракеты РТ-2 из шахты на Плесецком полигоне. После испытаний – успешных и неудачных пусков – ракета была принята на вооружение в 1968 г. и находилась на боевом дежурстве в течение 25 лет.
После первого неудачного полета нового космического корабля 7К-ОК («Союз») 28 ноября 1966 г. Яков Исаевич организовал тренировки с имитацией режима полета. Это привело его к идее организации профессиональной службы – Центра управления полетами (ЦУП) с четкой структурой ответственности, разделением функций по станциям, кораблям и сменам.
Деятельность Я.И. Трегуба была непосредственно связана и с космонавтами. Он часто посещал Центр подготовки космонавтов для согласования планов полетов и составов экипажей, входил в состав экзаменационной комиссии по проверке знаний космонавтов.
С 1967 г. он возглавлял службу обеспечения управления полетами беспилотных объектов для облета Луны – «Союз 7К-Л1» («зонды»). В начале 1970-х гг. программа пилотируемого полета на Луну была свернута. В 1974 г. последовало отстранение Я.И. Трегуба с должности заместителя Главного конструктора и руководителя комплекса. Он ушел в отставку в самом расцвете своей деятельности.
В дальнейшем жизнь Якова Исаевича была связана с ВНИИЭМ, где начался его новый профессиональный путь. В институте он работал в должности заместителя директора по летным испытаниям под руководством А.Г. Иосифьяна.
Талантливый руководитель и высококвалифицированный специалист Я.И. Трегуб ушел из жизни 27 октября 2007 г., после продолжительной болезни в результате аварии. Он был похоронен в Москве на Алексеевском кладбище.
Его профессиональная деятельность была отмечена орденом Ленина и медалями. Среди военных наград – ордена Красной Звезды, Отечественной войны I и II ст.
Я.И. Трегуб вошел в историю как руководитель запуска первой отечественной баллистической ракеты, первый начальник стартового комплекса полигона Капустин Яр, заместитель Главного конструктора ОКБ-1. Он около 30 лет руководил комплексом испытаний и управления полетами космических аппаратов. В память о Якове Исаевиче на полигоне Капустин Яр установлен памятный обелиск, ему посвящен стенд в Мемориальном музее космонавтики.
В РГАНТД хранится комплекс фотодокументов, в которых зафиксировано участие Я.И. Трегуба в организации первого пуска ракеты Р-1, предполетной подготовки космонавтов в ЦПК и приема экзаменов у экипажей космических кораблей в качестве члена Госкомиссии, в предполетных и послеполетных мероприятиях.
В личных фондах А.В. Палло (Ф. 107), Я.К. Голованова (Ф. 211) представлены групповые фотоснимки среди испытателей ракетной техники. В личных фондах А.В. Козлова (Ф. 176) и В.А. Расплетина (Ф. 328) хранятся служебные документы с резолюцией заместителя Главного конструктора ОКБ-1 Я.И. Трегуба.
Е.Н. Аксенова