Найти в Дзене
Клер

Концепция винодельческого кластера

Несколько ранее в телеграм-канале Клер мы написали несколько постов об индустриальных кластерах: раз, два, три, четыре, пять. Пришло время рассказать о том, как мы видим концепцию виноградарско-винодельческого кластера в России. Мы почти 8 лет работаем на рынке и со своей позиции консультантов видим ряд проблем в устройстве российской винодельческой индустрии. Прежде всего речь идёт о сегменте среднего и малого бизнеса в нашей отрасли. Одна из основных проблем, на наш взгляд, состоит в том, что на нашем рынке практически отсутствует сервисная инфраструктура и профессиональная и бизнес-специализация участников, что приводит к необходимости практически для каждого производителя создавать своего рода "натуральное хозяйство". Виноделы вынуждены самостоятельно: В итоге производителю виноделу некогда заниматься своим продуктом (а в этом и должна состоять его основная роль) и все перечисленные издержки ложатся столь тяжёлым бременем на себестоимость бутылки, что редко какой производитель расс

Несколько ранее в телеграм-канале Клер мы написали несколько постов об индустриальных кластерах: раз, два, три, четыре, пять. Пришло время рассказать о том, как мы видим концепцию виноградарско-винодельческого кластера в России.

Мы почти 8 лет работаем на рынке и со своей позиции консультантов видим ряд проблем в устройстве российской винодельческой индустрии. Прежде всего речь идёт о сегменте среднего и малого бизнеса в нашей отрасли. Одна из основных проблем, на наш взгляд, состоит в том, что на нашем рынке практически отсутствует сервисная инфраструктура и профессиональная и бизнес-специализация участников, что приводит к необходимости практически для каждого производителя создавать своего рода "натуральное хозяйство".

Виноделы вынуждены самостоятельно:

  • закупать парк техники для производства уходных работ,
  • нанимать практически весь необходимый персонал и нести в связи с этим издержки (как финансовые, так и организационные),
  • создавать или искать бригады сезонных рабочих для уходных работ и зелёных операций на виноградниках,
  • строить винодельни, что ложится тяжёлым бременем на финансы предприятия и себестоимость продукции,
  • обеспечивать все поставки, комплектацию, материально-техническое снабжение (буквально наматывать сотни километров на личных авто в поисках техники, навесного оборудования, комплектующих и материалов, это хорошо описано в Фейсбуке инвестора проекта Aromatnoe Дмитрия Вишневецкого от 13 мая 2021),
  • заниматься бухгалтерией, отчётностью, ЕГАИС и проч,
  • создавать туристическую инфраструктуру,
  • заниматься маркетингом и продажами,
  • нести издержки во взаимоотношениях с дистрибьюторами и хорекой, находясь заведомо в несопоставимых весовых категориях,
  • и т.д.

В итоге производителю виноделу некогда заниматься своим продуктом (а в этом и должна состоять его основная роль) и все перечисленные издержки ложатся столь тяжёлым бременем на себестоимость бутылки, что редко какой производитель рассчитывает на возврат инвестиций, окупаемость и прибыль на горизонте своей жизни.

В свою очередь, для развития рынка и расширения числа его участников все перечисленные проблемы создают чрезмерно высокую стоимость входного билета на рынок, что, по нашему мнению, сдерживает увеличение масштабов рынка и количества его участников.

По нашему мнению, способствовать решению перечисленных проблем и снижению стоимости входного билета могло бы создание винодельческого кластера в одном из винодельческих регионов России, представляющего собой подготовленную инвестиционную площадку для привлечения инвестиций в формате государственно-частного партнёрства (ГЧП).

Кластер призван стать точкой роста и развития индустрии, которая даёт импульс развитию бизнеса, индустрии в целом, региона, где он расположен, других регионов по цепочке, создавая мультипликативный эффект.

Для организации кластера нужны три основные составляющие:

  1. государство, как организатор базовых условий существования кластера (прежде всего земля в масштабах 1-3 тыс. га) и инвестор в базовую инфраструктуру (энергетика, вода, газ, дороги и др.),
  2. наука, как организатор научно-исследовательского и технологического сопровождения развития кластера,
  3. частный бизнес, инвесторы, создающие элементы (бизнес-единицы) и производственную основу кластера в формате ГЧП.

