«Многие моменты детям тяжело объяснить. Например, почему нужно ценить и беречь вещи и игрушки, ведь...
«Многие моменты детям тяжело объяснить. Например, почему нужно ценить и беречь вещи и игрушки, ведь можно купить новые. Зачем изучать разные науки, если ответы на любой вопрос можно найти в интернете. Мы с женой каждый день с детьми разговариваем, объясняем, приводим примеры, чтобы они поняли и ценили то, что у них есть», — рассказывает Сергей Светлаков, который 17 сентября вернулся в эфир ТНТ с юмористическим шоу «Лига городов».
— Сергей, когда поступило предложение вернуться на телеканал ТНТ, о чем подумали?
— Подумал: «Ура, я, кажется, закрою ипотеку!» Если серьезно, то предложение вернуться на канал — это, конечно, радость. Как говорится: в гостях хорошо, а дома всегда лучше. На первых же съемках Comedy Club увидел ребят, с которыми давно не общались, потрогал декорации, ущипнул Бузову. (Улыбается.) Куда ни посмотри, везде родное и знакомое. Гарик Харламов ест свой полуметровый бутерброд, Демис примеряет костюм геленджикского мачо, Ревва делает педикюр рашпилем, ходит Кошкина с глубоким декольте, Воля записывает сторис с сердечками для Ляйсан, а Джанибекян появляется в зале через 19 минут после своей сигары. Живет наша коммуналка как жила, короче. Как будто попадаешь в собственный двор в Екатеринбурге после многолетнего отсутствия: все выросли, но глобально все такое же близкое, родное.
— Тина Канделаки назвала вас «ДНК ТНТ»…
— Человек двадцать можно назвать ДНК ТНТ. Именно они сформировали цепочки и связи со зрителем. Представьте, маленький дециметровый канал когда-то ловился только специальными антеннами, выставленными в окно, а сейчас стал гигантом, практически индустрией. Я очень рад быть молекулой этого процесса, и мне кажется, сейчас у ТНТ открывается второе дыхание. Ну что ж, с удовольствием подышим вместе!
— Каково это — вновь стать лицом канала?
— Надеюсь, это порадует не только меня. Впереди много работы. Уверен, и руководство канала, и зритель будут меня проверять: остался ли я в такой же юмористической форме или нет?
— На ТНТ вы вернулись с юмористическим шоу «Лига городов». Какова ваша роль?
— Я наставник. Нас четверо: Марина Кравец, Алексей Щербаков, Артем Калайджян и я. Каждый набирает себе восемь команд, которые ему понравятся. Всего в шоу участвуют 62 команды из разных городов России и стран СНГ. Это похоже на шоу «Голос», но только мы оцениваем не вокальный талант, а качество юмора и самобытность участников. Дальше наставники помогают отобранным ребятам пройти по «ступенькам» шоу как можно дальше, правильно используя свои сильные стороны. Победивший коллектив получит 10 миллионов рублей! А еще зрителей ждет совместное выступление команд со своими наставниками на финальном этапе.
— По какому принципу вы делали свой отбор?
— У каждого из наставников был явно свой подход и фильтр. Лично для меня даже суперсмешное выступление не было основным критерием. Кто-то смог выделиться смелостью, безбашенностью или просто какой-то цепляющей дурацкой энергией. Короче, так не объяснишь — надо смотреть!
— Скажите, а возможно ли возвращение других культовых проектов с вашим участием на ТНТ?
— Буквально через три года шоу «Наша Russia», точнее его первому сезону, исполнится 20 лет. Я, наверное, открою маленький секрет, но желание у всех что-то выпустить к этому юбилею есть. А пока мы с Мишей сосредоточены на своих сольных проектах: «Галустян+» уже идет на ТНТ, а в октябре наша студия начинает снимать скетчком «Светлаков+». В нем будут участвовать несколько полюбившихся персонажей из «Наша Russia» и абсолютно новых героев. Много говорить про это пока не буду, нужно сначала снять. Идет круглосуточная подготовка.
