Известность к Владимиру Табаку (дипломированному журналисту и нынешнему главе пропагандисткой организации АНО «Диалог») пришла в 2010 году — сразу после выхода календаря с фотографиями бывших и действующих студенток журфака МГУ в нижнем белье. Они поздравляли тогдашнего премьер-министра России Владимира Путина с 58-летием.
Тот самый календарь, в котором полуобнаженные студентки поздравляют Путина с 58-летием
Незадолго до этого в России отгорели масштабные лесные пожары, а сам Путин готовился выдвинуться на третий президентский срок. По этой причине фотографии студенток снабдили двусмысленными подписями вроде «Владимир Владимирович, леса потушили, а я все еще горю!» или «Владимир Владимирович, как насчет третьего раза?»
Выход календаря в своем блоге анонсировала пропагандистка Кристина Потупчик — на тот момент пресс-секретарь прокремлевского молодежного движения «Наши». Представитель Кремля Дмитрий Песков называл календарь «инициативой этой дамы», однако довольно быстро выяснилось, что проект продюсировал близкий друг Потупчик Владимир Табак — недавний выпускник журфака, в то время руководивший некой «креативной группой по созданию интернет-проектов при администрации президента».
Выпустить календарь Табаку помогал продюсер Максим Перлин — до 2016 года они вдвоем владели рекламным агентством и интернет-канал. Этот канал, по описанию одного из однокашников Табака, должен был продемонстрировать, что «на журфаке процветает гламур.
Описывая самого Табака, его однокурсники чаще всего прибегают к эпитетам «мажор» и «распиздяй», «скользкий тип».
однокурсница вспоминает: “Все пять лет, что мы учились с Табаком на журфаке, он был очень заметным. У него была яркая внешность, он всегда броско одевался, но ни в каких факультетских активностях особенно не участвовал.
Отвращение, которое я испытала, когда вышел календарь со студентками, я помню до сих пор. Мне показалось очень странным, что столько девушек согласились принять в этом участие, а вот то, что это сделал именно Табак, удивления не вызвало.
Типичный «мальчик из хорошей еврейской семьи», Табак в студенческие годы увлекался ночными клубами. Студентки, которых он снимал в календаре, — это девушки, которые его окружали. Он по этой части — машины, коктейли, вечеринки до утра.
Идею эротического календаря, хвастался Табак знакомым, он продал Владиславу Суркову, который тогда был заместителем главы администрации президента (АП). С Сурковым, помимо прочего, идеологом движения «Наши», Табака познакомила Потупчик.
«Вова очень уверенно этот заказ от „админки“ оформил. Ему было похуй на журфак — он понимал, что ему ничего за это не будет.
Выходит календарь, декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова в ужасе, но сделать ничего не может, у нее руки связаны. До этого Вова снимал прямо на факультете сериал „Журфак“ для канала Russia.ru, чтобы показать, какие у нас тут все гламурные. Все бежали к Вартановой: она что-то обещает, но по факту ничего не делает», — вспоминает один из однокурсников Табака.
Залог хорошей карьеры — найти какого-нибудь «большого человека» и за него «уцепиться», считал Табак. Источник авторов этого расследования, работавший с Табаком, говорит, что первым «большим человеком», за которого «уцепился» Табак, был именно Сурков, а потом ему на смену пришел Сергей Кириенко, нынешний замглавы администрации президента РФ.
Знакомый Табака объясняет: «Вова — человек Суркова. Его по наследству передали Кириенко и при нем он сделал свою карьеру».
Делать карьеру при Кириенко Табак начал в 2019-м, став заместителем гендиректора АНО «Диалог» Алексея Гореславского — бывшего замначальника управления администрации президента РФ по общественным проектам, выполнявшего функции «куратора российского интернета». Через два года Гореславский возглавил Институт развития интернета, а его должность в «Диалоге» перешла Табаку.
Создание АНО «Диалог» преподносилось как проект московских властей для «обратной связи с гражданами» в интернете, но вскоре по поручению Путина АНО «Диалог» уже делал аналогичные проекты в регионах; их назвали ЦУР — центр управления регионом.
В реальности, «Диалог» должен был стать очередным инструментом пропаганды голосования за поправки к Конституции летом 2020-го.
Всего через несколько месяцев после создания организации началась пандемия — и власти использовали «Диалог» в новом качестве. Он взял на себя весь процесс информирования о ситуации с ковидом в Москве. Одновременно в России ввели закон об уголовной ответственности за распространение фейков о коронавирусе — и «Диалог» занялся поиском таких фейков.
Тогда же глава бизнес-группы поиска «Яндекса» Андрей Стыскин предложил делать сервис, который бы отображал на главной странице поисковика актуальную статистику по распространению ковида в России. штаб по борьбе с коронавирусом возглавил Владимир Табак.
В какой-то момент руководство «Яндекса» даже планировало отправлять в этот штаб на дежурство своих сотрудников.
«Предполагалось, что наш сотрудник будет коммуницировать с чиновниками [через штаб] и актуализировать информацию по коронавирусу, которая попадает на главную страницу. Такие джиаровские функции», — поясняет бывший сотрудник «Яндекса».
