Больше ста лет историки и краеведы не могут понять, почему простой крестьянке принадлежал один из самых шикарных домов в Челябинске.
Многие здания в историческом центре Челябинска для большинства горожан остаются невидимками. В суете мы проходим мимо каждый день, не обращая внимания не только на красоту домов, но нередко и не подозревая об их существовании. Агентство Полит74 представляет проект фотохудожника Дмитрия Куткина «Дома, которые никто не видит». В нем мы рассказываем о примечательных исторических зданиях.
По адресу улица Красноармейская, 100 располагается терем невероятной красоты, украшенный богатой деревянной резьбой. Дом является памятником культуры регионального значения. Официально он носит название «Дом Юдиной». Но в исторических документах вокруг имен его владельцев возникла полная путаница. На самом деле в доме жил предприниматель и адвокат Лоренс, чья фамилия через годы преобразовалась в Ларенцева.
Примечательно, что этот владелец дома куда-то пропал. Его загадочное исчезновение породило слухи о призраке, который бродит по особняку. Возможно поэтому почти ни одна организация в этом красивом здании надолго не задерживается. В разное время здесь располагались коммунальная контора, управление судебных приставов, коммерческие компании, штаб-квартира Союза журналистов и даже военкомат. Сотрудники этих организаций утверждали, что из подвала старого дома доносятся странные звуки, похожие на вой.
Но все это неподтвержденные фантазии, а установленные исторические факты таковы. В 1899 году крестьянская дочь Прасковья Федоровна Юдина покупает у вдовы священника Елены Степановны Авраамовой дом по улице Солдатской (ныне Красноармейской). На дворе был небольшой домик в две комнаты, погреб, конюшня и сарай для телег. Однако уже в 1905 году по этому адресу значился деревянный дом в шесть комнат, обшитый досками. Помимо старых надворных построек добавилась «прачешная». Усадьба Прасковьи Юдиной была самой дорогой в этой части Солдатской улицы, и оценивалась в тысячу рублей.
Дом был собственностью Юдиной еще в 1916 году, а по документам 1920-х годов уже проходил как бывший двор Лоренсова. Историки предполагают, что в 1917—1918 годах усадьба была приобретена у Юдиной или её наследников Всеволодом Васильевичем Лоренсовым, владельцем изразцового завода. В 1923 году дом изъят в муниципальную собственность под размещение Управления коммунального хозяйства Челябинска.
В 1920-х годах особняк был жилым. В 1930-х годах здесь функционировал военкомат Центрального района. После Великой Отечественной войны здесь располагались различные учреждения, в 1992 году начала работать частная фирма. В дальнейшем дом приобрела фирма «Медиком», а после её банкротства в особняке расположилась Служба судебных приставов. В 2010 году по распоряжению губернатора Челябинской области Петра Сумина дом занял Союз журналистов России, но уже в 2011 году журналистов из него выселили. Здание занял Центр развития туризма Челябинской области. Сейчас учреждение также расформировано.
В 1977 году особняк признан памятником архитектуры местного значения. Реставрация дома была проведена в начале 1990-х годов. Восстановлены утраченные детали резного фасадного декора и наружная обшивка стен.
Дом Юдиной - одноэтажное здание, срубленное из бревен, перевязанных в «лапу». Оно поставлено на невысокий цоколь, сложенный из дикого камня. Цоколь на уличном фасаде облицован белым камнем. С северной стороны к дому примыкает высокая брандмауэрная стена. Краеведы считают, что трещина на брандмауэре возникла после удара шаровой молнии.
Мы спросили у архитектора Лилии Шейкиной, в чем особенности этого архитектурного памятника. Оказалось, что наиболее интересный элемент дома Юдиной – загадочные рисунки на наличниках.
- Не все однозначно, конечно, с этим особняком. До конца неясно, откуда столько денег взяла потомственная крестьянка на его строительство. Адвокат Лоренцев, по совместительству владелец завода изразцового кирпича, жил там и финансировал строительство дома. Странная история. Почему он не мог купить землю и построить свой личный особняк, при его-то доходе?
Резьба на доме очевидно богатая. У хозяев были деньги, хотелось выделиться. Основным строительным материалом на начало 20 века в Челябинске все же оставалось дерево.
Один любопытный элемент. На главном фасаде, на кокошниках (верхняя часть наличника) вырезан элемент в виде диадемы. Была ли просто задумка резчика по дереву украсить только два наличника на главном фасаде такими элементами, или в этом был ещё какой-то смысл? Особняк Рябинина очень похож на дом Юдиной, и тоже выполнен «под русский терем». Но там такого элемента на наличниках нет. Возможно, рисунки имели какой-то смысл, а может просто нравилось резчику.
Исследователь Иван Хафизов отмечает: «Я общался с резчиком, которым было сделано три тысячи наличников, - и с его слов - безо всякой смысловой нагрузки. Резчик украшал ими разные дома».
Ничего не известно ни об авторстве домов, ни о резчике наличников. Дома похожи, автором мог быть один человек. А может, тайн никаких нет, все лежит на поверхности. Кто-то из исследователей говорит, что в верхней части наличника дома купца Рябинина изображена берегиня. Если приглядеться, то фрагмент резьбы похож на то, что вырезано на навершии верхней части наличников на главном фасаде особняка Юдиной. А может быть это знак королевской роскоши, кто знает, - рассказывает Лилия Шейкина.
ФОТОРЕПОРТАЖ ДМИТРИЯ КУТКИНА