— Как вы думаете, возможно ли повторить успех «Наша Russia»?
— Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. Сейчас очень тяжело создавать юмор в любом проявлении. Политической сатиры практически нет, любую тему возьми — везде будут ограничения, обязательно появятся обиженные и оскорбленные. Но что делать? Такие времена! Значит, ищем формы, новый язык и смыслы. Фильм «Кин-дза-дза!» не смог бы появиться в другое время и при других обстоятельствах. Задача сложная, но команда на ТНТ сложилась действительно очень дружная и талантливая. Все стараются, делают много нового. Пожелайте нам всем удачи!
— Удачи! Каких проектов с вашим участием еще ждать на ТНТ?
— Из ближайшего — меня можно будет увидеть в новогоднем музыкальном фильме. Сыграл в небольшом, но ярком эпизоде.
— Сергей, вы же еще и продюсер. Сейчас идут съемки вашего сериала «Казачок». Как появилась идея снять фильм о подростке, который из XXI века попадает в Смутное время?
— У нашей студии Sverdlovsk была мечта: сделать приключенческое, фантастическое, развлекательное многосерийное кино для всей семьи. Это попытка создать фильм, подобный тем, которые были в нашем детстве, — «Неуловимые мстители», «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», «Гардемарины, вперед!» — их до сих пор интересно смотреть. Есть желание, чтобы и у современного поколения появилось такое кино. У меня маленькие дети, и я хочу, чтобы они смотрели приключенческие, фантастические, исторические многосерийные фильмы. И «Казачок» задумывался именно таким. Наш сериал — про современного подростка и его путешествие во времени: 17-летний герой проваливается в деревенский колодец и оказывается в казачьей станице XVII века. Смутные времена, битва с поляками за Москву, первая любовь, испытания настоящей мужской дружбы — все это ждет нашего Степу. На голове — бейсболка, в кармане — смартфон, в руке — коптер. Съемки сейчас продолжаются под Псковом. Очень надеюсь, что у нас все получится и весной мы покажем «Казачка» на Premier и ТНТ.
— Знаем, что для сериала готовили специальные костюмы, создавали антураж XVII века, целый казачий хутор…
— Мы построили потрясающие декорации: избы, улицы, площадь, часовню, кладбище, мельницу, переправы через реку и тому подобное. К слову, местные жители, чиновники и даже батюшка каждый день отвлекали нас от работы просьбами об экскурсии и фотосессии. Мы действительно создали другой мир, где хочется жить. У нас будут батальные сцены, это все нелегко. Многие актеры даже в седле не сидели. Несколько месяцев их этому учили. Большому кино предшествовала большая подготовка.
— Актер, юморист, телеведущий, продюсер, сценарист. В какой сфере вы ощущаете себя наиболее комфортно?
— Я не считаю себя актером. Во-первых, быть актером — значит заниматься только этим ремеслом, во-вторых, эта профессия слишком «эмоционально-качельна» для меня. Я в этот мир не хочу, спасибо. Актеры — люди особой касты, дай им бог здоровья. Продюсер — профессия, наверное, более близкая к тому, чем я занимаюсь сейчас. В данный момент мне это кажется интереснее. Большое счастье создавать проекты, в которых ты «папа»: сам создал, сам воспитал, сам в люди вывел. Очень сложно, но запредельная ответственность рождает безумный азарт и удовольствие, если, конечно, получилось.
— В свое время вы столкнулись с взрывной популярностью, когда участвовали в КВН. Не подхватили тогда звездную болезнь?
— Думаю, существует мало публичных людей, которых хоть однажды не цепляла мысль о собственной исключительности. Ничего необычного в этом нет, если что-то подобное выдает мозг человека, которому рукоплещет стадион. Да даже школьный актовый зал. Важно, что произойдет дальше: справишься ты с этим сам, помогут друзья, родители, воспитание, книги, или жизнь тебя шабаркнет. А ведь это произойдет рано или поздно. У меня был микс, пожалуй… Короче, я уверен, что не болен. Публичность забирает много энергии, и я стараюсь вести достаточно закрытую жизнь, которая состоит из работы и отдыха с семьей, друзьями. От просьбы сфотографироваться беспричинно стараюсь не отказываться, людям, кому я интересен, благодарен, но лезть в мою личную жизнь считаю непозволительным.
