Найти тему

Краткая история идеологии и цензуры в китайском кино.

Оглавление

15 сентября 2023 года в России стартовал фестиваль китайского кино. Это открывает возможности не только получить качественные произведения, но и извлечь уроки из истории становления индустрии у наших соседей. Но обо всем по порядку.

Условно историю китайского кинематографа можно разделить на четыре периода: до 1930-х годов, с 1930-х по 1950-е, с 1950-х по 1980-е и после происходила постепенная эволюция в современного монстра индустрии.

Начало

«Гора Динджун» 1905 года
«Гора Динджун» 1905 года

Первый китайский фильм официально считается «Гора Динджун» 1905 года

Представлял собой пьесу, исполненную актером Пекинской оперы по рассказу III в. н.э. Съемки чего-либо в самом начале 20 века, были делом затратным, и были доступны только самым обеспеченным людям, но Китай в начале века был в плачевном состоянии и до 1920 года было снято всего пара фильмов.

С 20х годов, когда в стране сформировались четкие антимонархические силы и кинокартины стали использовать, чтобы донести определенные мысли. До окончательной победы революционных сил, фильмы в разной форме призывали к социальной справедливости.

Новый инструмент

Чан Кайши, глава Гоминьдан и Мао Цзэдун, глава КПК
Чан Кайши, глава Гоминьдан и Мао Цзэдун, глава КПК

После капитуляции последнего генерала императорской армии в 1928 году, в Китае остались две главные силы: Гоминьдан и Коммунистическая Партия Китая. С этого времени пропагандистская машина китайского кино начала набирать обороты. К сожалению, направлена она была против других китайцев, разжигая огонь гражданской войны.

Так, например, фильм «Весенние шелкопряды» 1933г показывает тяжелую судьбу семьи шелководов, которые не могут отказаться от глупых суеверий и неспособны принять новое.

Или негативные краски жизни в городе, ярко показаны в фильме «Ночь в городе» 1933г. Опри этом фильм оставляет ощущение надежды на светлое будущее жизни в деревне.

Найти информацию о тех, кто был заказчиком и спонсором этих фильмов затруднительно, но чьей идеологии они соответствуют – очевидно.

В то же время противники КПК – представители Гоминьдан тоже не сидели без дела. Одним из их творений, например, была «Песня о Китае». Фильм повествовал о прекрасных традициях предков, и том, что они соответствуют пути Чан Кайши. Удивительно, что этот фильм был также переведен на английский. Про тесные связи США и Гоминьдан, уже упоминалось в этой статье.

Ровно, как и про связь КПК и СССР не стоит забывать. Немой фильм «Песнь рыбаков» получил премию на Московском кинофестивале 1935 года.

Но конфликт идеологий пришлось отложить в 1937 году, после нападения Японии и остались только фильмы, поддерживающие дух народа. Не смотря на войну, так или иначе прогресс в этой сфере не останавливается и даже выходит первый анимационный фильм «Принцесса железный веер» 1941г

После окончания Второй Мировой Войны, в сентябре 1945, практический сразу, в октябре того же года в Китае начинается горячая фаза гражданской войны между КПК и Гоминьдан. Несколько лет в кино: война, боль и пропаганда. И чем больше была видна победа КПК, тем больше разочарования идеями Чан Кайши было на экране.

Чуть позже происходит расцвет индустрии, в том числе появляется фильм, признанный лучшим фильмом на китайском языке по версии Гонконгской кинопремии: «Весна в маленьком городке» 1948г. Повествующей об отношениях людей в разрушенных войной городах.

Культ личности

-4

С момента окончательной победы коммунистов и прихода к власти Мао Цзэдуна, в 1949 году, киноэкраны показывают крестьян, рабочих и солдат. Картины из Голливуда и Гонконга запрещены. Частные кинокомпании продержались не долго: в 1952 сформировано Шанхайское кинопредприятие, объединившее мелкие производства, под началом КПК.

Основные идеи фильмов: война, победа рабочего класса, реализм.

Где же здесь Мао? Все очень просто, большинство фильмов, так или иначе упоминают Великий поход.

Во время гражданской войны коммунисты, под руководством Мао, через горные районы, уходя от преследований Чан Кайши, преодолели около 8000 километров (как тебе такое Моисей?). Удачные совпадения, сочувствие местных жителей, верность идеям коммунизма и решения Мао – все в комплекте. Количество фильмов over 9000.

В это время проходит культурная революция. Все больше вещей запрещают, в том числе и кино. Желание реализма отменяет целый жанр китайского кино «Уся» (武俠) – это тот, где мастера летают, прыгают по воде и листьям деревьев, обладают сверхчеловеческими способностями. В современном кино самый яркий фильм этого жанра - «Герой»

Смерть Мао в 1976 году ознаменовала собой окончание этой эпохи и начался совершенно новый этап.

