Найти тему
Кружок Фрейда

✅Обида как средство манипуляции: На ком на самом деле воду возят❔

Существует множество версий, по которым появилась поговорка «На обиженных воду возят», но до нашего времени дошёл посыл, который заключается именно в том, что человек, который таит в себе обиду, является более уязвимым для воздействия окружающих.

Безусловно, в этом есть истина, мы воспринимаем обиду как психологический дисбаланс, подсознательно считая, что обиженного человека нужно поддержать и приободрить. Однако, зачастую жертва обиды способна осознавать наше снисходительное восприятие и использовать это в своих манипулятивных целях.

🔸В этой статье я предлагаю вам рассмотреть:

  • Понятие обиды как инструмента контроля и власти;
  • Отличия искренней обиды от манипулятивной;
  • Психологические механизмы манипуляции через обиду;
  • Как защитить себя от манипулятивных обид.

🔸Понятие обиды как инструмента контроля и власти

Обида часто используется в качестве механизма контроля и влияния на других людей. Она может быть использована для манипуляции, когда один человек делает вид, что обижен, чтобы вызвать чувство вины/поддержки/снисхождения у другого.

Обида может устанавливать контроль, ограничивая свободу действий другого человека, который переживает из-за страха обидеть еще больше. Используя обиду в этом контексте, люди могут демонстрировать свою власть, задавая правила взаимодействия.

🔸Отличия искренней обиды от манипулятивной

Для различения искренней обиды от манипулятивной важно обратить внимание на несколько ключевых аспектов:

  1. Степень проявления. Человек, который искренне обижен, обычно будет показывать более глубокие и настоящие эмоции, которые часто сложно подделать. Это может быть истеричная печаль или агрессивный гнев. Манипулятор же обычно «включает» обиду, когда это ему выгодно, для достижения определенной цели, что по умолчанию не позволяет ему достичь оригинальной степени выражения эмоций.
  2. Причина. Искреннюю обиду часто вызывают конкретные события или действия, которые человек воспринимает как неприемлемые или болезненные. Манипулятивная обида может возникнуть в любой момент и из пустякового повода, который внезапно становится «больной точкой».
  3. Способ выражения. Искренние обиженные склонны обсуждать вопрос и свои чувства относительно ситуации. Они стараются донести до вас, почему они обижены, что случилось не так, или что должно было произойти иначе. Манипуляторы же часто предпочитают пассивно-агрессивные методы, такие как игнорирование, или беспричинные «тихие слёзы».
  4. Требования. Искренняя обида требует только сочувствия и понимания, в то время, как манипулятивная обида часто сопровождается конкретными требованиями, которые могут быть несвязны или неразумны в контексте конфликта.
  5. Если признана вина. Когда человек, являющийся причиной обиды, признает свою ошибку, искренне обиженный человек скорее всего простит и попытается перейти к нормальному общению. Манипулятор же может продолжать винить вас, даже после того, как вы признали свою вину.

-2

🔸Психологические механизмы манипуляции через обиду

❗️ Реверсивная психология.

«Конечно, давай, иди со своими друзьями в клуб, а я тут одна буду и квартиру убирать, и сына воспитывать. Иди спокойно, не думай о нас.»

— пример вместо тысячи слов. Если коротко, то манипулятор настаивает на одном варианте, желая получить совершенно противоположный результат.

❗️ Угрозы. Психологически неустойчивый манипулятор может использовать угрозы причинения вреда, при чем как кому-либо, так и себе. В детском возрасте часто встречается угроза рассказать всё взрослым, если какие-то условия не будут выполнены. Угрозы разрыва или изменения отношений, угрозы обращения к конкуренту (например, «Если ты не можешь прибить эту полку, тогда я попрошу друга с работы»), угрозы мести и так далее.

❗️ Удержание чувства вины. Чувство вины может заставить жертву обиженного манипулятора идти на уступки и даже менять свое поведение, что дает манипулятору дополнительный контроль. Если вы пошли на уступки один раз, то обиженный человек может продолжать продавливать вас на новые, чувствуя, что «рыбка уже на крючке».

❗️ Манипулирование состраданием. Манипуляторы также могут использовать обиду для того, чтобы вызвать сострадание и симпатию. Сострадание — это сильное эмоциональное состояние, которое может заставить людей идти на значительные уступки. Зачастую это используется в качестве установления доверительного контакта с малознакомыми людьми.

Понимать эти механизмы важно для того, чтобы не стать жертвой манипуляционной обиды и защитить свою психологическую автономию.

🔸Как защитить себя от манипулятивных обид

Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь вам защититься от человека, который использует обиду в качестве манипуляции:

Оставайтесь спокойным. Когда человек использует обиду в качестве манипулятивного инструмента, его целью является вызвать у вас эмоциональную реакцию. Сохранение спокойствия и контроля над эмоциями поможет вам не попасть в ловушку манипуляции.

Осознайте, что это манипуляция. Признание и осознание, что обида используется в качестве манипуляции, поможет вам не поддаваться на уловки и видеть ситуацию более объективно.

Установите границы. Определите свои личные границы и будьте готовы защищать их. Если кто-то использует обиду в качестве манипуляции, продолжая атаковать ваши эмоции и самооценку, не бойтесь сказать «нет» и защитить свои границы.

Не принимайте обиду на свой счет. Помните, что обиды, которые используются в качестве манипуляции, часто имеют мало общего с вами. Они могут быть просто инструментом, который человек использует, чтобы достичь своих целей. Попробуйте не воспринимать их на свой счет.

Будьте уверены в себе и своей ценности. Ваша ценность не зависит от мнения и действий других людей. Важно верить в себя и в то, что вы заслуживаете уважения и доброты.

Не забывайте, что развитие эмоциональной силы и устойчивости к манипуляциям — это длительный процесс, требующий времени и самоанализа. Постепенно применяйте эти советы в повседневной жизни, и вы обязательно увидите положительные результаты.

-3

🔸Заключение

Манипулятивные обиды встречаются в жизни каждого из нас всё чаще и чаще. Людям удобно прикинуться обиженными, что добиться каких-то своих целей, поэтому важно:

  • осознавать, что подобная манипуляция существует,
  • уметь определять ее и отличать от искренней обиды,
  • и защищать себя, не позволяя собой манипулировать.

При этом не стоит забывать, что все люди разные, и кто-то может использовать манипулятивные обиды не имея злого умысла. Всегда индивидуально подходите к каждой манипуляции, стараясь, прежде всего, создавать и поддерживать здоровые и уважительные взаимоотношения, особенно с близкими людьми.

Часто ли вы встречаете манипулятивные обиды в своей жизни?
Буду рад развернутым комментариям и диалогу.

👍Ставьте лайк, если статья понравилась. Подпишитесь на канал и оставьте комментарий. Давайте изучать психологию и становиться лучше вместе.