Найти в Дзене
Джаз.Ру

Джазовый продюсер Николай Богайчук. Памяти Биг Ника

Николай Богайчук на съёмках телеверсии фильма «ДЖАЗ 100», 2022
Николай Богайчук на съёмках телеверсии фильма «ДЖАЗ 100», 2022

Ушёл из жизни Биг Ник.

Поверить в это невозможно. Продюсер, коллекционер винила, радиоведущий и подкастер, издатель огромного множества отечественных и международных джазовых релизов — нескольких сотен альбомов на компакт-дисках и виниле (он сам не был уверен, сколько в точности записей издал). Замечательный друг, заразительно увлечённый рассказчик-лектор, в конце концов — человек-праздник, как мы его называли. Человек, сыгравший важную роль и в рождении нашего издания — в далёком 1997 году именно он устроил переговоры создателей «Джаз.Ру» и будущих первых владельцев-издателей первого в России джазового интернет-издания… Николай Богайчук, известный мировому джазовому сообществу как Big Nick, ушёл из жизни в Москве днём 18 сентября 2023 г. Причиной смерти стали последствия инсульта, перенесённого им 2 сентября.

Ему было всего 60. Николай Богайчук родился в Артёмовске (Украинская ССР) 12 июня 1963 года. Создал в родном городе дискотеку — не танцклуб, а центр распространения музыки и музыкальных знаний. Затем — телепрограмму на городском телевидении, посвящённую современной музыке… После распада СССР Николай оказался в Москве, где в 1994 г. занялся организацией музыкальной программы в недолго просуществовавшем клубе «Метро Экспресс». Там выступали Сергей Манукян, Вячеслав Горский и только что восстановленный после пяти лет небытия «Арсенал» Алексея Козлова. И хотя клуб вскоре закрылся, а Богайчук стал работать продавцом-консультантом в магазинах компакт-дисков, включая легендарное «Правительство звука», его связь с Алексеем Козловым больше не прерывалась. В 1997 г. Богайчук спродюсировал переиздание на компакт-дисках всего наследия ансамбля «Арсенал», выходившего на «Мелодии» в советский период. С этих четырёх дисков под общим названием «Опалённые временем» начался процесс переиздания наследия отечественного джаза, который год спустя, в 1998-м, заложил основу каталога новой компании звукозаписи — Boheme Music.

С Алексеем Козловым
С Алексеем Козловым

Там в 1998–99 гг. Богайчук спродюсировал десятки новых джазовых релизов — и переизданий (например, первое и единственное до сих пор переиздание в цифровом формате всех четырёх альбомов ансамбля «Каданс» Германа Лукьянова, выходивших на ВФГ «Мелодия» в советский период), и новых альбомов, записанных отечественными музыкантам уже в постсоветский период.

Герман Лукьянов и Николай Богайчук
Герман Лукьянов и Николай Богайчук

В 2000-е Богайчук вошёл как независимый продюсер. Несколько лет он занимался CD-переизданиями из архивов бывшей ВФГ «Мелодия», к концу десятилетия один за другим начал выпускать уже и оригинальные релизы, в том числе и новые записи, сделанные легендами советского джаза, или посвящённые их творчеству: так, в дискографии отечественного джаза особняком стоит уникальная продюсерская работа Николая Богайчука — альбом авторской музыки пианиста Игоря Бриля, записанной не им, а его учениками (Дмитрий Илугдин, Иван Фармаковский, Володя Нестеренко, Николай Сидоренко, Алексей Иванников, Алексей Чернаков, Алексей Беккер, Евгений Лебедев, Марат Габбасов…) в честь 65-летия своего учителя (2009).

В 2012 г. Николай Богайчук возглавил музыкальное издательство ArtBeat Music, и большая часть его продюсерской деятельности в последующее десятилетие была связана с этим лейблом, выпустившим несколько десятков релизов на виниле и сотни — на компакт-дисках (не только джаз как таковой, но и импров, фьюжн, арт/прог-рок, даже фольклор…). Значительная часть оригинального творчества широчайшего спектра музыкантов отечественной джазовой сцены документирована альбомами, которые продюсировал или курировал как выпускающий продюсер Николай Богайчук.

