Люблю старинные железнодорожные вокзалы: их сводчатые потолки, изящные арки, большие окна и витражи. У здания вокзала Томск-I своя оригинальная история. В большинстве городов вокзал назывался по имени города, но томичи и тут проявили оригинальность. Станция была построена при строительстве Томской ветви Средне-Сибирской железной дороги Великого Сибирского пути на 73-й версте от Тайги и 1627-й версте от Челябинска. И называлась она Межениновка в честь Меженинова Николая Павловича — российского инженера-путейца. Станция Томск тоже была, но гораздо дальше. Со временем большинство пассажиров стало предпочитать платформу Межениновка станции Томск. Хотя обе станции на момент постройки находились на городских окраинах и расстояние до центра города было примерно одинаковым, но на станцию Межениновка поезд прибывал раньше, а отправлялся в южном направлении чуть позже, что было удобнее для пассажиров, поэтому в 1909 году Томская городская дума приняла решение переименовать станцию Межениновка в станцию Томск-I, а станцию Томск — в станцию Томск-II.
Первоначально на месте вокзала стояла полуказарма для пассажиров - небольшое бревенчатое здание. Спустя два года эксплуатации железной дороги, поняв, что на Межениновской станции пассажиров бывает больше, чем на станции Томск, в 1898 году построили новое деревянное здание вокзала. А в 1909 году Томская городская дума приняла решение переименовать станцию Межениновка в станцию Томск-I, а станцию Томск — в станцию Томск-II. Имя Николая Меженинова в 1909 году было закреплено в названии железнодорожной станции Басандайка, расположенного на 48 километре Томской ветви (не следует путать с прежним Разъездом 34-й км, переименованным в 1959 году в свою очередь в железнодорожную станцию Басандайка). (Ничего себе рокировочка!) Вскоре началось строительство каменного здания вокзала станции Томск-I по проекту архитектора Я. Я. Родюкова. Освящение первой очереди вокзала (центральная часть и южное крыло) состоялось 29 января 1917 года.
Кстати, Николай Павлович Меженинов в 1861 году окончил физико-математический факультет Московского университета (по отделению чистой математики, кандидат наук). Масштабы его деятельности на территории России впечатляют! А еще его имя увековечено в названии пешеходного моста над железнодорожным путём в Феодосии: с августа 1889 по 1892 год, провёдя изыскания, Меженинов Н.П. строил железную дорогу Джанкой-Феодосия в Крыму.
Вокзал представляет собой просторное двухэтажное симметричное здание. В центральной части первого этажа имеется два кассовых зала: основной, окнами на привокзальную площадь и сервис-центр окнами на платформу. В левом крыле расположены кассы и зал ожидания пригородных поездов, в правом крыле с момента открытия - вокзальный ресторан. На втором этаже вокзала организован зал ожидания и комнаты отдыха. Доступ с первого на второй этаж по лестнице, лифтов нет. Пассажиры мало пользуются залом ожидания на втором этаже (жители города прибывают непосредственно к поезду, а транзитных очень мало), поэтому в нем иногда проводят выставки, ярмарки или концерты.
В середине 70-х фасад со стороны привокзальной площади перестроили. Получился типичный советский вокзал из стекла и бетона. Но со стороны перронов фасад остался прежним. Последняя реконструкция произошла в 2004 году, к 400-летнему юбилею Томска. Вокзал принял современный нам вид — «под старину», с легкими отсылками к историческому облику. Кстати, из Томской хроники: в газете "Сибирская жизнь" 21 октября 1898 г. (№ 225) опубликована заметка; "В вокзале станции Томск на буфетном столе красуется бюст И. С. Тургенева. Каждый знающий знаменитого писателя по портретам тотчас же узнает его в бюсте, и каким негодованием закипит сердце у иного почитателя И. С., когда он увидит, в чем дело. Бюст, изображающий И. С. Тургенева, — просто бутыль, наполненная водкой завода Бекмана. Положим, иному любителю и доставит удовольствие выпить «из Тургенева», но все же, нам кажется, водочные заводчики уже слишком далеко заходят в своих хитроумных изобретениях". Томские маркетологи рулят!
В витражах явно проглядываются элементы старинной деревянной архитектуры города. (знаменитый дом с Жар-птицами).
Большая советская энциклопедия пишет: «Вокзал (от англ. Vauxhall) — название парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона (ныне — в черте города), принадлежавшего в XVII веке Джейн Вокс». В русском языке слово «вокзал» стало нарицательным благодаря одному из первых вокзалов, построенных на Царскосельской железной дороге в городе Павловске. Строитель линии Франц фон Герстнер предполагал, что здание будет служить «для пристанища и удовольствия публики». И действительно долго время там проводились концерты и даже балы. Позднее с развитием железнодорожного транспорта здания вокзалов стали служить только для ожидания поездов и покупки билетов. В наши дни «культурные функции» к вокзалам возвращаются: в частности, в прошлом году в Томске проходил Фестиваль короткометражной оперы, место для одного из концертов стал зал ожидания на втором этаже вокзала Томск-I. Согласитесь: прекрасные декорации к театральному представлению, а уж акустика у старинных стен совершенно великолепная.
Объявили прибытие моего поезда. С сожалением покидаю этот роскошный зал , спускаюсь на первый этаж и выхожу на посадочную платформу. Надеюсь, что побываю здесь еще раз.