Выводы и путь к современности.

Прежде чем перейти к дальнейшему описанию событий, следует упомянуть кое-что про китайцев. Одним из самых важных элементов их жизни является «боязнь потерять лицо» (面子). Это не страх физического насилия, это гораздо более глубокое понятие. «Лицо» - это то, что видят другие: «лицо» одного человека – это его поведение, его реакции, одежда; «лицо» коллектива – его функциональность, сплоченность и главное – «лицо» руководителя коллектива.

Да, вы увидите и услышите от китайцев про культ личности, да, они ответят на эти вопросы, скорее всего, но специально они эту тему поднимать не будут. Только в крайнем случае могут появиться элементы критики, видные снаружи. Ведь потерять «лицо» целой страны не захочет ни один из них.

Реакционная волна, после смерти Мао, закончилась достаточно быстро, если сравнить с Россией, например. Всего несколько лет выходили фильмы о тяготах тех времен, и крайне мало там было про самого Великого Кормчего. «Терять лицо» новое правительство не хотело.

В 1977 году была восстановлена работа Отдел пропаганды ЦК КПК, приостановленная во времена Мао. Однако силы данного органа не хватало, чтобы контролировать все. Основные ресурсы партии были направлены на смену экономического курса страны.

За одно десятилетие в Китае появляется значительное социальное расслоение. В государственных структурах и армии проходят значительные перемены, где некомпетентных и верных старым идеям снимают с должностей. Росло народное недовольство. Пиком напряженности стал 1989 год и известные события.

С уходом Мао, ослабло сдерживание киноиндустрии, в стране начинают появляться новые студии, а старые реорганизовываются. Дух свободы пропитывает картины новыми красками. Их начинают признавать на международных фестивалях в Каннах и Берлине.

Контроль партии за индустрией, не смотря на желание, получается очень неуверенным. В 1993 году выходит проект закона о цензуре в киноиндустрии, а в 1996 году вступает в силу. Однако это противоречит общим настроениям в стране и стремлению Китая интегрироваться в международные отношения. Спустя 5 лет, так и не найдя поддержки, этот закон заменен новым, более свободным, увеличивается квота на американские фильмы, что становится частью постоянных споров с США. Америка очень просила разрешить показывать больше творений Голливуда в Поднебесной. И если прочитать Википедию, сайт, явно ангажированный США, мы узнаем, что после 90х годов в Китае кино «уже не то». Что в переводе означает тоже, что и с Гоминьданом: фильмы соответствуют разным идеологиям, хотя во многих случаях об этом никто не говорит.

Тем временем, собственные фильмы становятся более качественными, опыта становиться больше, как и наград на фестивалях. Экономический рост и повышенный спрос на кино приводят к взрывному росту производства собственных кинокартин. Если в 2001 году было выпущено около 20 фильмов, в 2006 – около 100, в 2016 – 150, а менее чем через 5 лет, в 2015 году уже более 300.

Китай становиться способен обеспечить себя кинопродукцией самостоятельно.

Тому, что мы сейчас имеем, и тому, под что сейчас подстраивается Голливуд, предшествовал ряд запретов. Все началось еще 2011 году, с пробного запрета путешествий во времени в фильмах из-за «неуважения к истории». Все прошло успешно. И в 2015-2016 года были приняты законы, регулирующие киноиндустрию так, как нужно современной КПК. Из последних требований 2020 года – запрет на показ религиозных обрядов (исцеление Иисусом больных тоже).

И если кого-то интересует вопрос: почему Китай это делает, думаю очевиден будет самый простой ответ: потому что может.

Послесловие

И прежде, чем закончить историю, хотелось бы добавить одну аналогию. Киноиндустрия принципиально похожа на дорожное строительство. Людям нравиться смотреть фильмы, не меньше, чем ветер, развивающий волосы на скоростной трассе. Пользы от того, что ты быстрее приехал домой, не меньше, чем ты от души посмеялся над комедией. Скорость доставки товаров, так же выгодна определенным людям, государству в том числе, как и спокойное население, получающее положительные эмоции в кинотеатрах (и покупающее попкорн).

Но стоит только случиться катастрофе – дороги, в той же степени помогают людям добраться до безопасного места, в какой фильмы, в случае тяжелых жизненных условий, помогают привести мысли населения в нужное русло.

Китай не идеально управляет этим инструментом, однако в его истории явно можно проследить, как этим инструментом можно пользоваться.