И ведь сочинил же. Точнее, не сочинил, а сконструировал мобильное приложение для iOS, вышедшее, как snapshots from eōn, позволяющее делать музыку при помощи искусственного интеллекта. Но при этом, когда вы перезагружаете устройство или приложение, музыка не повторяется. В основе работы программы находится специальный алгоритм, который объединяет биты, мелодии и аккорды из композиций Жарра в бесконечно изменяющееся музыкальное полотно.
«ЭОН — это бесконечное, никогда не повторяющееся, органическое произведение искусства, которое всегда будет жить и расти в уникальном пространственно-временном континууме каждого…»
Жан Мишель Жарр.
В то же самое время готовится к выходу и его автобиографическая книга Melancholic Rodeo за авторством Робера Лаффона. И всё, казалось бы, первые тиражи отпечатаны, но... В начале 2020 года мир захлестнула пандемия коронавируса, и, думаю, маэстро (как и многие жители планеты земля) вряд ли записал бы себе в актив этот год. Но тем не менее 6 марта, накануне объявления самоизоляции, он во второй раз съездил в Саудовскую Аравию, а в декабре он дал концерт в Париже, в соборе Нотр-Дам. И именно о нём вам расскажет мой соавтор. Екатерина, вам слово:
2020 год, бесспорно, так или иначе проехался по нам асфальтовым катком... А всё из-за этого, мать его, ковида... Мы пережили всё: и маски с перчатками, и все эти ковидные сводки, и иже с ними... Разумеется, это коснулось некоторыми боками и меня со Сент-Элиасом, не говоря уж про Жарра. Ему-то вся эта зараза смешала все карты, ведь при таком количестве санитарных ограничений концерты особо и не поиграешь, а кроме того, ЖанМиша угораздило угодить в категорию риска - ему тогда же шёл 73-й год, сами понимаете...
Но Жарр не был бы Жарром, если бы не нашёл способ выкрутиться из такой сложной ситуации... Нельзя играть концерт вживую, а как насчёт виртуального? И Жарр здоров, тьфу-тьфу-тьфу, и всё чин по чину...
Виртуальный концерт Welcome To The Other Side, прошедший в ночь с 31 декабря 2020 на 1 января 2021, объединил реалистичные визуальные эффекты концерта в виртуальной реальности с настоящим студийным выступлением, и эта новаторская постановка заставила зрителей задуматься, какие части концерта были реальными, а какие - виртуальными.
Прошёл сей концерт в партнёрстве с VRrOOm, администрацией Парижа и под патронажем ЮНЕСКО. Действие сего новогоднего концерта разворачивается в виртуальной копии собора Парижской Богоматери, который сильно пострадал от пожара 15 апреля 2019 года, и на тот момент был на реставрации. Созданный, спроектированный и спродюсированный за рекордные три месяца, мультимедийный проект собрал команду из ста художников и техников, чтобы воссоздать собор Парижской Богоматери и создать шедевр, сочетающий в себе множество форматов и навыков. Этот концерт позволил миру взглянуть на легендарную достопримечательность футуристическим и праздничным образом... В виртуальном Нотр-Даме выступал виртуальный аватар Жарра, в то время как он сам играл свою музыку в студии Gabriel.
Вот таким был плейлист концерта, если верить официальному сайту дедули Жарра:
1. The Opening.
2. Oxygene 2 – JMJ Rework of Kosinski Remix.
3. The Architect.
4. Oxygene 19.
5. Oxygene 8.
6. Zero Gravity.
7. Exit.
8. Equinoxe 4.
9. Stardust.
10. Herbalizer.
11. Oxygene 4 – JMJ Rework of Astral Projection Remix.
12. The Time Machine.
Не будем рассусоливать насчёт того, что все композиции на месте, это и так понятно, а лучше приступим сразу к разбору концерта...
The Opening. Отличный же трек подобрал для начала концерта ЖанМиш, прям как раз к месту, и по звучанию уж очень сочетается с обликом Нотр-Дама... Интересно, его там гаргульи часом не подслушивали? И, кстати, в виртуальном виде Жарр ничуть не хуже, чем в реальном... Правда, обниматься лучше с ним реальным...
Oxygene 2 (JMJ Rework of Kosinski Remix). Как кашу маслом не испортишь, так и атмосферу древнего собора, пусть даже он и в виртуальном виде, не испортишь современной обработкой трека с культового для всего мира и судьбоносным для самого автора альбома... Умничка Жарр, конечно же...
The Architect. Не, ну вот этот трек Жарр сыграл так, будто он с пелёнок давал подобные концерты... Загвоздка в том, что, когда он ещё был в пелёнках, исполняемый им жанр музыки, мягко говоря, тоже был ещё в пелёнках, хотя любимый Жарром терменвокс был изобретён гораздо раньше, а уж виртуальной реальностью не пахло даже в смелых фантастических фантазиях... Или я ошибаюсь?
