Спецпроект АНО ЦСНИР «Добропорядок»
Как и чуть меньше 200 лет назад мы решили повторить путь декабристов в ссылку, посмотреть воотчию как повлияло появление столь влиятельных людей на развитие регионов. История даёт нам разные уроки, показывая варианты развития при правильном приложении сил и возможностей.
А что будет если спираль истории снова приведёт столь сильных людей для развития страны?
Мы пока не знаем, но можем посмотреть, как складывался их путь в ссылку.
Поехали!
Подготовка восстания
1825 год ознаменовался периодом муждуцарствия, когда старый император почил, а сложная система прав на престол не дала сразу взойти на трон следующему правителю. На позицию Царя претендовало два брата, Константин и Николай. Этим и решили воспользоваться участники «Южного» и «Северного» сообществ.
Кризис власти после войны 1812 года только усилил настроения перемен в императорской власти. И за пару десятков лет было организовано множество тайных сообществ дворян и сочувствующих.
В итоге 27 ноября (9 декабря) 1825 года население было приведено к присяге Константину. Формально в России появился новый император, было даже отчеканено несколько монет с его изображением. Константин престола не принимал, но и формально не отказывался от него в качестве императора. Создалось двусмысленное и крайне напряжённое положение междуцарствия. Николай решился объявить себя императором. На 14 декабря 1825 года была назначена вторая присяга — «переприсяга». Наступил момент, которого ждали декабристы — смена власти. Члены тайного общества решили выступать.
В дальнейшем, примерно через 100 лет идеи «Южного» и «Северного» сообществ были всё же воплощены в жизнь, но уже большевиками и меньшевиками соответственно. Различия были простые: южане взяли за основу «русскую правду» и выступали за физическую расправу над императором, наделением крестьян землей, организацию временного правительства (ничего не напоминает?), «северяне» со своей «конституцией» выступали за организацию федеративного государства по примеру северо – американских штатов. (да, да, тех самых)
Санкт - Петербург
В итоге восстание состоялось, на той самой сенатской площади Санкт – Петербурга, перед зданием тогдашнего Сената и Синода, но! Вмешалось очень много обстоятельств, которые в итоге привели к многочисленным жертвам и последующей ссылки всех организаторов заговора.
Во время восстания в рядах революционеров не было согласованности в действиях, но, по заверениям современников, тогдашние петербуржцы, собравшиеся вокруг площади, в количестве нескольких десятков тысяч человек сочувствовали членам тайного общества, как, впрочем и многие жители остальной страны, но всё по порядку.
Итак, восстание подавили…
Манифестом 1 (13) июня 1826 года учреждён Верховный уголовный суд из трёх государственных сословий: Государственного совета, Сената и Синода, с присоединением к ним «нескольких особ из высших воинских и гражданских чиновников». Всего к следствию было привлечено 579 человек. Признаны виновными 287. 120 человек из числа декабристов приговорены сосланы на каторгу или на поселение в Сибирь, за исключением 5-х повешенных (тут мнения расходятся, что их должно было быть 6, но в итоге в целом повесили только 4-х… в общем с учётом того, что подобная казнь была самым большим позором для дворянина, сколько в итоге было наказано неважно, главное сам факт казни «недостойный благородных кровей»)
В ожидании наказания и перед ссылкой декабристы содержались в перевалочной тюрьме Санкт – Петербурга, которая располагалась напротив сегодняшней Мариинки (ком. - название театра НЕ пересекается с городом Мариинском, с которым судьба также свяжет декабристов, но это предмет совершенно другой истории, театр назван в честь императрицы Марии Александровны)
В редакторе видеозапись не воспроизводится
3:12
На следующий день после казни весь Петербург собрался на молебен. Горожане благодарили Бога за избавление «от неистовствующей крамолы». Сенатскую площадь, где пролилась кровь, окропили святой водой. Вечером один священник тихо отслужил в Казанском соборе панихиду по казнённым. Это был духовник декабристов Пётр Мысловский.
Валдай
«Он сделался утешителем, ангелом-хранителем наших матерей, сестёр и детей, сообщая им известия о нас», — рассказывал о батюшке соратник Пестеля Николай Лорер.
Пётр Мысловский был потомственным священником, родом с Валдая (поэтому мы добавили эту точку к маршруту, духовенство очень сильно связанная структура), окончил семинарию и к моменту восстания уже более 20 лет служил в Казанском соборе. Общение с декабристами стало значительным событием в его жизни. Он собирался написать воспоминания, но не успел. Остались его письма и добрые отзывы о нём в мемуарах ссыльных.
