Найти тему
Политический механизм

Справедливая конкуренция по-европейски

Автомобильная выставка в Мюнхене долгие годы была гордостью немецкой промышленности, однако в этот раз она превратилась в триумф китайских производителей — они представили огромное количество новинок и показали свое превосходство над европейскими конкурентами.

Пока брюссельские чиновники принимают директивы о переходе на электроавтомобили, китайцы действуют на опережение и укрепляют свое лидерство в этой сфере — в первом полугодии именно китайский бренд BYD стал самым продаваемым в мире и заметно опередил своих немецких коллег:

-2

Вторая позиция американской компании Tesla не должна никого смущать — более половины ее автомобилей производится на фабрике в Шанхае, после чего они продаются на огромном китайском рынке. Немцы же подчистую проигрывают эту борьбу — так самый бюджетный электрический Volkswagen стоит примерно на 60% дороже своего китайского аналога, который ничуть не уступает ему по качеству.

Чтобы хоть как-то подтянуться к лидерам, немецкие компании вынуждены все плотнее сотрудничать с китайцами — та же BMW планирует собирать свои MINI Cooper Electric на заводах в Китае, а Volkswagen покупает услуги по интернету вещей у китайской Xpeng. Про аккумуляторы и говорить нечего — практически все они поступают из Поднебесной, потому что строить собственные фабрики по их производству слишком «грязно» и накладно.

Все это привело к тому, что китайские электрички чувствуют себя на европейском рынке как дома, оставляя немецкую промышленность не у дел — и вот на эту проблему наконец-то обратила внимание фрау всея Европы Урсула фон дер Ляйен:

Наша промышленность и технологические компании любят конкуренцию. Они знают, что глобальная конкуренция полезна для бизнеса. Но конкуренция реальна только до тех пор, пока она справедлива.
Возьмем сектор электромобилей - это важнейшая отрасль для экологически чистой экономики, обладающая огромным потенциалом для Европы. Но мировые рынки сейчас наводнены более дешевыми китайскими электромобилями. И их цена искусственно поддерживается на низком уровне за счет огромных государственных субсидий.
Это искажает наш рынок. Итак, сегодня я могу объявить, что Комиссия начинает расследование по борьбе с субсидированием электромобилей, поступающих из Китая.

Несправедливая конкуренция Китая заключается в том, что у него есть обширная ресурсная база, квалифицированные рабочие, дешевая электроэнергия и прекрасная логистика — Европа же после потери российского газа проигрывает практически по всем этим пунктам. И если расследование Брюсселя приведет к повышению тарифов на китайские автомобили, то Пекин обязательно введет ответные меры — он может полностью перекрыть экспорт редкоземельных металлов, что сделает европейский зеленый переход еще более дорогим.

Что-то подобное уже происходило с ветряками и солнечными панелями, однако брюссельские чиновники не привыкли извлекать уроков из своих ошибок — тогда они тоже ввели заградительные пошлины на китайское оборудование, только вот европейским производителям это никак не помогло. Китайские компании все равно захватили «зеленый» рынок Европы, просто их продукция стала на 20% дороже — эту разницу пришлось оплачивать простым европейцам, которые были вынуждены участвовать в этом безумии.

То же самое будет и с автомобилями — никакие тарифы и ограничения не сделают их производство дешевле, пока ты не устранишь дефицит электроэнергии и не построишь собственные аккумуляторные заводы. А для этого придется наступить на горло климатической повестке, на что в Брюсселе точно не пойдут — так что китайские бренды продолжат свою экспансию, а за глупость и недальновидность чиновников в очередной раз заплатят немецкие бюргеры.

Хотя руководство Volkswagen предложило свой гениальный план для спасения своей компании — оно собирается завоевать американский рынок, для чего выпускает огромный и прожорливый внедорожник Atlas. Главным его техническим ноу-хау станет 17 (!) подстаканников в салоне — американцы пьют очень много кофе, и такая фишка им точно понравится.

Но что-то мне подсказывает, что и этот прожект не пройдет проверку суровой реальностью.