Откликаясь на уход Николая из жизни, композитор и музыкант Александр Ростоцкий в комментарии в одной из соцсетей нашёл очень точные слова о Биг Нике:

[Он] очень активно жил, ездил на встречи, искал бюджеты, думал, предлагал неожиданные коллаборации. Он был выпускающим продюсером как минимум пяти моих альбомов. Всегда при встречах рассказывал о работе над новыми проектами, переживал, ругался, хохотал, мечтал.
Все музыканты, с которыми Коля дружил, в одно мгновение осиротели. Очень и очень горько… Светлая и добрая память.
Интервью для «Джаз.Ру», лето 2017
Интервью для «Джаз.Ру», лето 2017

А его лекции серии «Винтаж винил» в московском клубе «Эссе», его видеоподкасты «BigNick Pro Vinyl & Music» — несколько десятков выпусков, в которых он рассказывал о самой разной музыке (далеко не только о джазе), в том числе и цикл «Советский Джаз.РФ», в котором Биг Ник успел сделать около десятка весьма содержательных выпусков — в том числе с участием патриарха отечественной джазовой историографии Владимира Борисовича Фейертага, директора Центра исследования джаза Игоря Гаврилова и других специалистов, включая и автора этих слов…

А радиопрограммы, которые он делал несколько лет в рамках радиошоу Игоря Сандлера… Его обширная просветительская деятельность: сотни, тысячи людей пришли к изучению тех или иных музыкальных стилей, творчества тех или иных музыкантов, да и вообще к коллекционированию музыки благодаря Коле…

Обширнейшие планы, многие из которых были детально продуманы, другие — только намечены, но все очень важны и интересны…

Колоссальная коллекция отечественного (да и мирового) джаза на виниле… (А вот собрать все свои диски, особенно CD, которые Богайчук сам продюсировал и/или выпускал — не удосужился, и сам себя за это регулярно критиковал…)

Малая, только очень малая часть домашней коллекции Биг Ника (фото автора, 2019)
Малая, только очень малая часть домашней коллекции Биг Ника (фото автора, 2019)

И огромная любовь к музыке, захватывавшая всех в орбите его общения. Биг Ник не был музыковедом, у него не было музыкального образования. Он просто очень любил музыку, любил сильнее, чем иные музыковеды, да и (что уж там греха таить) глубже, чем многие музыканты. Эта всепоглощающая любовь и стала его главным наследием. Музыка, которую он любил — останется. Останется и музыка, которую он издал — а это была очень разная музыка. Но главное, с нами останется он сам, его светлая, праздничная душа: в записях, съёмках, проектах, которые он реализовал, и даже в тех, которые реализовать не успел.

Он иронически говорил о своём прозвище: «ну, Коля не маленький, поэтому — Биг Ник…» Коля действительно был большой человек — в любом смысле слова. Да и тему Джона Колтрейна «Big Nick», конечно, хорошо знал и очень любил.

Хотя любимым его альбомом Колтрейна были «Баллады» 1963 года — альбом, который он сам называл началом своего глубокого погружения в джаз. О том, как Биг Ник пришёл к музыке, ставшей смыслом и содержанием его жизни, он сам прекрасно рассказал в интервью «Джаз.Ру» 10 лет назад, когда готовился отмечать 50-летие. Тогда интервью вышло только в бумажной версии нашего издания, а сетевому читателю стала доступна пять лет спустя.
ЧИТАЕМ. Продюсер Николай Богайчук: о музыке с радостью и любовью

Коля, как жалко, как же жалко, что столько осталось незавершённого, нереализованного. Но как много сделано за четверть века! Это тоже часть столетней истории отечественного джаза, и весьма важная часть.

Выразить соболезнования жене Николая — Виктории, их дочерям, всей его замечательной семье, его коллегам и друзьям нас просили Владимир Фейертаг, Виктор Дубильер, Игорь Гаврилов… и буквально десятки тех, кто знал Биг Ника и работал с ним.

Светлая память тебе, дорогой наш друг. Пока неясно, как быть без тебя. Но спасибо тебе за то, что ты был в нашей жизни.

Николай Богайчук и автор этой публикации на съёмках видеоподкаста Биг Ника. Последнее фото вместе (лето 2022)
Николай Богайчук и автор этой публикации на съёмках видеоподкаста Биг Ника. Последнее фото вместе (лето 2022)