В редакторе видеозапись не воспроизводится
5:00
Он продолжал помогать семьям заключённых, передавал им пожертвования. Помогал семьям декабристов и Николай I: по его указанию им назначали пенсии, пособия, детей устраивали в престижные учебные заведения. Делалось это в тайне, и в советское время об этом не писали. Умер отец Пётр в 1846 году.
Москва
Маршрут следования осужденных декабристов держался в строгой тайне. Не случайно военный министр Татищев сообщал губернаторам северных губерний: «Государю Императору угодно, чтобы отправление преступников к местам их назначения производилось ночью и по секрету, чтобы никто из них не был посылаем через Москву, чтобы следуемые в Сибирь были отправлены по Ярославскому тракту, и, наконец, чтобы маршруты их следствия не были никому сообщены». Путь декабристов пролегал через следующие населенные пункты: Шлиссельбург, Ладога, Кострома, Рыбинск, Ярославль, Макарьев, Орлов, Вятка, Слободской, Глазов, Дебесы, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Камышлов, Тюмень
Несмотря на то, что было дано указание избегать больших городов и Москвы особенно, часть семей декабристов жила именно в этом стольном граде и отправилась за своими мужьями и отцами по другому маршруту. А участников «Южного» сообщества транспортировать через Санкт - Петербург было, как минимум, не выгодно (см. карту в начале)
Сам же город сыграл не последнюю роль в возникновении обоих тайных сообществ.
В редакторе видеозапись не воспроизводится
0:19
Нижний Новгород
Несмотря на то, что самих декабристов везли в ссылку по «северному тракту», который огибал большую часть больших городов, как уже упоминалось за самими декабристами последовали их жены с семьями.
Правда здесь у них выбор был не самый большой, так как это было единственное условие для сохранения титула и жалования за их женами, что в свою очередь сильно бы сказалось на дальнейшей жизни дам, привыкшей к определенному уровню комфорта.
Так было и с княжной Трубецкой, которая в последствии сыграет одну из главных ролей в коммуникации «отверженных» дворян со своим старым миром.
В редакторе видеозапись не воспроизводится
5:09
Казань
Несмотря на то, что многие декабристы были сосланы в Сибирь, если вы обратили внимание из 256 человек больше половины получили другую повинность. Ссылка и каторга для них была заменена военной службой на южных границах Российской империи. На службу во славу императора осужденные отправлялись через Казань, как через основной перевалочный пункт перед продолжением пути на Урал и в Сибирь. Для многих этот город стал последним крупным поселением.
В редакторе видеозапись не воспроизводится
4:09
Екатеринбург
Но! Вернемся на путь ссыльных декабристов.
Екатеринбург был одним из крупнейших этапных пунктов, через который декабристы следовали в сибирскую ссылку. В нем сохранились здания, где останавливались ссыльные. Это, прежде всего, усадьба казенной почтовой станции. Здесь отмечались подорожные документы, менялись лошади и отдыхали пассажиры, пользовавшиеся казенным транспортом.
В 1826 году станция помещалась, как об этом свидетельствовал современник, «в Колобовской улице во флигеле при доме Гилевых». Современный адрес усадьбы и еще недавно существовавшего флигеля — улица Толмачева, 27. Сюда-то летом 1826 года и начали прибывать почтовые тройки с необычайными пассажирами. На каждой подводе сидели люди, закованные в ножные кандалы. С необыкновенной поспешностью везли их в сибирскую ссылку. Поэтому и останавливались они в Екатеринбургской казенной «почтовой конторе», которая к тюремному ведомству никакого отношения не имела.
В редакторе видеозапись не воспроизводится
2:55
Большинство ссыльных, оставивших воспоминания о своем пути в Сибирь, лишь упоминало о проезде через город. Но то немногое, что написано о пребывании декабристов в Екатеринбурге, свидетельствует о глубоком уважении простых людей к декабристам и стремлении посильно облегчить их участь.
М. И. Муравьев-Апостол писал: «Хотя положение наше не предвещало нам радостей, но, тронутые неожиданным участием добрых людей, вовсе нам чуждых, мы забыли на час свое горе и от всей души заявили признательность свою за необъяснимое для нас радушие приема».
В последствии многие декабристы вернулись в город, либо выбирали маршрут через него для своего возвращения.
В городе есть даже мост декабристов через реку Исеть
Здесь же почти через 100 лет произойдёт другое трагическое событие – «расстрел царской семьи», но, опять же, это совсем другая история.
