Найти тему
My Side

Музыка Манчестера. Часть 11

«Каменная» самоуверенность The Stone Roses. История группы

Еще одни герои манчестерской сцены. «Каменные розы» проложили мостик между "альтернативным роком" 80-х и Брит-попом 90-х. Традиционно группа входит во все списки «культовых и великих». Причем, публику, которая о них говорит, можно поделить на две части: первые говорят о том, что группа действительная была одним из флагманов рок-музыки и вообще сопоставима с классиками вроде The Beatles; вторые же говорят, что ее успех «варится» только в родной Британии и нигде больше, и что не стоит слишком уж преувеличивать их роль. Конечно, группа в родной Англии является примерно тем же, чем у нас является группа Кино. Но как бы то ни было, Roses повлияли на множество команд, которые, затем, в 90-е гг. покорят весь мир. Я имею ввиду в том числе Oasis. Как сказал Ноэль Галлахер, «когда Roses выступают, то сцена становится больше. И ели бы не они, то не было бы Oasis» («Семь поколений рок-н-ролла: британское инди», 2007). Таким образом, получается, что группа все же великая. Да и в Великобритании не всякая британская группа удостаивается таких почестей, какие получили ребята из коллектива. На них обращали внимание даже такие «динозавры» рока, как Пит Тауншенд из the Who и Слэш из Guns N’Roses. И взгляд у участников группы был всегда такой, будто они завоевали весь мир. Во всяком случае, взобрались на эверест под названием «Мэдчестер» уж точно.

Как однажды отметил журнал «Роллинг стоун»: заслуга ребят была еще и в том, что именно они внесли в обиход новую эстетику, связанную с одеждой и вообще с внешним имиджем. Ребята из Roses стали одними из первых носить все эти мешковатые одежды с широкими майками, мешковатыми штанами и различным головным убором. Так что, даже в этом ребята определенно произвели революцию.

Вокалист Йен Браун начал заниматься музыкой под влиянием.. как бы вы думали чего? Конечно, панка. Под влиянием The Clash, Sex Pistols и The Slauther of the Dogs он стал делать первые шаги на этом поприще. Сам он был выходцем из рабочей семьи – его отец был плотником, а мать секретарем на бумажной фабрике. Осознание своего происхождения и некая жажда социальной справедливости были у него всегда. Параллельно с занятием музыкой он выходил на забастовки шахтеров в своем городе. Политические темы еще будут всплывать как в творчестве «каменных роз», так и в сольном творчестве Брауна.

К слову, несмотря на самомнение и амбициозность, Йен никогда не забывал, откуда он. Его желание быть ближе к народу известно всем поклонникам группы. Сам Браун предпочитает общаться не со своими коллегами по музыкальному цеху, а с самыми обычными людьми. Он до сих пор ходит на матчи своей любимой футбольной команды, выбирая «стоячие» места. Такой вот простой парень из Манчестера.

Второй важный участник группы, гитарист Джон Сквайр был интеллектуалом, изучающим искусство и также интересующимся панк-роком. К слову, Сквайр помимо музыкальной деятельности сделал неплохую карьеру художника. Его работы выставлялись в галереях, он рисовал обложки для музыкальных синглов, в том числе, для своей группы.

