Найти тему
Ночная хоккейная лига

Сергей Столбун: «Пока я нужен, буду играть. Готов помогать каждому, кто попросит совета»

Оглавление

Он мог бы играть за сборную СССР. Фамилия Столбун легко бы вписалась в плеяду легенд советского хоккея. Его звал в московское «Динамо» сам Владимир Юрзинов. Сейчас лучший бомбардир в истории казанского хоккея (за 1004 матча он набрал 903 очка - прим.авт.) Сергей Столбун тренирует «Казанских Драконов», зеленодольский «СТиК» и развивает женский хоккей в Республике Татарстан. В интервью нашей пресс-службе Сергей Столбун рассказал о спортивной универсальности, преданности команде и важности поддержки семьи.

Свой путь в спорте хоккеист Сергей Столбун начал с футбола. И готовясь к интервью, мы внимательно изучили футбольную жизнь нашего героя. Но застали мы его на… ветеранском чемпионате России по волейболу!

- Сергей Николаевич, откуда волейбол в вашей жизни?

- Спасибо старшему брату. Он брал меня на тренировки. Играл я на приёме. Супруга тоже в волейбол играет. Когда закончил профессиональную карьеру в хоккее, играл за волейбольный клуб «АКОС». Выигрывали ветеранское первенство Казани. Когда получается, выезжаю на чемпионат России по волейболу среди ветеранов. В этом году играю на позиции либеро за Чебоксары.

-2

- Мне казалось, что у либеро в волейболе, как и у вратарей, отдельные миры…

- Да, им движения нужно больше. Я люблю много двигаться. Иногда играю в нападении, но там нужно тренироваться гораздо больше. В этом году результатами пока похвастаться не можем.

«Я по жизни спортсмен, и, кажется, не насытился. Остановишься - болячки наружу вылезут».

- Вы начали свою спортивную карьеру в футболе, но стали хоккеистом. А если бы сейчас пришлось выбирать, какое бы решение приняли?

- Сложный вопрос. Мне все виды спорта нравятся. Я думал, что буду расти в футболе. Хотел после школы в институт поступать, продолжать играть. А тут позвали в хоккей. Заиграл. Стали чемпионами Москвы. Я в тот сезон, кажется, 35 шайб забросил. И тренера моего - Евгения Дмитриевича Егорова - пригласили в Казань тренировать. В своё время он был одним из самых техничных игроков подмосковного «Химика». Наставник взял меня, вчерашнего школьника, с собой. Так я стал игроком «СК им. Урицкого».

- Когда играли в футбол были штатным пенальтистом команды. Что скажете, чутьё на точные удары пригодилось потом в хоккее?

-  Когда бьешь пенальти - всегда смотришь на вратаря. Какой он: высокий, низкий, как он прыгает. Ты должен за доли секунды придумать финт, чтобы его обыграть. У меня это получалось. Внимание к игре вратаря сохранилось и в бытность хоккеистом. Много шайб забросил между ног вратарям.

Самое важное здесь - вовремя бросить. Должно быть чутьё.
-3

- А его натренировать можно?

- С нуля - вряд ли. Но улучшить - безусловно можно. В хоккее важно знать свои ошибки. Если игрок слушает тренера или сам спрашивает, значит он осознаёт куда расти. В коллективном спорте нельзя быть самим по себе. Важно слушать и слышать.

Если тренер говорит об ошибках, значит хочет, чтобы вы исправились. А если нет - он махнул на вас рукой.

- У вас получилась насыщенная игровая карьера. Таких и в советское время было немного, а в современном спорте - так вообще единицы…

- Я ещё успел два образования получить. (смеётся) Окончил пединститут и юридический. Мне говорили: если хочу работать по специальности - нужно пробовать, искать клиентов, изучать дела. Но я по жизни спортсмен, и, кажется, просто не насытился. Остановишься - все болячки наружу вылезут. И я вот играю до сих пор, пока не иссякло желание играть.

- А как вы поддерживаете это желание?

- Его поддерживает моя востребованность. Болельщики и те, кто играет, кто начинает, часто просят что-то рассказать, что-то показать. И в этом тоже жизнь моя. Моё желание играть поддерживает и воспитанная тренером дисциплина. Каждый день делаю зарядку. Тренировки стараюсь не пропускать, если только не какая-то серьезная травма.

-4

- У вас было немало травм. Из-за этого не было боязни закончить раньше срока?

- Однажды после столкновения у борта у меня вылетело плечо. Но, видимо, мышцы были сильные. И пока я ехал на лавку, сделал какое-то движение и плечо встало на место. Но доктор осмотрел, мне сделали снимок. Он ничего не показал. Вышел на следующий матч и у меня опять вылетело плечо. На этот раз увезли в больницу.

Стало понятно, что если хочу продолжать играть - операции не избежать. Но я узнал, что и операция может не помочь. Разные мысли были. Стал изучать свою травму, много литературы читать. Составил комплекс упражнений на руку, выполнял их регулярно. Так и восстановился.

- А это не та ли травма, из-за которой вы в московское «Динамо» не попали?