Oxygene 19. Уж если бы не окна собора и канделябры, я бы, по чесноку, запуталась бы, где верх, а где низ... Вообще, с Жарровой музыкой, особенно если слушаешь её в самом расслабленном состоянии, можно порой позабыть, где верх, где низ, где право, где лево... И это я сейчас не только про девятнадцатый Кислород...
Oxygene 8. Дааа, старый добрый восьмой Кислород, да ещё в современной обработке, да ещё в виртуальных стенах древнего парижского собора... Нет слов, одни эмоции...
Zero Gravity. Вот уж точно, трек «Нулевая Гравитация» - это про Жарра... По такой гравитации он спец: стоит ему только начать играть любую из своих композиций или даже импровизировать – всё, его преданные фанаты в улёте... С нами, девочками, вообще ещё проще дело обстоит: только мы его увидим, и неважно, в каком возрасте - всё, держите нас семеро...
Exit. Не, уж кто-кто, а ЖанМиш знает толк в подборке треков к концертам... Вот и «Выход» пришёлся тоже ко двору, как это ни странно... Молодца ты, ЖанМиш, большой молодца...
Equinoxe 4. Неожиданное какое исполнение старого доброго четвёртого Равноденствия, да? Ещё, блин, для полного счастья не хватает только радостно марширующих Наблюдателей...
Stardust. Ооооо, «Звёздная пыль»... Обожаю, улёт прям и кайф для ушей... А, судя по обстановке, ЖанМиш начал играть эту композицию аккурат тогда, когда, по крайней мере, во Франции наступил уже 2021 год, который в плане заразы нам потрепал нервов не меньше, чем 2020...
Herbalizer. Уж кто-кто, а Жарр умеет отжигать в любом возрасте, любой обстановке и любой реальности... Вот и виртуозное и очень зажигательное исполнение трека Herbalizer - очень и очень яркое тому подтверждение...
Oxygene 4 (JMJ Rework Of Astral Projection Remix). Атааас, какой же классный и зажигательный ремикс сделал ЖанМиш на мой любимый четвёртый Кислород, а... Ну прям вау-вау-вау... А в конце композиции он, точней, его виртуальная проекция, испаряется из-за виртуального синтезатора...
The Time Machine. ... Чтобы тут же проявиться как проекция более реальная, и сыграть композицию «The Time Machine» на лазерной арфе... Видимо, лазерную арфу не так-то просто сделать в виде виртуальной проекции, и решили показать проекцию реальной лазерной арфы с реально играющим на ней реального ЖанМиша... Получилось, с учётом добавленных виртуальных спецэффектов, очень даже прикольно...
А на финальные титры концерта поставлена композиция «Waiting for Cousteau»... Ну ты, ЖанМиш, блин, даёшь...
Ну что же, виртуальные концерты ЖанМиш умеет делать не хуже, чем реальные... Конечно же, можно бы и поворчать, что, мол, реальные лучше, но на тот момент... Чем богаты, тем и рады, такие вот дела...
Ну что ж, с виртуальным концертом разобрались, а дальше у нас по пути было... Путешествие по джунглям Амазонии.
Именно так и назывался один из самых нетипичных альбомов маэстро, записанных для выставки бразильского фотографа и режиссёра Себастьяна Сальгадо (р.1944).
- "Концепция работы — вызвать атмосферу амазонского леса посредством «эмбиентной» музыки, немелодичной и не очень ритмичной, построенной из звуков природы (дождь, буря, насекомые и т. д.), голосов и песен коренных американцев. Сообщества и электронная музыка. Это необычный и некоммерческий альбом. Однако мы узнаем некоторые воспоминания об альбомах Zoolook и En Attendant Кусто, а также некоторые знакомые звуки, включая ритм-бокс Minipops-7, дорогой музыканту со времён Oxygène." (из материалов сайта aerozone)
От автора.
Ну насчёт Кусто соглашусь, ведь заглавная вещь тоже предназначалась для выставки, а вот Zoolook… Я бы на месте маэстро поставил вместо Zoolook Interior music, ну и наверное... Music For Supermarkets.
Словом, получился вполне себе «конкретный» альбом со звуками природы, которые превалируют над музыкой.
- "Я не хотел создать этническую или фоновую музыку. По задумке это инструментарий, состоящий из музыкальных элементов, предназначенных для воссоздания тембра природных звуков. Голоса, песни и инструменты я заимствовал из архивов Этнографического музея Женевы. Было необходимо обратиться к принципам оркестровки природы, работать со звуками, которые следуют друг за другом случайным образом, но при этом передают гармонию или диссонанс. И, как и в любой симфонии, в произведении есть моменты спокойствия или напряжения."