— Обижает ли вас откровенная неправда, бывает ведь, пишут о том, чего вы не совершали?
— Был такой слух, что я голый на спор пробежал несколько плацкартных вагонов. Так вот, спешу расстроить: это не слух, это правда.
— Как реагируете на критику в свой адрес?
— Раньше меня заводила и расстраивала критика. Особенно я сильно реагировал на необоснованный хейт. Помню, после первых выпусков «Наша Russia» было много негативных отзывов. Появление «Прожекторперисхилтон» тоже вызвало шквал критики. Когда у фильма «Горько!» вышел только трейлер, а кино еще не было в прокате, в интернете уже раскритиковали, осудили и разгромили. Было огромное количество плохих комментариев, дизлайков и всего остального. Удивляло то, что многие профессиональные люди не увидели там того, что увидели мы. Помню, я показывал десятиминутный отрывок, а мне говорили: «Сереж, извини, но на этот фильм никто не придет, зачем людям смотреть в кино кусок сериала?» Очень напряженный был момент. Потом уже все стали говорить: «Как круто!» А что начинают писать, если происходят изменения в личной жизни… Короче, я очень давно не читаю комментарии, делаю то, что считаю нужным. Как говорит моя мама: «Время все расставит на свои места».
— У вас двое сыновей, Ваня и Максим, и дочь от первого брака Анастасия. Какой вы папа?
— Наверное, не у меня надо об этом спрашивать. Но я стараюсь всем троим уделить время: и поиграть, и при случае жизни поучить. При любой возможности стараемся путешествовать, и обязательно все вместе. Учеба, футбол, шахматы, путешествия, мечты, мороженое, разборка компаса, кормление двух кошек, просмотр «Выжить в Дубае» — это только вторник.
— Сильно отличается то, как воспитывали вас, и то, как вы воспитываете своих детей?
— Да, сильно. У современных детей сейчас намного больше всего, мне кажется, и материального, и разных возможностей. Поэтому многие моменты тяжело объяснить. Например, почему нужно ценить и беречь вещи и игрушки, ведь можно купить новые. Зачем изучать разные науки, если ответы на любой вопрос можно найти в интернете. Мы с женой каждый день с детьми разговариваем, объясняем, приводим примеры, чтобы они поняли и ценили то, что у них есть. Нам, конечно, столько внимания родители не уделяли. Они — на работе, а мы — на улице. Все было проще и жестче. У нас с братом обычное уральское воспитание — с ремнем и пряником. Учились всему на улице и по хорошим фильмам: днем нужно посмотреть «Секретный фарватер», а потом обсудить фильм во дворе с друзьями. Вообще, уверен, интернет разделил детство людей на до и после. Вот в этом и есть главное отличие.
— Чем парни увлекаются?
— Максим и Ваня в этом году перешли в новую школу в Подмосковье. Ну, Максик еще маленький, пошел в подготовительный класс, а Ваня перешел в четвертый. Оба увлекаются футболом, у нас все по-серьезному — тренировки три раза в неделю. Каждые каникулы парни ездят на сборы. Еще занимаются шахматами, учат китайский язык. В новой школе китайский — один из основных предметов. В общем, на прогулки и безделье остается не так много времени.
— Насте уже 14 лет. Как протекает подростковый период?
— Да пока вроде все нормально. Поживем — увидим. Возможно, мы еще в начале пути. Сейчас Насте нравятся все современные развлекухи: снимать ролики, рисовать что-то на планшете. Этим летом мы всей семьей отдыхали вместе. У нас была возможность взять на несколько дней гольф-кар напрокат, чтобы передвигаться по территории отеля. Так Настя села за руль, почувствовала скорость и драйв — и больше никого не подпускала к рулю. Ей очень понравилось водить. Она у нас вообще экстремальная девчонка: не боится прыгать с самых крутых тарзанок в Красной Поляне.