Йен Браун поначалу играл на бас-гитару в своей первой группе, но она совсем недолго просуществовала. Со Сквайром они были знакомы со школьной скамьи. В начале 80-х группа The Stone roses начала сформировываться, но играла она на первых порах громче и агрессивнее, чем в своем классическом периоде. Доклассический состав группы был таким: Йен Браун на вокале, Джон Сквайр на гитаре, Алан «Рени» Рене на ударных и Пит Гарнер на бас-гитаре. В то время Браун и Сквайр выглядели иначе: Сквайр носил бандану, а Браун кожаные штаны. Группа выпустила в 1985 году свой первый сингл So Young/tell me, который успеха совсем не имел. Запись продюсировал Мартин Хэннет. В 1987 году они выпустят песню Sally Cinnamon. Тут уже прослеживается фирменный звук группы. Сквайр уже играл более аккуратно вместе с барабанщиком Рени, а Браун пел более мягко. В следующем году группу покидает Пит, а на его место приходит басист Гари Маунфилд (Мэни) и коллектив обретает свой классический состав: Йен Браун, как мы уже знаем, – вокалист и автор песен; второй автор группы – гитарист Джон Сквайр (снова интересный тандем Браун-Сквайр, состоящий из противоположностей); Гэри Маунфилд – басист группы, а барабанщиком является Рени – талантливый ударник, всегда играющий на стыке рока и фанка, но, по словам Мэни, он мог играть и на бас-гитаре не хуже его! Это был сильный состав – хриповатый голос Брауна, находчивые и эйфоричные гитарные партии Сквайра ложатся на искусную ритм-секцию в лице Мэни-Рени.

В 1988 г., осенью группа выпускает свой очередной сингл The Elephant stone, предвосхищающий новый альбом. Сингл этот продюсировал Джон Леки с Питером Хуком из New Order. Легкая, эйфоричная песня с замысловатыми ритмами ударных западает в душу сразу же.

Группа начала набирать обороты, у них стала сформировываться база фанатов, а критики ждали, чем же удивят их парни из Манчестера. Группа работала над первым альбомом с 1988 по начало 1989 года с продюсером Джоном Леки и, наконец, в 1989 году они выпускают свой первый полноформатный альбом, который так и назывался «Stone roses». Альбом этот аккурат пришелся прямо на самый разгар Мэдчестера. Критики сразу же усмотрели в них влияние психоделического рока 60-х гг., особенно влияние американской группы The Byrds. Мы уже знаем, что Мэдчестер – это симбиоз рока и танцевальных ритмов. Но вот на их дебютном альбоме нет совсем уж танцевальных вещей, которые можно было бы включить на танцполе. В отличие от альбома New Order того же 1989 года, который как нельзя лучше вписывался в хаус-движение. Roses же пошли немного иным путем – они сделали упор на атмосферные мелодии, опять же искусный инструментал и прочее.. Но зато эта космичность и психоделичность треков все же дает право сказать, что их дебютный альбом – один из важных для своей эпохи, эпохи «безумного Манчестера». На мой взгляд, потрясающим этот альбом делают многие песни. В частности, I wanna be adore и I’m the ressioraction. Что касается последней, то длится она почти 10 минут. Настоящий психоделический номер с длинным соло гитариста Сквайра. Этот трек, как и многие их песни, отдает фанком. Кажется, что ребята играют до предела. «Живи ярко или умри». Но в случае с Roses, конечно, живи. Когда слушаешь эту песню, то, кажется, что безумный номер не закончится никогда, а играть музыканты будут до тех пор, пока инструменты в их руках не рассыпятся. Ну и не стоит забывать об их песне Fools gold. Также 10-минутный номер с психоделическими мотивами. Вот эта песня как нельзя лучше укладывается на «рельсы» рэйв-истерии, по которым проедутся и другие группы, как, например, The Charlatans – одни из главных подражателей Roses.

Обложка их первого альбома выполнена в форме абстрактного коллажа в духе художника-авангардиста Джексона Поллака с тремя изображенными лимонами. Автором этой обложки является гитарист группы Джон Сквайр, который сделал на обложке отсылку к студенческим волнениям в Париже 1968 года. Лимон здесь – символ противостояния человека полиции, силовым структурам.

Альбом был записан на лейбле Silverstone, с которым группа в начале 90-х еще будет судиться из-за ограничений и запрета исполнения группой песен.

Что касается их взаимоотношения с лейблами, то вот другой забавный случай: их прошлый лейбл FM Revolver переиздает их сингл Sally Cinnamon с прилагающимся видео. Это группу приводит в ярость из-за некачественного видео и они приходят в офис компании, ругаются с боссом Полом Бирчем, швыряют краской в разные стороны, затем возле здания испортят две припаркованные машины. Полиция их арестовала и заставила выплатить штраф 3000 фунтов, а также возместить стоимость всего поврежденного имущества. Вот такие они были хулиганы на заре своей карьеры.

