Найти в Дзене
Моя Россия

Фильм "Праздники" с Марией Ароновой - как уничтожить образ русского мужчины?

Если посреди ночи меня разбудить и попросить перечислить величайшие примеры фильмов о семье и семейных ценностях, то в этом списке будут, как минимум, "Дом" Олега Погодина, "Крестный Отец" Ф.Ф. Копполы, "Пока не сыграл в ящик" Роба Райнера, "Судья" Дэвида Добкина, "Разрушение" Ж-М. Валле, "Август" Джона Уэллса... Вполне вероятно (но это не точно) мне удалось бы вспомнить и о таких замечательных работах, как "Родные" Ильи Аксенова и "Пара из будущего" Алексея Нужного. Но абсолютно точно в этом списке не было бы и никогда не будет фильма "Праздники" - дебютная полнометражная работа актера, а теперь уже и режиссера Бориса Дергачева. По самой простой причине. Нет смысла снимать историю, заведомо не претендующую на гениальность или хотя бы хоть на какое-нибудь величие. Здесь плохо всё - начиная с непродуманного сценария, заканчивая моральной составляющей. Но создатели "Праздников" особо и не претендовали на нечто достойное. Уже в кратком синопсисе авторы заявили, что именно "праздники и
Афиша "Праздники", 2023 год
Афиша "Праздники", 2023 год

Если посреди ночи меня разбудить и попросить перечислить величайшие примеры фильмов о семье и семейных ценностях, то в этом списке будут, как минимум, "Дом" Олега Погодина, "Крестный Отец" Ф.Ф. Копполы, "Пока не сыграл в ящик" Роба Райнера, "Судья" Дэвида Добкина, "Разрушение" Ж-М. Валле, "Август" Джона Уэллса... Вполне вероятно (но это не точно) мне удалось бы вспомнить и о таких замечательных работах, как "Родные" Ильи Аксенова и "Пара из будущего" Алексея Нужного.

Но абсолютно точно в этом списке не было бы и никогда не будет фильма "Праздники" - дебютная полнометражная работа актера, а теперь уже и режиссера Бориса Дергачева.

Борис Дергачев. Фото из открытых источников.
Борис Дергачев. Фото из открытых источников.

По самой простой причине. Нет смысла снимать историю, заведомо не претендующую на гениальность или хотя бы хоть на какое-нибудь величие.

Здесь плохо всё - начиная с непродуманного сценария, заканчивая моральной составляющей. Но создатели "Праздников" особо и не претендовали на нечто достойное. Уже в кратком синопсисе авторы заявили, что именно "праздники или разрушат семью до основания, или сделают её только крепче". Не сами герои, не их поведение и проявление, а праздники, поводы... И философии здесь не шибко много... Однако, очень хотелось. Искренне хотелось посмотреть что-то годное да еще и на большом экране. И непременно русское, отечественное. Увы.

Из плюсов - неповторимый стержень в лице Марии Ароновой и безумно приятное и цельное перевоплощение Анастасии Калашниковой.

Мария Аронова и Виталий Хаев - кадр из фильма
Мария Аронова и Виталий Хаев - кадр из фильма
Анастасия Калашникова - фото из открытых источников
Анастасия Калашникова - фото из открытых источников

Очень старался и Виталий Хаев, местами его мимика пробивала, но не более. С текстом Виталию повезло меньше всего. Народные ругательства из его уст никак не сочетаются с персонажем, лишены всякой правдоподобности. В репликах ожидалось вполне оправданной остроты, но нет. Муж в лице Виталия Хаева - типичный архетип городского каблука, алкоголик в завязке, да еще и офицер в прошлом.

Вершиной айсберга порочности мужа - блудливый грешок на заре крепчайших уз брака.... Благо от этого штампа в конце кинА Виталию удалось избавиться. Но как раз весь сюжет фильма построен вокруг этого грешка - измены, которой понятно естественным и вполне интуитивным образом не было....

И весь этот разлад в семье, искусственно приправленный демонтажем монолитных конструкций многолетнего брака между главными героями, должен был по идее выглядеть комично. Но увы... Не получилось.

Вопреки легкости и воздушности сюжета в симбиозе с вполне ожидаемой развязкой, присутствовала совсем крошечная надежда на интригующий финал, но и здесь создатели не заморочились. Не дожали или не докрутили? Не хватило фантазии? Немного странновато, учитывая, что над сценарием трудилось сразу три опытных автора...

Если резюмировать - из всех просмотренных мною за последнюю неделю фильмов в кинотеатре, "Праздники" - самый легкий для просмотра и один из самых неправдоподобных и примитивных художественных реализаций в отечественной кинематографии.

Ни один мужской образ в данном кино не наделен мускулистостью, мужским стержнем. Ощущение, что сценарий реализовывала неуемная на исковерканные фантазии и представление о мужчинах женщина. Однако, все три сценариста - мужчины!

Поиск женского счастья в лице двух дочерей демонстрирует сплошное разочарование - старшая дочь предпочитает быть жертвой слащавого тирана, младшая дочь - легко считываемый образ типичной фривольной пустышки, вполне резонно отвергает многолетние ухаживания от тюфяка и каблука со стажем. Но за неимением лучшего варианта, неохотно подчиняется судьбе.

Формула "стерпится - слюбится" в воскрешении не нуждается, в виду абсолютного прагматизма брачного института... Авторы посчитали иначе.

Совершенно по-идиотски была продемонстрирована попытка вплести в историю сюжета образ еще двух мужчин, претендующих на право верных спутников любви для старшей дочери. Один из них - простой трудяга, автослесарь, на все руки мастер, по совместительству ювелир-Кулибин. Второй парень - образованный, начитанный сосед по даче, психолог, музыкант, проповедующий одновременно и йогу, и единоборства... Но данный вариант для всей семьи - не вариант, ибо "душнила". Посему старшая дочь, отказавшись от тирана-обьюзера, выбирает в верные слуги любви робкого автослесаря...

Финальная сцена - самая красивая сцена в фильме, та что в "замедленном действии", когда Аронова бежит по коридору больницы, эта сцена претендовала на то самое состояние, когда в твою душу мастерски вонзаются острые кинжалы драматургии, когда ком в горле, когда по щекам непроизвольно скатываются теплые и мокрые вестники обнаженной души. Но авторы решили эту сцену оборвать на самом интересном месте. И очень зря...

Божественный Голос Сергея Бурунова за кадром, как рассказчика ласкает слух, но и его слишком недостаточно, чтобы в унисон с появившимися титрами в конце, не спешить отрывать пятую точку от кресла, смакуя увиденное.

Одновременно с вышесказанным, нельзя сказать, что режиссерский дебют Бориса Дергачева провалился. Но ощущение недосказанности и неправдоподобности, необоснованного насаждения типичных образов, отыгранных самим Борисом Дергачевым ("Триада", "Свободные отношения", "Гуляй, Вася") присутствует в большом объеме.

И очень хочется надеяться, что маркер мужчины, в виде тряпки и каблука, порочного изменника с штампом алкоголика в завязке и одновременно бывшего офицера, изыдет, навсегда покинет больное воображение кудесников сценарного ремесла. В противном случае, к размывающим образ русского мужика авторам, есть масса вопросов. Один из них на поверхности - Зачем?

P/S - уважаемые авторы фильма. Хочу спросить - а что стало с кольцом главной героини? У автослесаря осталось? Или вы посвятите этому забытому элементу в вашем сценарии вторую часть фильма? ...