Если посреди ночи меня разбудить и попросить перечислить величайшие примеры фильмов о семье и семейных ценностях, то в этом списке будут, как минимум, "Дом" Олега Погодина, "Крестный Отец" Ф.Ф. Копполы, "Пока не сыграл в ящик" Роба Райнера, "Судья" Дэвида Добкина, "Разрушение" Ж-М. Валле, "Август" Джона Уэллса... Вполне вероятно (но это не точно) мне удалось бы вспомнить и о таких замечательных работах, как "Родные" Ильи Аксенова и "Пара из будущего" Алексея Нужного.
Но абсолютно точно в этом списке не было бы и никогда не будет фильма "Праздники" - дебютная полнометражная работа актера, а теперь уже и режиссера Бориса Дергачева.
По самой простой причине. Нет смысла снимать историю, заведомо не претендующую на гениальность или хотя бы хоть на какое-нибудь величие.
Здесь плохо всё - начиная с непродуманного сценария, заканчивая моральной составляющей. Но создатели "Праздников" особо и не претендовали на нечто достойное. Уже в кратком синопсисе авторы заявили, что именно "праздники или разрушат семью до основания, или сделают её только крепче". Не сами герои, не их поведение и проявление, а праздники, поводы... И философии здесь не шибко много... Однако, очень хотелось. Искренне хотелось посмотреть что-то годное да еще и на большом экране. И непременно русское, отечественное. Увы.
Из плюсов - неповторимый стержень в лице Марии Ароновой и безумно приятное и цельное перевоплощение Анастасии Калашниковой.
Очень старался и Виталий Хаев, местами его мимика пробивала, но не более. С текстом Виталию повезло меньше всего. Народные ругательства из его уст никак не сочетаются с персонажем, лишены всякой правдоподобности. В репликах ожидалось вполне оправданной остроты, но нет. Муж в лице Виталия Хаева - типичный архетип городского каблука, алкоголик в завязке, да еще и офицер в прошлом.
Вершиной айсберга порочности мужа - блудливый грешок на заре крепчайших уз брака.... Благо от этого штампа в конце кинА Виталию удалось избавиться. Но как раз весь сюжет фильма построен вокруг этого грешка - измены, которой понятно естественным и вполне интуитивным образом не было....
И весь этот разлад в семье, искусственно приправленный демонтажем монолитных конструкций многолетнего брака между главными героями, должен был по идее выглядеть комично. Но увы... Не получилось.
Вопреки легкости и воздушности сюжета в симбиозе с вполне ожидаемой развязкой, присутствовала совсем крошечная надежда на интригующий финал, но и здесь создатели не заморочились. Не дожали или не докрутили? Не хватило фантазии? Немного странновато, учитывая, что над сценарием трудилось сразу три опытных автора...
Если резюмировать - из всех просмотренных мною за последнюю неделю фильмов в кинотеатре, "Праздники" - самый легкий для просмотра и один из самых неправдоподобных и примитивных художественных реализаций в отечественной кинематографии.
Ни один мужской образ в данном кино не наделен мускулистостью, мужским стержнем. Ощущение, что сценарий реализовывала неуемная на исковерканные фантазии и представление о мужчинах женщина. Однако, все три сценариста - мужчины!
Поиск женского счастья в лице двух дочерей демонстрирует сплошное разочарование - старшая дочь предпочитает быть жертвой слащавого тирана, младшая дочь - легко считываемый образ типичной фривольной пустышки, вполне резонно отвергает многолетние ухаживания от тюфяка и каблука со стажем. Но за неимением лучшего варианта, неохотно подчиняется судьбе.
Формула "стерпится - слюбится" в воскрешении не нуждается, в виду абсолютного прагматизма брачного института... Авторы посчитали иначе.
Совершенно по-идиотски была продемонстрирована попытка вплести в историю сюжета образ еще двух мужчин, претендующих на право верных спутников любви для старшей дочери. Один из них - простой трудяга, автослесарь, на все руки мастер, по совместительству ювелир-Кулибин. Второй парень - образованный, начитанный сосед по даче, психолог, музыкант, проповедующий одновременно и йогу, и единоборства... Но данный вариант для всей семьи - не вариант, ибо "душнила". Посему старшая дочь, отказавшись от тирана-обьюзера, выбирает в верные слуги любви робкого автослесаря...
Финальная сцена - самая красивая сцена в фильме, та что в "замедленном действии", когда Аронова бежит по коридору больницы, эта сцена претендовала на то самое состояние, когда в твою душу мастерски вонзаются острые кинжалы драматургии, когда ком в горле, когда по щекам непроизвольно скатываются теплые и мокрые вестники обнаженной души. Но авторы решили эту сцену оборвать на самом интересном месте. И очень зря...
Божественный Голос Сергея Бурунова за кадром, как рассказчика ласкает слух, но и его слишком недостаточно, чтобы в унисон с появившимися титрами в конце, не спешить отрывать пятую точку от кресла, смакуя увиденное.
Одновременно с вышесказанным, нельзя сказать, что режиссерский дебют Бориса Дергачева провалился. Но ощущение недосказанности и неправдоподобности, необоснованного насаждения типичных образов, отыгранных самим Борисом Дергачевым ("Триада", "Свободные отношения", "Гуляй, Вася") присутствует в большом объеме.
И очень хочется надеяться, что маркер мужчины, в виде тряпки и каблука, порочного изменника с штампом алкоголика в завязке и одновременно бывшего офицера, изыдет, навсегда покинет больное воображение кудесников сценарного ремесла. В противном случае, к размывающим образ русского мужика авторам, есть масса вопросов. Один из них на поверхности - Зачем?
P/S - уважаемые авторы фильма. Хочу спросить - а что стало с кольцом главной героини? У автослесаря осталось? Или вы посвятите этому забытому элементу в вашем сценарии вторую часть фильма? ...