В 1989 году группа предприняла авантюрную попытку – сыграть в Блекпуле в императорском бальном зале. До этого концерты группы за пределами Манчестера собирали скромное количество людей. Но Браун всегда говорил, что даже если на них придут два человека, все равно надо играть. Взяв в обойму все свое обаяние, амбициозность и самоуверенность, группа стала предпринимать шаги к масштабным шоу, какими славились группы типа U2. «Мы просто хотели устроить хороший вечер, чтобы люди отдохнули» - скажет потом басист Мэни. Браун стоял на сцене с грацией обезьяны, держащей в руках микрофон. Ребята выглядели комично со своими шароварами и огромной копной на головах, закрывающих их лица. Конечно, группа была полным антиподом лощеным и важным ирландцам U2. Их простота и вместе с тем мальчишеская самоуверенность всегда подкупали людей, и тот вечер стал знаковым в истории группы.

В 1990 году ребята выпускают свой новый сингл One Love, выпущенный на Silverstone. Сингл показывал неплохие отметки в хит-парадах, но многие критики усмотрели в нем спад творческой энергии группы.

Наступила эра 90-х гг., Брит-поп стал не без участия Roses набирать обороты. Затем, через несколько лет их наследники Oasis заявят громко миру о себе, возьмут на вооружение наглость и задиристость Roses, их мелодизм, а вокалист Лиам Галлахер будет стоять на сцене как Браун, держа в руке тамбурин или маракасы. И все те же самодовольные лица парней из рабочего класса, стремящихся захватить умы людей, но в то же время не забывающих о том, из какого «гнезда» они «выпали».

В 1994 году группа выпускает свой второй альбом Second Coming, разительно отличающийся от своего предшественника. Тут на лицо влияние хард-рока и блюз-рока. Аналогии тут можно провести с Led Zeppelin. Тяжелое, подчеркнуто гитарное настроение альбома с блюзовыми интонациями конечно уже не вязалось с Мэдчестером, а скорее отправляло нас на концерт все тех же «Цеппелинов». Выделяются такие песни, как Love Spreads и Driving South, наполненные сугубо брутальными риффами. Это были уже другие Roses. Конечно, ребятами отточили свое мастерство со времен своего первого альбома, но критики встретили альбом прохладно. К тому же, в группе начались проблемы. Из группы сначала ушел ударник Рени. В 1995 году группа должна была выступить на Glastonberry Festival, но ребята отменили свое выступление из-за того, что Сквайр повредил ключицу, катаясь на горном велосипеде в Северной Калифорнии. Поклонники были в ярости, а вместо Roses на том фестивале выступила группа Pulp. Но как бы то ни было, в конце года группа все же дала свои последние концерты. Вскоре выйдет из состава Сквайр. Виной тому – наркотики. Группа долго искала ему замену, но так никого и не найдя, в 1996 году объявила о роспуске. Это был конец того «золотого» периода группы. После этого каждый отправился в свободное плавание. Йен Браун занялся сольным творчеством. Джон Сквайр занялся своим художественным творчеством, а также он выступил все с теми же Oasis на их легендарном концерте в Ньюборте в 1996 году, выйдя на сцену и сыграв соло в их песне Champagne supernova.

-2

В 2011 году группа собралась и официально заявила о своем воссоединении. Был выпущен новый материал. Группа провела свои туры, но к 2017 году коллектив опять распался.

Группа так и осталась в памяти, как важная веха в манчестерской жизни. Ее влияние было не только на Oasis. Так, на них ориентировались в звучании их коллеги по «манчестерской волне» The Charlatans. Они повлияли, в том числе, и на Radiohead. The Stone roses как никто другие, были символами молодости. А молодость всегда победит.