Ушёл из жизни Биг Ник.
Поверить в это невозможно. Продюсер, коллекционер винила, радиоведущий и подкастер, издатель огромного множества отечественных и международных джазовых релизов — нескольких сотен альбомов на компакт-дисках и виниле (он сам не был уверен, сколько в точности записей издал). Замечательный друг, заразительно увлечённый рассказчик-лектор, в конце концов — человек-праздник, как мы его называли. Человек, сыгравший важную роль и в рождении нашего издания — в далёком 1997 году именно он устроил переговоры создателей «Джаз.Ру» и будущих первых владельцев-издателей первого в России джазового интернет-издания… Николай Богайчук, известный мировому джазовому сообществу как Big Nick, ушёл из жизни в Москве днём 18 сентября 2023 г. Причиной смерти стали последствия инсульта, перенесённого им 2 сентября.
Ему было всего 60. Николай Богайчук родился в Артёмовске (Украинская ССР) 12 июня 1963 года. Создал в родном городе дискотеку — не танцклуб, а центр распространения музыки и музыкальных знаний. Затем — телепрограмму на городском телевидении, посвящённую современной музыке… После распада СССР Николай оказался в Москве, где в 1994 г. занялся организацией музыкальной программы в недолго просуществовавшем клубе «Метро Экспресс». Там выступали Сергей Манукян, Вячеслав Горский и только что восстановленный после пяти лет небытия «Арсенал» Алексея Козлова. И хотя клуб вскоре закрылся, а Богайчук стал работать продавцом-консультантом в магазинах компакт-дисков, включая легендарное «Правительство звука», его связь с Алексеем Козловым больше не прерывалась. В 1997 г. Богайчук спродюсировал переиздание на компакт-дисках всего наследия ансамбля «Арсенал», выходившего на «Мелодии» в советский период. С этих четырёх дисков под общим названием «Опалённые временем» начался процесс переиздания наследия отечественного джаза, который год спустя, в 1998-м, заложил основу каталога новой компании звукозаписи — Boheme Music.
Там в 1998–99 гг. Богайчук спродюсировал десятки новых джазовых релизов — и переизданий (например, первое и единственное до сих пор переиздание в цифровом формате всех четырёх альбомов ансамбля «Каданс» Германа Лукьянова, выходивших на ВФГ «Мелодия» в советский период), и новых альбомов, записанных отечественными музыкантам уже в постсоветский период.
В 2000-е Богайчук вошёл как независимый продюсер. Несколько лет он занимался CD-переизданиями из архивов бывшей ВФГ «Мелодия», к концу десятилетия один за другим начал выпускать уже и оригинальные релизы, в том числе и новые записи, сделанные легендами советского джаза, или посвящённые их творчеству: так, в дискографии отечественного джаза особняком стоит уникальная продюсерская работа Николая Богайчука — альбом авторской музыки пианиста Игоря Бриля, записанной не им, а его учениками (Дмитрий Илугдин, Иван Фармаковский, Володя Нестеренко, Николай Сидоренко, Алексей Иванников, Алексей Чернаков, Алексей Беккер, Евгений Лебедев, Марат Габбасов…) в честь 65-летия своего учителя (2009).
В 2012 г. Николай Богайчук возглавил музыкальное издательство ArtBeat Music, и большая часть его продюсерской деятельности в последующее десятилетие была связана с этим лейблом, выпустившим несколько десятков релизов на виниле и сотни — на компакт-дисках (не только джаз как таковой, но и импров, фьюжн, арт/прог-рок, даже фольклор…). Значительная часть оригинального творчества широчайшего спектра музыкантов отечественной джазовой сцены документирована альбомами, которые продюсировал или курировал как выпускающий продюсер Николай Богайчук.
Откликаясь на уход Николая из жизни, композитор и музыкант Александр Ростоцкий в комментарии в одной из соцсетей нашёл очень точные слова о Биг Нике:
[Он] очень активно жил, ездил на встречи, искал бюджеты, думал, предлагал неожиданные коллаборации. Он был выпускающим продюсером как минимум пяти моих альбомов. Всегда при встречах рассказывал о работе над новыми проектами, переживал, ругался, хохотал, мечтал.
Все музыканты, с которыми Коля дружил, в одно мгновение осиротели. Очень и очень горько… Светлая и добрая память.
А его лекции серии «Винтаж винил» в московском клубе «Эссе», его видеоподкасты «BigNick Pro Vinyl & Music» — несколько десятков выпусков, в которых он рассказывал о самой разной музыке (далеко не только о джазе), в том числе и цикл «Советский Джаз.РФ», в котором Биг Ник успел сделать около десятка весьма содержательных выпусков — в том числе с участием патриарха отечественной джазовой историографии Владимира Борисовича Фейертага, директора Центра исследования джаза Игоря Гаврилова и других специалистов, включая и автора этих слов…
А радиопрограммы, которые он делал несколько лет в рамках радиошоу Игоря Сандлера… Его обширная просветительская деятельность: сотни, тысячи людей пришли к изучению тех или иных музыкальных стилей, творчества тех или иных музыкантов, да и вообще к коллекционированию музыки благодаря Коле…
Обширнейшие планы, многие из которых были детально продуманы, другие — только намечены, но все очень важны и интересны…
Колоссальная коллекция отечественного (да и мирового) джаза на виниле… (А вот собрать все свои диски, особенно CD, которые Богайчук сам продюсировал и/или выпускал — не удосужился, и сам себя за это регулярно критиковал…)
И огромная любовь к музыке, захватывавшая всех в орбите его общения. Биг Ник не был музыковедом, у него не было музыкального образования. Он просто очень любил музыку, любил сильнее, чем иные музыковеды, да и (что уж там греха таить) глубже, чем многие музыканты. Эта всепоглощающая любовь и стала его главным наследием. Музыка, которую он любил — останется. Останется и музыка, которую он издал — а это была очень разная музыка. Но главное, с нами останется он сам, его светлая, праздничная душа: в записях, съёмках, проектах, которые он реализовал, и даже в тех, которые реализовать не успел.
Он иронически говорил о своём прозвище: «ну, Коля не маленький, поэтому — Биг Ник…» Коля действительно был большой человек — в любом смысле слова. Да и тему Джона Колтрейна «Big Nick», конечно, хорошо знал и очень любил.
Хотя любимым его альбомом Колтрейна были «Баллады» 1963 года — альбом, который он сам называл началом своего глубокого погружения в джаз. О том, как Биг Ник пришёл к музыке, ставшей смыслом и содержанием его жизни, он сам прекрасно рассказал в интервью «Джаз.Ру» 10 лет назад, когда готовился отмечать 50-летие. Тогда интервью вышло только в бумажной версии нашего издания, а сетевому читателю стала доступна пять лет спустя.
ЧИТАЕМ. Продюсер Николай Богайчук: о музыке с радостью и любовью
Коля, как жалко, как же жалко, что столько осталось незавершённого, нереализованного. Но как много сделано за четверть века! Это тоже часть столетней истории отечественного джаза, и весьма важная часть.
Выразить соболезнования жене Николая — Виктории, их дочерям, всей его замечательной семье, его коллегам и друзьям нас просили Владимир Фейертаг, Виктор Дубильер, Игорь Гаврилов… и буквально десятки тех, кто знал Биг Ника и работал с ним.
Светлая память тебе, дорогой наш друг. Пока неясно, как быть без тебя. Но спасибо тебе за то, что ты был в нашей жизни.