Отзыв на книгу Елену Фили "Процент совпадения"
2072. И если вы готовы закрыть глаза и представить, какое оно, будущее, я вас проведу кратчайшим путем. К чему какие-то бумажные удостоверения личности, если можно вживить идентификационный чип? Видеть затылком? Не вопрос! Имплант, вживленный под кожу, подарит ощущение совы: изображение спроецируется прямо в мозг. Жаждете видеть в ночи аки – летучая мышь? Обращайтесь. Автомобили? Круче: флаеры! Хотя, может, и они не решат проблему пробок. Зато парковаться можете прямо на крыше собственного дома. Прочесть книгу? Спроецируйте текст возле себе, отрегулировав яркость, шрифт и размер. Подслушать разговор с автоматическим переносом голоса в текстовый ряд? Хе! Ну вы поняли, да? Мир знатно поменялся. Но людям все равно хочется внимания, тепла и участия: должно же быть что-то неизменно.
-Кстати, как отец отцу скажите, как вы относитесь к новому увлечению Ники?
Андор развёл руками:
— Ника всегда отличалась самостоятельностью. Сейчас мне кажется, что она нашла себе дело по душе. Но беспокоит фанатизм, с которым Ника этому делу отдаётся. Вэй пытается за ней угнаться, подражает, если хотите знать моё мнение, но всё-таки он ещё мал. А у Ники за плечами клиническая смерть, история с похищением и мачехой, операция на мозге и чип в голове, такой же, как у киборгов. И вот ещё что, Терри. Вэй просит установить ему имплант затылочной видеокамеры. А ещё блок сопряжения между нею и мозгом, какие есть у киборгов. Я могу, но, во-первых, нужно родительское согласие, а во-вторых, мальчик ещё растёт, у него изменяются размеры, объёмы и…
— Категорически против любых вмешательств в организм. Пусть сначала развивает природные данные.
— Я услышал. У вашего сына светлая голова, Терри. Он недавно пришёл ко мне с идеей разработать устройство для людей, которое позволит обмениваться информацией с киборгами так же, как киборги обмениваются между собой. Мысленно. Я дал команду инженерам, скоро появится опытный образец. Вэю, как соавтору изобретения, будут полагаться отчисления.
Ай, да Фили!..
И сейчас я в таком раздрае, когда цикл детективных расследований настолько гладко завершен, что только диву даешься при общей практике растягивать книжную серию на бездонный колодец, где одна сюжетная линия вытекает из другой, а второстепенные герои становятся главными, да и вообще подрастают внуки главных персонажей, о которых можно вести речь. А с другой стороны – ну а что? Я бы с удовольствием прочла отдельную книгу о Нике Беллами, которая меня впечатлила второстепенным персонажем, успевшем за свою юную жизнь натерпеться всякого нехорошего и не сломаться. С неменьшим удовольствием я бы прочла книгу от лица полицейского Майкла, который всегда рядом и на подхвате у частного детектива Терри Наварры, бывшего военного разведчика. И о мальчике Вэе, нежданно-негаданном отпрыске Терри, я бы послушала тоже (и вообще, я тоже не против получить уже адекватное дитя шести лет отроду, не занимаясь его воспитанием)! А Тесла? Домашняя роботиха Тесла! Она бесподобна! Но… но… к счастью или нет, история подошла к своему финалу, не обделив никого вниманием: у читателя нет незакрытых гештальтов, довольно благодушный настрой и мысль о том, что каждому по заслугам, каждому – толику своего счастья. И только автору и фантазии ведомо, как и что могло бы пойти после «и жили они долго и…».
Утро выдалось мрачным: с тёмными набухшими тучами, злым ветром и запахом грозы. Терри, не выспавшийся после вчерашнего, сидел на кухне, ждал завтрак и, насупившись под стать погоде, следил за хлопотавшей Теслой.
— Ты вчера поздно вернулся. И от тебя пахло лекарствами.
Роботиха поставила перед Терри тарелку с пончиками, большую кружку кофе и присела напротив. В глазах роботихи разгорались огоньки любопытства.
— Новое расследование? Это связано с твоей бывшей? Она — новый заказчик?
— Голова трещит. Не тарахти, Тесла. — Терри отпил из кружки. — Ида не бывшая. Просто у нас сложные отношения. Пока.
