Найти тему
Добраться до вершины

Учителя-роботы - наша будущая реальность?

Оглавление

Я много раз с детьми смотрела мультик "Алиса знает, что делать". Это российский фантастический мультфильм (точнее, мультсериал), снятый по мотивам серии книг Кира Булычева. Так вот учителем детей там был Василий Петрович. Робот. Действия происходят в 2093 году (что уж тут осталось-то!).

Кстати, если не смотрели, посмотрите, милый мультик. Истинокс так вообще душка:)

Василий Петрович просто робот-учитель
Василий Петрович просто робот-учитель
Краткая справка: Василий Петрович-робот-учитель, классный руководитель Алисы Селезнёвой и ее друзей. Обладает энциклопедическими познаниями. Часто ставит двойки. Постоянно подозревает своих учеников в использовании шпаргалок на экзаменах, нередко выгоняет их из класса. Регулярно вызывает родителей Алисы в школу. Любимая фраза - "Неприемлемо!"

А как обстоит дело с этим вопросом сейчас? Давайте посмотрим.

Во время всем известной болезни по всему миру вводилось дистанционное обучение. Перу не стало исключением. И для лучшего усвоения материала учитель из Перу придумал робота-учителя. По задумке изобретателя робот изображает десятилетнюю девочку. Похож?)

Источник: https://www.scidev.net/global/news/robot-hikes-the-andes-to-cross-peru-s-digital-divide/
Источник: https://www.scidev.net/global/news/robot-hikes-the-andes-to-cross-peru-s-digital-divide/

В Перу у 70% населения нет ни электричества в домах, ни тем более интернета. Соответственно все современные технологии им недоступны. Учитель стал экстренно из подручных средств создавать робота. Назвал, кстати, его, точнее ее, Кипи. В качестве подручных средств в ход пошли запчасти от телевизора, радиопластины и тд. Работает робот на солнечной батареи. Кипи оснащена планшетом для просмотра обучающих роликов.

Кипи проводит уроки на открытом воздухе. Рассказывает правила, задает вопросы. Даже ругает учеников, если те не моют руки. И просто общается с ребятами.

В Индии с 2020 года есть свой робот-учитель. Точнее, учительница. Шалу. Обладает искусственным интеллектом. Собрана из отходов. Знает 47 языков. Шалу запоминает и различает людей. Различает эмоции и может вести себя соответствующим образом. Может читать лекции (правда на основе материалов, подготовленных человеком), задавать вопросы и оценивать ответы. Может просто вести простую беседу.

Пока подбирала материал для статьи, нашла публикацию от 2009 года о роботе Джордже, созданном российскими и британскими учеными. Он живет в компьютере и общается с учениками с его помощью. Знает английский язык и общается с учениками на нем. Фактически выполняет функции репетитора по английскому. Только вот незадача. Все ссылки на этого робота несуществующие. Получается, его больше нет. Ну я так поняла.

Кстати, почти про все разработки подобного характера везде написано в будущем времени, а вот в настоящем - практически ничего нет. Нашла, правда, информацию, что в школах США используются в качестве компаньонов школьников (соучеников, цифровых одноклассников).

А возможно ли вообще, чтобы робот стал полноценным учителем?

Ну тихо-тихо, давайте не будем сразу категорично говорить "нет". Давайте дадим бедняжке шанс.

Что же хорошего сможет сделать робот?

  • Бесконечно повторять одно и то же;
Это как в анекдоте:
Учитель говорит другому учителю:
- Ну и класс мне попался! Объясняю теорему - не понимают. Объясняю второй раз. Не понимают! В третий раз объясняю. Сам уже понял. А они не понимают...

  • Воспроизводить материал, подготовленный учителем;
  • Проверять знания учеников с помощью тестов, опять же подготовленных человеком;
  • Привлекать к себе внимание. Может, тогда ученики оторвутся от телефонов?
Разве только в этом заключается роль учителя для ребенка? Ну однозначно этого категорически недостаточно. А вы как считаете?

А так ли они хороши?

Совершенно очевидно, что робот должен хранить некую накапливаемую базу данных о своих подопечных. К человеку-учителю в голову не залезешь, а вот взломать робота вполне возможно.

В разных странах существуют разные особенности поведения. Где-то считается нормальным, например, после урока обнять учителя, а где-то это совершенно неприемлемо.

Конечно, роботы общаются далеко не так, как люди. Даже если очень стараются. Исследования, проведенные в Австралии показали, что ученики таких роботов стали копировать поведение робота. Ну вряд ли это правильно.

Современные дети и так очень мало общаются вживую, особенно вне школы, а если еще вместо учителя будет такая "говорилка-проверялка", то у человечества шансов не будет. Совсем. Это мое мнение.

Интересно почитать ваше мнение по этому поводу!

-3