Во французском искусстве XVII столетия ведущим стилем был классицизм. Его отличала вера в вечный идеал античной красоты и представление об этической или государственной миссии искусства. Родоначальником классицизма стал Никола Пуссен. Шарлю Лебрену принадлежит заслуга создания величественного декоративного стиля, призванного прославить правление «короля-Солнца» Людовика XIV.
Французское искусство в эпоху Просвещения считалось всемирным художественным эталоном. За его внешней беззаботностью скрывалась тонкая игра ума и внутренняя интеллектуальная свобода. С начала XVIII века придворный классицизм уступил место рококо. Прихотливая декоративность форм, эротизм сюжетов создавали впечатление капризной и поверхностной художественной игры. Но построенное на тонких нюансах чувства и недосказанности искусство таких мастеров, как Антуан Ватто, заставляет осмыслить рококо в духе философии сенсуализма и нового чувства жизни, выражающегося словами Вольтера: «Рай – это здесь».
Вторая половина столетия снова прошла под знаком классицизма, связанного с искусством Жака-Луи Давида, который создал лаконичный и энергичный стиль, идеально отвечающий выражению новых политических систем – якобинской республики или наполеоновской империи.
Французское искусство конца XVIII – начала XIX веков предложило идеальный визуальный язык для представления образа благородного и просвещенного человека, который распространился на всю Европу. Последний раздел зала представляет произведения, заказанные отечественными аристократами, переносившими в Россию французскую культурную модель.
Фото: Антон Баклыков
🖼Картины можно увидеть в Главном здании музея (Зал 8: Пуссен, Буше, Давид). Билеты в музей можно приобрести заранее на нашем сайте.
Генеральный спонсор ГМИИ им. А.С. Пушкина — Банк ВТБ