— Как прошло 1 сентября? Успели на все школьные линейки?
— У Насти школа находится в Москве, нам было не успеть… Ну и чем взрослей ребенок, тем меньше мы ему нужны на таких мероприятиях. А парней, как полагается, проводили: дрожащие ручки, гладиолусы, наглаженные брючки.
— Нет разногласий с женой по поводу воспитания детей?
— Было четыре спора и двенадцать разногласий. Да все как у всех. В большинстве вопросов наши мнения сходятся. Но мне хочется с парнями быть построже. Сам же таким был и лучше понимаю, где они хитрят. А мама у нас замечательная и иногда чересчур добрая. Но я считаю, что только на одной любви невозможно воспитать мальчика. Нужна и строгость. Парни должны чувствовать последствия своих поступков и степень ответственности. Речь не идет о физическом наказании, это могут быть просто какие-то лишения: отлучение от планшета или от чего-то сладкого. Для них это, может, страшнее, чем в мое время стоять на горохе. Ограничения нужны, потому что дети всегда пытаются нащупать границы дозволенного и их нарушить.
— Вы с Антониной 11 лет вместе. Как переживаете кризисы в отношениях?
— Я рад, что в нашу современную жизнь плотно входит психология, специалисты, которые помогают разобраться не только в себе, но и в других важных вопросах. Мы несколько раз ходили к семейному психологу с детьми. Каждый был на сеансе и по отдельности. Интересный опыт. Несколько раз в кабинете у психолога мы были вдвоем с женой. Нам важен был взгляд со стороны на наши разногласия и, самое главное, понимание, как их максимально избегать в будущем. Психолог помог посмотреть на ситуацию не так однобоко, понять другого человека, принять его мнение, поступки и поведение. Было очень полезно. Всем, и взрослым, и детям, рекомендую обращаться к психологам. Главное, найти профессионального специалиста, который со стороны увидит ситуацию и правильно ее сможет объяснить.
— Говорят, что для мужчины возраст 40—50 лет — время подъема, взлета. Вам 45. Вы чувствуете что-то подобное?
— Спасибо медицине и прогрессу человечества. Раньше, возвращаясь домой после работы, во двор заходил 45-летний «дяхан» — обрюзгший, синеватый мужик. Срок жизни мужского населения ограничивался 60—65 годами. А сейчас женятся в 70 лет, а женщины рожают в 50. Повезло нам, ребята. Я абсолютно не чувствую возраста, цифры удивляют, но не более. Мне все так же хочется познавать новое и делиться тем, что имеешь, с окружающими. Единственное, наверное, теперь не все равно, как отдыхать. С возрастом стало тянуть на природу, первозданную, а не воспроизведенную человеком. Начал отдавать предпочтение правильному питанию, обращаю большое внимание на качество и натуральность продуктов. А что касается работы, то я рад, что сейчас есть возможность в нее уйти и спрятаться от новостного фона. Собственный сольный проект — это для меня сильный вызов и гигантский труд, два с половиной месяца актерской «шахты». Надеюсь, справлюсь, снимем все задуманное, и к своему дню рождения 12 декабря на лице будет улыбка, хоть и усталая.
— Сейчас модно признаваться в своих guilty pleasure (тайное, «стыдное» удовольствие)…
— Не провоцируйте меня! А то пойду и достану из кладовки видеодвойку «Айва» и кассеты VHS с работой немецких документалистов.
— Какое воспоминание из детства может заставить вас улыбнуться?
— Я почему-то часто в пандемию вспоминал те моменты из детства, когда, заболев, оставался дома один. Зима, на улице только светает, родители — на работу, брат — в техникум, а ты лежишь под толстым одеялом с температурой и приятно бредишь. Тебе вроде плохо, но хорошо…
— Сергей, вы скромный человек?
— Да. И я такой один во Вселенной.