И таким образом 9 апреля 2021 года в свет вышел альбом Amazônia. Но Жарр не был бы Жарром, если бы не внёс в процесс написания альбома какую-то особую изюминку... Ведь концепция альбома заключается в том, чтобы передать атмосферу тропических лесов Амазонки при помощи эмбиентной музыки, состоящей не только из электронной музыки, но и из звуков природы, и из песен и голосов индейских общин...
А началось всё с подготовки выставки, также именуемой Amazônia. Выставка, посвящённая бразильской Амазонии и представленная в виде более 200 фотографий и других материалов, является проектом бразильского фотографа и режиссёра Себастьяна Сальгадо и проходила с мая по октябрь 2021 года в Парижском филармоническом комплексе. Именно Парижская филармония заказала Жарру написать музыку для выставки. А ещё раньше, в январе 2020 года Этнографический музей Женевы (MEG) представил нашему ЖанМишу захватывающее творение, созданное на основе аудиозаписей индейских общин Амазонки. Так и появилась идея предоставить Жарру в распоряжение коллекцию звуков для создания музыкального произведения для выставки, а там на его основе у ЖанМиша и созрел альбом...
Хоть у этого альбома априори и не очень-то уж коммерческое содержание, всё-таки определённого успеха в продажах он добился. Ну что ж, не станем терять времени зря, а с головой окунёмся в эту эмбиентную историю из девяти частей ровно на 52 минуты и 50 секунд...
Amazônia Part 1. Мы заходим в тихие джунгли Амазонки, где льёт тропический дождь, жужжат тропические насекомые, мирно живут - поживают индейские общины... И посреди всего этого - словивший хороший такой дзен ЖанМиш... Видимо, решил сбежать от шумной современности к спокойным истокам...
Amazônia Part 2. А тут, по ходу дела, играют дети... Счастливые, а не... Не испорченные ни прогрессом, ничем... Только джунгли да природа первозданная... Только лучше в эту природу просто так, без подготовки, не соваться - съедят и паспорта не спросят... А дальше - некая магия у костра, что ни в сказке сказать, ни пером описать... Это надо слышать...
Amazônia Part 3. Ой, а на что это мы здесь наткнулись? Чудо чудное, диво дивное... Впрочем, не знаю, как сейчас, а в давние времена индейцы сказали бы вам: мол, это чудо здесь по воле богов... Ну, вы поняли, о чём я... Без обращения к богам, ясно дело, здесь не обошлось...
Amazônia Part 4. Ну что, пустимся вплавь по реке Амазонке? Только, чур, без местных жителей туда не соваться: там и ягуары плавают (а эти кЫсики любят и умеют плавать), а то и похлеще – пираньи... Не съедят, так обглодают, и даже не подавятся...
Amazônia Part 5. Уф, через Амазонку переплыли без эксцессов... Опять топаем по оживлённым тропическим джунглям... И опять привал у костра, и время историй, древних как мир, про то, как этот мир вообще появился...
Amazônia Part 6. Так, а что это наши друзья индейцы притихли? Видимо, решили на время слиться с природой... Что ж, мы с вами поступим так же...
Amazônia Part 7. И вновь природа, как и на протяжении всего нашего пути, даёт нам о себе знать... А мы просто сливаемся с ней, наблюдаем за ней и пытаемся понять, что к чему в этом мире...
Amazônia Part 8. А мы опять в поселении, занимаемся вместе с нашими друзьями индейцами добычей, ну, и без нужных для всего этого ритуалов - никуда...
Amazônia Part 9. Вечер и ночь в поселении амазонских индейцев - это что-то с чем-то... Старые индейцы возносят молитвы своим богам, вовсю хлещет дождь... Но при этом дискомфорта в душе никакого... Наоборот, кажется, что ты слился, сроднился со всем этим пейзажем, и тебя оттуда за уши не вытащишь...
Дааа, не знаю, кому как, а мне лично этот альбом очень даже зашёл. Для
того, чтобы сесть, расслабиться и поймать дзен - вот прямо самое оно... Не разучился ещё старина Жарр писать эмбиент, ох не разучился...
Ну что же, если это так, то скажем прямо: отработал вполне себе неплохо, поработал маэстро, тем более, что этот альбом можно слушать не только в стерео, но и в бинауральном формате, а также с объёмным звуком 5.1. Да, и ещё: запись альбома носит благотворительный характер: гонорар (а, вернее, его часть) был направлен Женевскому океанографическому сообществу, любезно согласившемуся предоставить материал для записи. Итак, очередная страничка в карьере маэстро перевёрнута, и впереди был концерт в Елисейском дворце и... альбом Oxymore.