Найти тему
Культурология для всех

Зачем нам народное творчество?

Добрый день! Пригласили меня на днях опять на “Свое радио”. Обсуждали в эфире тему о том, нужно или не нужно современному человеку народное творчество. Как положено по закону жанра, одна ведущая была “за”, другая - “против”, а меня позвали в качестве эксперта.

В этот раз я к ним не ездила, а была на связи по телефону:

1. Начали обсуждение издалека, углубились в историю и вспомнили про лубочные картинки. Как сказала ведущая: традиционный российский лубок. Но оказалось, что в России такие картинки появились в XVI в., и печатался на досках специального пиления, которые назывались “лубы”, отчего и произошло название “лубок”, которое закрепилось и сохранилось, когда изображения перебрались на бумагу.

Откуда взялись такие картинки в нашей стране? Эти, в большинстве своем, соблазнительные и безнравственные изображения завозились из Франции и Голландии и именовались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы». Вот вам и традиционный русский лубок… Европа тоже не сама придумала подобное развлечение, оно родом из Китая.

Теперь давайте взглянем внимательно на то, что из себя представляет лубок: это картинки, чаще всего, с подписями, которые, в простой и доступной любому, даже безграмотному, человеку форме, рассказывают понятные истории. Так чем они, в таком случае, отличаются от всем известных современных комиксов?

2. Дальше мы перешли к обсуждению музыки, и оказалось, что в ней есть народные корни. Так современный популярный рэп, вырос из городского фольклора афро-американцев. Туда же корнями уходят, ставшие уже классическими, джаз и блюз.

Танго - изначально это городской латино-американский танец, а сейчас - один из номеров программы соревнований по бальным танцам. Так же как и самба - национальный бразильский танец.

-2

А инструменты? Всегда популярная гитара - народный инструмент, появление которого датируют VI в. Помните относительно недавний всплеск популярности укулеле? Это маленькая гитара родом с Гавайев. А знаете ли вы, что арфа - это один из самых древних народных инструментов? Ею пользовались еще в древнем Египте и Месопотамии.

3. На вопрос можно ли соединить народную музыку с современной, на мой взгляд, ответ очевидный: конечно. Есть множество исполнителей в фольклорном стиле. Одно время мои студенты “подсадили” меня на песни группы “Мельница”, причем предупредили, чтобы я не особенно старалась искать в них логику и смысл).

Уверена, что многие из вас, так же как и я, очень любят фрагмент “Половецких плясок” из оперы А. П. Бородина “Князь Игорь”, который начинается “Улетай на крыльях ветра…”, а ведь это тоже соединение народной музыки и современной автору.

4. Следующий вопрос, который мы обсудили был: нужны ли современному человеку «деревянные ложки» и «хохломская посуда» (вообще предметы народного творчества в быту) или это китч?

Тут, конечно, все зависит от выбора человека. Если вы собираете жостовские подносы или палехские шкатулки, то скорее всего, предметы коллекции бережно хранятся и не используются. Хохлома и гжель не удобны в современном быту, потому их использование по прямому назначению, все же больше китч или “выпендреж”. Возможно, ваша соседка оформила себе кухню не в стиле французского Прованса, а под Хохлому или Жостово, но и тогда посуда и подносы, скорее будут украшать помещение, а не использоваться.

Хотя, есть ситуации, когда использование деревянных предметов вполне оправдано. Если вы пользуетесь сковородой с антипригарным покрытием, то металлическая лопатка не подойдет, можно взять пластиковую, силиконовую или деревянную. Я, например, использую последний вариант, так же как и ложку, когда варю пастилу, потому что так написано в рецепте, чтобы предотвратить окисление. Есть и деревянная подставка под горячее. Скажу вам честно, все эти вещи уже были у моего мужа, когда я к нему переехала. Постепенно они приходят в негодность, и я, пока, не знаю, какой материал выберу при покупке новых.

Все спорщики сошлись на том, что если сарафан - это одежда для случая, например, для выступления, то шаль или платок, вполне себе современная одежда. Я, например, не люблю шапки, мне неудобно в них. Да, и украшения из скани или финифти никто носить не отказывается.

5. От вещей в быту мы перешли к музеям народного творчества. И тут я, как жена бывшего сотрудника музея, точно могу сказать, что их главная задача не только в том, чтобы сохранять и демонстрировать предметы. При музеях есть научные отделы, которые изучают наследие, каталогизируют, сравнивают, выявляют тенденции развития разного времени и территорий, пишут диссертации.

Хотя, лично я, терпеть не могу музеи, у меня они вызывают ощущения нахождения на кладбище. Там в прозрачных склепах лежат “мертвецы”, потому что, на мой взгляд, вещь “умирает”, когда ею перестают пользоваться.

6. Завершали мы наше обсуждение вопросом: Русские сувениры - хлам для туристов или предмет национальной гордости?

И тут я как культуролог должна сказать, что сувениры это предметы, которые распространяют нашу культуру по всему миру, популяризируют ее. В сувенирах есть своя философия, не во всех, конечно, но невозможно, говоря о народном творчестве пройти мимо “матрешки”.

-3

В этой кукле в первую очередь заложена идея коллективизма, человек - это продукт общественного влияния, он формируется окружающими. Но еще “матрешка” - это мать-одиночка. Ведь вы же знаете, что у традиционной матрешки самая большая фигура - женщина, а остальные могут быть разного пола, но они ее младше и считаются детьми: старшими, меньшими, и последний - совсем младенец.

Но тут снова должна добавить личное отношение: я не люблю сувениры. На мой взгляд, в современном мире их единственная функция - это похвастаться перед друзьями и родственниками по приезду. Эти бессмысленные магниты на холодильник, открытки, статуэтки, колокольчики и прочее - только лишние пылесборники. Если я была в каком-то интересном месте, то, имея в руках телефон, уже сфотографировала все достопримечательности с разных ракурсов, и еще себя на их фоне. Зачем мне сомнительного качества изображения, если я уже сделала плюс/минус такие же? Когда я захочу освежить впечатления, то, конечно, обращусь к фотографиям, а не к ракушке с наклеенным на нее изображением чего-нибудь.

Единственное исключение могут составлять предметы имеющие практическую пользу: еда, шампуни, гели, кружки, хотя все это на любителя. И если везешь в подарок, сложно угадать понравится ли вкус, аромат, подойдет ли к интерьеру и т.д.

А как вы относитесь к произведениям народного творчества? Пользуетесь ли сами, дарите друзьям и коллегам?

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала