Найти тему
Литрес

«Герои» красного террора: самые известные женщины-палачи

Оглавление
Добавьте описание
Добавьте описание

Erid: LjN8KAUmm

–20% на любую книгу из каталога + книга из специальной полки в подарок! Активируйте промокод dzenfriends20 по ссылке.

Принятый в 1918 году декрет «О красном терроре» провозгласил нормой и долгом применение репрессивных мер в отношении «классовых врагов» Советской республики. Не самые приятные люди получили возможность безнаказанно реализовывать свои фантазии. Отличились в этом не только мужчины, но представительницы слабого пола, которым обычно приписывают милосердие и сострадание. О них и поговорим в этой статье.

Вера Любарская

Карательница по прозвищу Дора орудовала в Одесской «чрезвычайке». Местные жители называли её зверем. Собственноручно она свела со свету от 400 до 800 человек. Особую ненависть Дора питала к представителям интеллигенции и аристократии. Чаще всего её жертвами становились дворяне, участники белого движения и даже зажиточные мещане. Всех этих людей Любарская считала неблагонадёжными.

Исследователи красного террора считают, что Вера Любарская получала особое моральное удовлетворение и удовольствие от многочасовых пыток. Она лично выбивала нужные показания, применяя самые изощрённые средневековые методы.

Розалия Землячка (Самойлова)

Эта революционерка получила известность как один из организаторов красного террора в Крыму во время Гражданской войны. Войдя в состав местного революционного комитета, она заявила, что Крым необходимо очистить от 300 тысяч «белогвардейских элементов». Чистки начались сразу. Нормой стали массовые расстрелы пленных солдат, офицеров Русской армии Врангеля, членов их семей, представителей интеллигенции, мирного населения, заподозренного в связях с белогвардейцами, и слишком зажиточных жителей.

В какой-то момент Землячка посчитала, что тратить патроны на классовых врагов неразумно, это просто непозволительная роскошь. Потому было решено приговорённых топить в море: привязывать к их ногам камни или массово сгружать на баржи. Таким садистским способом было уничтожено около 50 тысяч «врагов революции». Всего же на счету Землячки около 100 тысяч жизней. Писатель Иван Шмелёв, ставший очевидцем этих событий, называл другую цифру – 120 тысяч.

Современники описывали товарища Самойлову (Землячку) так:

«Не нужное ни к чему нервничание, слишком повышенный тон в разговоре со всеми почти товарищами, чрезвычайная требовательность… незаслуженные репрессии ко всем, кто имел хотя бы небольшую смелость «сметь своё суждение иметь» или просто «не понравиться»… В бытность тов. Самойловой в Крыму буквально все работники дрожали перед ней, не смея ослушаться её хотя бы самых глупых или ошибочных распоряжений».

Варвара Яковлева

Родилась Яковлева в купеческой семье в Москве. Воспитана она была православной христианкой, но при жизни обрела репутацию палача. По свидетельствам очевидцев, Яковлева-чекистка отличалась особым изуверством. Зинаида Гиппиус в своих дневниках писала: «14 октября 1918 года, воскресенье. В Гороховой «чрезвычайке» орудуют женщины (Стасова, Яковлева), а потому царствует особенная, – упрямая и тупая, – жестокость». Во имя светлого будущего Яковлева подписывала расстрельные списки пачками. Многочисленные фамилии живых людей были для неё просто строчками в документе. Некоторые историки утверждают, что чекистка лично участвовала в расстреле нескольких сотен «контрреволюционеров».

Через год работы председателем Петроградской ЧК Яковлева была снята с должности по личному распоряжению Владимира Ленина. Закончилась жизнь чекистки бесславно. В 1937 году она была арестована по обвинению в организации подпольного троцкисткого центра и осуждена на 20 лет. На процессе выступала как свидетель и по приказу Ежова оговорила Абрама Каменского. В чём призналась его жене Валентине Поляковой, когда ехала с ней этапом из Москвы в Казанскую тюрьму. Дескать, её допрашивали 15 суток, «ей не давали спать, и она, потеряв самообладание, подписала эти показания». В 1941 году Яковлеву расстреляли по приказу Сталина.

Роза Шварц

Участвовала в Гражданской войне, а прославилась своей работой в Киевской ЧК, где она беспощадно истребляла врагов режима. О ней писал даже Михаил Булгаков:

«Когда красноармейский отряд при ЧК отказался приводить в исполнение слишком участившиеся смертные приговоры своего начальства, была составлена специальная группа расстреливателей, куда входили, по преимуществу, китайцы и латыши, в том числе четыре женщины: «пресловутая» Роза Шварц, некая Егорова и две латышки, фамилии которых пока еще не выяснены».

Евгения Бош

Эта революционерка родилась в семье немецкого переселенца и бессарабской дворянки. Она занималась подпольной деятельность, сидела в тюрьмах, где подорвала здоровье.

По рекомендации Ленина и Свердлова Бош в 1918 году была отправлена в Пензенскую губернию, где требовалась «твёрдая рука» для изъятия хлеба у крестьян. Там она прославилась своей жестокостью при подавлении крестьянских восстаний. Бош собиралась учинить массовую расправу над несогласными жителями деревень, но пензенские коммунисты помешали ей. Тогда Бош телеграфировала Ленину и обвинила их в «излишней мягкотелости и саботаже».

Историки считают, что Бош была «психически неуравновешенным человеком», она сама спровоцировала крестьянские волнения в уезде, куда была отправлена как агитатор. В селе Кучки Бош во время митинга застрелила мужчину, который отказался сдавать хлеб. С крестьянами Бош не церемонилась. А вот со своими продотрядовцами сладить она не могла. Известны случаи, когда её подчинённые не сдавали изъятый хлеб, а меняли его на спиртное.

Заработанные в тюремном заключении болезни приковали Бош к постели. В 1925 году она свела счёты с жизнью, не выдержав мучений.

Антонина Макарова

Особняком в этом списке стоит Тонька-пулемётчица. Она зверствовала уже во времена Великой Отечественной войны в коллаборационистской полуавтономии, Локотской республике. Макарова была санитаркой, но попала в окружение и согласилась сотрудничать с фашистами. За два года она расстреляла из пулемёта «Максим» около 1500 человек, на суде удалось восстановить данные лишь 168 из них. При наступлении красной армии Макарова бежала. После войны она спешно вышла замуж и сменила фамилию на Гинзбург.

Когда Макарову через 30 лет случайно узнала одна из вышивших жертв, начался судебный процесс. На допросах военная преступница так объясняла своё отношение к расстрелам:

«Я не знала тех, кого расстреливаю. Они меня не знали. Поэтому стыдно мне перед ними не было. Бывало, выстрелишь, подойдёшь ближе, а кое-кто ещё дёргается. Тогда снова стреляла в голову, чтобы человек не мучился. Иногда у нескольких заключённых на груди был подвешен кусок фанеры с надписью «партизан». Некоторые перед смертью что-то пели. После казней я чистила пулемёт в караульном помещении или во дворе. Патронов было в достатке…».

Макарова была уверена, что получит не больше трех лет тюрьмы. Но её приговорили к высшей мере. В 1979 году она была расстреляна.

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

Реклама. ООО «ЛитРес», ИНН 7719571260

-2