— Всего-то и достоинств — профессия интересная и глаза красивые. А волосы? Разве могут быть у девушки настолько рыжие волосы? — Тесла поправила каштановую прядь, выбивавшуюся из чепца. — Про характер я вообще молчу.
— Вот и молчи. Ты не эксперт.
И в этот раз Терри не остается без работы, хотя заказчиком неожиданно становится… дама его сердца, рыжевласка Ида, с которой установились весьма специфические отношения. Это понимала Ида, это видел Терри, и даже читатель, который желал детективу, наконец, легкости хотя бы на личном фронте, раз работа то и дело подсовывает разные передряги, чувствовал натянутость меж ними. И нужно было обождать лишь чуток времени, чтобы все прояснилось. Ида, чтобы поставить точку в прошлом и успокоиться в настоящем, нанимает Терри для выяснения обстоятельств смерти мужа, ведь в деле 10 лет спустя наметились некоторые сподвижки. И Терри берется за расследование дела Филлипа, останки которого якобы найдены в мобиле в затонувшей некогда деревне. Деревня эта при ближайшем рассмотрении оказывается не так проста и связана с корпорацией, где работал Филлип в качестве программиста ИИ. И чем ближе подкрадывается Терри к разгадке, тем больше выясняется странных обстоятельств, тем больше происходит смертей, тем чаще Терри испытывает терпение ангела-хранителя. Но у того, видимо, оно безгранично а еще - зоркое око. А потому Терри вновь и вновь ускользает от лап смерти и приближает расследование к своему апогею.
— Я Терри Наварра. Ничего не случилось. Давнее дело с исчезновением мужа моей заказчицы. Выяснились новые подробности. Ваш сотрудник мне нужен как свидетель.
— Какой именно сотрудник? — Александр разлил кофе по чашкам, разломил напополам два бутерброда и, не спрашивая Терри, подвинул ему тарелку с половинками.
Терри благодарно кивнул, жадно откусил, запил кофе, прожевал и ответил:
— Он работает программистом ИИ. Фил.
— Гадёныш.
Терри поперхнулся.
— Почему? Говорили, он классный специалист.
— Самый лучший, — подтвердил Александр. — Три дня назад не вышел на работу, исчез, понимаешь? Сегодня День города, заказов тьма, а у меня такси простаивают в гараже. Со свихнувшимися ИИ. Не позвонил, не предупредил. Просто исчез. Жена, или кто она ему, не знает, где он. Коммуникатор и планшет заблокированы.
— А чип личности?
— Ну ты же детектив, сам всё знаешь. Нужно написать заявление в полицию о пропаже человека, чтобы начали розыск, ввели информацию в систему поиска через городские камеры. Заявление должна написать жена. У меня по факту просто сотрудник не вышел на работу. Кстати, о чипе личности…
Александр встал, снова запустил кофемашину и побарабанил пухлыми пальчиками по столу.
— У Фила чипа не было. Я его зарплату переводил жене.
п.с.: собачушка Раиса – это какое-то чудо. Как и у всякого живого существа, у нее есть свои плохие привычки. Что поделать, если у нее они…эм…вот такие.
-Мы стараемся пристраивать бездомных животных в семьи. — Ламара не ела, просто сидела за столом. — Раису забирали три раза. И возвращали со словами, что у неё проблемы, что они не ожидали, а мы не предупредили.
— А какие проблемы?
Ламара покосилась на брата.
— У неё… Она…
— Наркоманка, — бухнул Алан.
Терри захохотал.
— Зря смеёшься. — Алан снова достал графинчик и под осуждающим взглядом сестры налил себе в чашку что-то зелёное, вроде настойки. Запах мяты поплыл по комнате. — Жрёт наркотическое всё подряд, лишь бы кайф словить. Думаешь, она сейчас там под навесом вся такая больная и несчастная лежит? Ага, как же. Где ты её подобрал?
— На дороге между посадками ахелони.
— О! — Алан поднял вверх палец. — Ягод ахелони объелась. Точно тебе говорю. А в одной семье таблеток наглоталась, антидепрессантов. Марихуану, помню, стащила на пляже. Здорово бесилась!
Ламара поднялась из-за стола.
— Проверю. Сделаю промывание желудка.
Читать трилогию: на электронных литплощадках!