Однако, когда в разгар пандемии власти решили провести голосование по поправкам к Конституции, «Диалог» тут же стал призывать людей не бояться ковида и идти на избирательные участки.
Отработка Конституции включала в себя несколько нарративов. В том числе, что голосовать безопасно. Голосование за семь дней, чтобы не было скопления людей. Напирали, что это патриотизм, на консолидацию общества направлено и так далее.
Источник авторов расследования в редакции крупного анонимного новостного телеграм-канала вспоминает, как перед началом голосования к нему обратился сотрудник «Диалога» и предложил за деньги разместить в канале серию видеороликов, пропагандирующих поправки как «необходимую меру» для победы над коронавирусом.
похожие ролики появились в других каналах, а также на ютьюбе и в региональных пабликах во «ВКонтакте».
Распространяли агитацию за поправки и с помощью таргетированной контекстной рекламы, следует из рабочего документа «Диалога». Например, для аудитории, «сомневающейся в легитимности голосования», предназначались посты о том, как за работой участков следят наблюдатели. Владельцев домашних животных и зоозащитников завлекали сообщениями о том, что на участки можно приходить с собаками. А для верующих сделали пост под заголовком «С Божией помощью в Конституцию возвращается Бог!»: в нем говорилось, что за поправки уже проголосовали монахини Алексеево-Акатова монастыря.
1 июля голосование завершилось. По официальным данным, больше 78% проголосовавших (при явке 65%) высказались за внесение изменений в Конституцию — и за обнуление президентских сроков Путина. Отмечать успешную медиакампанию в офис АНО «Диалог» приехал лично Сергей Кириенко.
«Они запрещают губернаторам публично посылать людей и рассказывают, как быть модным и классным, — объясняет собеседник, сотрудничавший с „Диалогом“, суть одного из главных направлений работы организации. — Часть губернаторов, назначенных при Кириенко, они же как под копирку — и внешне, и по поведению в соцсетях. Этим как раз „Диалог“ занимается».
Летом 2020-го «Диалогов» стало два. «Главный» остался в подчинении департамента информационных технологий Москвы, а для работы с регионами учредили дочернюю структуру «Диалог регионы», именно она отвечает за создание ЦУРов.
По состоянию на 2022 год в этой организации работало больше 2,5 тысяч человек, а на ее деятельность из бюджета министерства цифрового развития перечислили 6,5 миллиарда рублей.
Сама АНО «Диалог» в 2022-м получила всего 1,8 миллиарда.
В общей сложности до 2024 года на «Диалог регионы» планируют выделить около 24 миллиардов рублей.
Официально у этой структуры две задачи.
Первая — курирование «государственных пабликов» в интернете: официальных страниц губернаторов, городских администраций, региональных министерств, школ, детских садов и так далее.
Присутствие в соцсетях стало обязательным для госучреждений и органов власти с декабря 2022-го — в соответствии с законом.
«Диалоговцы» учат региональных госслужащих и политиков оформлять аккаунты, набирать подписчиков и отвечать на комментарии, а также рассказывают, какой именно контент нужно публиковать. На конец 2022 года, по оценке Минцифры, в России было 130 тысяч таких «госпабликов». Сам Табак утверждает, что эти страницы совокупно читают 50% российских пользователей соцсетей.
В методологических рекомендациях «Диалога» по ведению школьных пабликов говорится, что «основу контента должны составлять значимые и актуальные для целевой аудитории регулярные новости о работе школы, <…> но не стоит забывать и о федеральной повестке». При этом согласно методичке в школьном паблике почему-то обязательно должны публиковаться новости о решениях президента и правительства, о работе местного губернатора, об успехах России в науке и спорте и о «патриотических событиях».
На практике контроль над такими государственными страницами дает «Диалогу» готовую базу для распространения пропаганды.
«Нужно, например, распиарить образ героя СВО, — спускается разнарядка: найдите своих героев, расскажите про них истории», — объясняет бывший сотрудник «Диалога».
Так, через месяц после начала СВО на странице директора белгородской средней школы № 42 Лилии Кашириной во «ВКонтакте» неожиданно появился полный патриотических чувств пост (орфография и пунктуация сохранены):
“Я — русская и это здорово! Знаете что, меня уже утомило это прогрессирующее русофобство. Стыдиться своей национальности, на мой взгляд, это тоже самое, что отрицать самого себя и весь свой род, историю своей семьи. Наверное, нам стоит отряхнуться от гадости, которая летит в нас комьями. Ни я, ни окружающие меня люди ни в чем не виноваты! Наш народ-мудрый и толерантный, красивый и добрый, талантливый и многогранный… Давайте покажем всему миру, что мы гордимся своей страной и президентом”.
Фрагмент отчета АНО «Диалог»
Что могло заставить Лилию Ивановну написать такое эмоциональное сообщение? Возможно, ....
Продолжение статьи здесь. Так еще актуальнее и интереснее. Переходите и оставляйте там комментарии и свое мнение.
Как Вы относитесь к такой деятельности, которую ведет АНО "Диалог". Напишите.
И как Вы считаете эффективна ли пропагандистская деятельность, которую курирует Кириенко. Пишите, Ваше мнение важно.
Подпишитесь на канал "Кобра" - будьте в курсе происходящего, которое влияет на нашу жизнь.