Эти вопросы мы недавно обсудили в двух выпусках подкаста Виноградный Меркурий, основные выводы из дискуссии зафиксированы здесь и здесь.

К слову, кластерная теория была разработана американским экономистом Майклом Портером в т.ч. на основе анализа устройства винодельческого кластера Калифорнии, в статье по ссылке есть соответствующие иллюстрации (выдержки приведены в постах в нашем телеграм-канале: раз, два, три).

Структура винодельческого кластера Калифорнии из статьи Майкла Портера
Структура винодельческого кластера Калифорнии из статьи Майкла Портера

Прекрасный пример создания кластера в сельском хозяйстве по модели индустриального парка – проект "Сырная долина Подмосковья" в Дмитровском районе Московской области. Кратко этот кейс создания инвестплощадки за счёт госинвестиций в инфраструктуру описан у нас в телеграм-канале.

Основой при организации проекта кластера мы видим привлечение государства в лице правительства региона к созданию инвестплощадки путём инвестиций в базовую инфраструктуру и одновременное привлечение частного якорного инвестора как первого крупного резидента кластера, который призван стать организатором управляющей компании кластера, определяющей правила и регламенты кластера и предоставляющей доступ другим инвесторам к инвестплощадке.

Якорный инвестор в партнёрстве с консультантом, как нам представляется, наиболее эффективно реализует свой потенциал, выступив держателем проекта в формате ГЧП и получив долевое участие во всех элементах и бизнес-единицах кластера, предоставит сторонним инвесторам доступ к инвестированию в следующие элементы кластера:

  • государство выступает инвестором и организатором базовой производственной и технологической инфраструктуры, внеся в проект землю, энергетику, дороги, воду, газ и т.д., а также обеспечивает подготовку кадров для виноградарства и виноделия на базе профильной кафедры вуза и подключение научного сопровождения проекта;
  • консультант управляет общим стратегическим развитием проекта, вырабатывает идеологию и правила кластера, концепцию общего бренда и технологии, "упаковывает" терруар в "коробочные проекты" для частных инвесторов, организует энологическое и агрономическое сопровождение, создание инфраструктуры ухода за виноградниками, занимается брендингом и маркетингом для резидентов кластера;
  • частный инвестор инвестирует в создание МТС (машинно-тракторной станции) с парком необходимой техники для подготовки почвы, обслуживания и ухода за виноградниками, уборки урожая, обеспечивая эксплуатацию, ремонт, сервис, подготовку и обучение персонала;
  • частный инвестор организует централизованную систему закупок и материально-технического снабжения резидентов кластера, как производственных, так и сервисных;
  • частный инвестор инвестирует в строительство контрактного винзавода и в дальнейшем оказывает услуги винификации резидентам кластера;
  • частный инвестор инвестирует в строительство отеля и управляет им;
  • частный инвестор инвестирует в создание одного или нескольких ресторанов;
  • частный инвестор создаёт туристические программы для привлечённого кластером трафика, создаёт новые точки притяжения посетителей и потребителей;
  • дистрибьютор организует дистрибуцию продукции кластера, логистику, продажи, экспорт;
  • частные инвесторы создают виноградники, инвестируя средства в "коробочные" проекты разной площади, "упакованные" консультантом,
  • частные инвесторы создают стартапы и производства сельхозтехники и технологического оборудования, материалов и комплектующих для участников кластера и в целом индустрии, имея возможность нарабатывать экспериментальный опыт путём взаимодействия в рамках кластера.

При такой организации винодельческой индустрии в регионе участники кластера приобретают мощную рыночную силу и могут как планировать развитие рынка с учётом рыночных трендов и предпочтений потребителя, управлять маркетингом продукта, так и вести равноправный диалог с дистрибьюторами, торговыми сетями и всеми участниками винного рынка.

Выносим предложенную концепцию на обсуждение винодельческого комьюнити, в т.ч. в рамках грядущего Второго Российского винодельческого форума.

***Подписывайтесь на наш Дзен и заодно на Телеграм-канал Клер***