- Да, она. Меня в «Динамо» дважды звали. Переход в «Динамо» - был прямой шанс попасть в сборную. Раньше же с «периферии» в сборную не брали. Ко мне Юрзинов домой приезжал. Я дал согласие сначала. У меня же и брат, и отец были болельщиками «Динамо». И тут мне надо было в Казань уехать, экзамены сдавать. Потом вторая попытка была. Я провёл месяц на сборах. Тренировался вместе с Мальцевым, Васильевым. Билялетдинов там был. И опять я вернулся в Казань по личным делам. И важные люди республики просили не уезжать. Обижались, что, мол, бросаю. Ну я и остался.

- Какого тренера выбрали бы в качестве ролевой модели?

- Я считаю, что плохих тренеров не бывает. У каждого есть положительные качества. Их я пытался найти и запомнить. Я давно планировал стать тренером. Вот, например, Олег Галямин был. Я в том сезоне 91 шайбу забросил!  Рекорд по всем лигам нашей страны и не побит до сих пор.

Шутили, что я с Гретцки соревнуюсь - он тогда 93 забил. Говорили, что он - не очень. А считал по-другому.

Галямин мне доверял, я и играл много. Поэтому, наверное, много и забил. Владимир Васильев, Геннадий Цыгуров - такие гранды хоккея! Цыгуров разрешал семью брать на сборы, моего сына брал погулять. Но тот же Цыгуров не отпускал на экзамены.

-5

- А вы как себя ведёте?

- Главное, чтобы дисциплина была. А после тренировки общаемся, вопросов всегда много. В Югославии когда работал, ко мне маленькие подходили робко и с акцентом спрашивали: «Сергей, я правильно делаю?». Я улыбаюсь и говорю, что правильно. Так что, вне тренировок - любые капризы.

- Как держать баланс в команде Ночной лиги, чтобы игроки и удовольствие получали и результаты были?

- Очень сложно. Для «Драконов» я - авторитет. Хоть ребята и с характером. В Зеленодольске я тренирую команду «СТиК». Там ребята полностью любители. Чему я их научил, то они и показывают. Замечают и до сих пор удивляются, как меняется их уровень хоккея. Им это интересно.

Есть два варианта: приглашать кого-то опытного, либо своими силами добиваться призовых мест. Когда человек в 40 лет начинает играть в хоккей, то придётся столкнуться с теми, кто сильнее. Многие решают своим составом играть. Где-то получается, где-то нет.

Я им говорю, что бороться надо от начала и до конца. Пускай ты не обыграешь, главное, себя не дать обыграть.

- Что советуете подопечным для поддержания формы?

- Если в 40 лет захотел играть, значит, это ему нужно. Главное - желание и самодисциплина. Многое зависит от семьи: спокойно тебя отпускают из дома или ты отпрашиваешься. На игры «СТиКа» всегда собираются семьи игроков. У них уже своя команда. Жёны смотрят друг на друга, понимают, как это важно.

-6

- А вы со своими подопечными не пересекались в детстве?

- Было дело. Кого-то на сборы брали. Кого-то на одну-две тренировки. Хорошо помню, например, Алмаза Нуруллина, Вадима Шамгунова. Много ребят было. Они сами уже напоминают, что пересекались. Я молодым всегда помогал.

«Я хочу, чтобы женский хоккей развивался по всему Татарстану»

- Вы стояли у истоков развития женского хоккея. Сложно было?

- Все началось в Сабах. Ехал тренировать девочек, а пришлось тренировать всех подряд. У нас на соревнованиях до 12 команд выступало. Был момент, когда вратарь в валенках стоял. А когда на «Золотую шайбу» выезжали, я знал списки всех команд.

Вот, Оля Сосина из Альметьевска, мы её пригласили поехать с нами на «Золотую шайбу». Этот год был дебютным для нас, Оля в команде была самой старшей. Играла лучше всех и привлекла к себе внимание многих тренеров. Я хотел её в «Торнадо» отдать, но её перехватили из Нижнего Новгорода. Она поехала туда с родителями и Олю уговорили подписать контракт. Так она стала играть за «СКИФ», сейчас за «Агидель». Я многих девочек отдал в Уфу, помог в создании «Агидели».

-7

- А в Ночной лиге женского хоккея есть ваши воспитанницы?

- Сейчас тренирую «Пантер». Вторая плеяда моих воспитанниц пошла в сборную: Фануза Кадирова, Лиана Ганеева, Карина Верховцева. Они по деревням тренировались. Родителей приходилось уговаривать, некоторые по-русски даже не говорили. Я хотел, чтобы спортсменки перебрались в Казань и тренировались вместе. Всё-таки уговорил. Много девочек достойных и сейчас подрастает.

- Насколько мужской и женский хоккей разные виды спорта?

- В СССР мужской хоккей состоял в основном из комбинаций. Сейчас - упор на борьбу. Девочки больше на красоту играют. В мужском - акцент на результат.

Кому-то нравится женский хоккей, кому-то нет. Не все мастера великие, но девочки опыта набираются. В мужском скорость всё-таки больше. Надеюсь, что в Казани у нас тоже будет своя профессиональная команда. Наших девочек по всей стране много, и они хотят вернуться домой.