Тюмень…
Несмотря на то, что сам город мы проезжали ночью, возможно также как и многие ссыльные декабристы, на подъезде к нему даже сама атмосфера меняется. Не зря Тюмень называют «Воротами в Сибирь».
Сам город опять же остался перевалочным пунктом для декабристов, а вот соседний с ним Ялуторовск, в последствии станет также одним из ключевых центров для ссыльных
Омск
Сибирь изначально была местом не только заключения, но и большей «вольности», так как сама атмосфера, жесткие условия, а также сильное отдаление от центра также способствовала большим вольностям.
С июля 1826 года осуждённых в ссылку и на поселение стали отправлять в Сибирь. Путь проходил по Московско-Сибирскому тракту (часть его проходила и по территории современной Омской области). Всех осуждённых везли через Тобольск, где они получали своё дальнейшее назначение. В пределах Западной Сибири распределением декабристов на поселение и наблюдением за ними ведали генерал-губернатор и Главное управление Западной Сибири. 10 августа 1826 года в Омск были доставлены первые декабристы.
Памятником пребывания декабристов в Омске является большой каменный дом на углу улиц Интернациональной и Красного Пути (начало постройки этого дома относится к 1836 г.). В 1839 г. в нём было размещено главное управление Западной Сибири и пограничное управление сибирских киргизов. В числе служащих этих учреждений состояли и бывшие на поселении декабристы. (памятная табличка находится на здании и сейчас)
В редакторе видеозапись не воспроизводится
3:14
Памятником пребывания декабристов в Омске является большой каменный дом на углу улиц Интернациональной и Красного Пути (начало постройки этого дома относится к 1836 г.). В 1839 г. в нём было размещено главное управление Западной Сибири и пограничное управление сибирских киргизов. В числе служащих этих учреждений состояли и бывшие на поселении декабристы.
В Омск 14 мая 1846 года после многолетних каторжных работ прибыл Николай Басаргин. Он участник Южного общества декабристов, приговорённый к политической казни и ссылке на каторгу. Работал на Нерчинских рудниках. Басаргина считают крупным исследователем экономики Западной Сибири.
Кемерово
Помните мы уже упоминали про Мариинск? Так вот он как раз становится городом, в котором проходила каторга многих декабристов, здесь они работали на рудниках, оставив остатки своего здоровья этим суровым землям. Но именно благодаря им, в последствии, «кемска волость» получит и своё развитие. Декабристы не забудут лишения и тяготы мест заключения и постараются улучшить состояние в регионе, который станет для них родным.
https://vk.com/clips/agorx?z=clip1194231_456239346
В редакторе видеозапись не воспроизводится
Красноярск
Вообще в Сибири очень любили декабристов, они оказали большое влияние на развитие всего региона и Красноярска в целом. Например, один из декабристов, Митьков Михаил Фотиевич, принёс искусство наблюдения за погодой в Сибири:
В редакторе видеозапись не воспроизводится
2:59
Даже через 100 лет его наблюдениями пользовались уже при советской власти!
Ссылку отбывал сначала в с. Ольхинское Иркутского округа, в 1836 г. переведен в Красноярск. Занимался цветоводством, философией, собрал большую библиотеку, доступную для публичного пользования. Первым на Енисее начал метеорологические наблюдения, в течение десяти лет вёл ежедневные наблюдения. Вероятно, Митьков проводил метеорологические наблюдения по просьбе академика Купфера. Купфер обработал и подготовил к печати наблюдения Митькова. В 1866 году они были опубликованы в прибавлении к «Своду наблюдений, произведенных в Главной физической и подчиненных ей обсерваториях за 1861 год». Наблюдения Митькова использовались в трудах климатологов и метеорологов.
Музыку и образование для горожан привезли с собой члены семейства Давыдовых.
Глава семейства Давыдов Василий Львович как истинный член тайного общества организовал в своём доме классы для своих детей, где обучал и детей других горожан продвигая просвещение в массы, вот таким вот обходным путём. От местных жителей Давыдов получил прозвища «Властитель дум», «Короб просвещения». Программа домашней школы Давыдова позже стала основой для программы обучения Красноярской мужской гимназии.
В Сибирь из родового имения Давыдовых по запросу двигалась провизия, книги из библиотеки, считавшейся настоящим достоянием, а также радость Александры Ивановны – клавесин. Ничего подобного из музыкальных инструментов в Красноярске ещё не было, что дало толчок для последующего приобретения этого предшественника фортепиано в богатых семьях горожан, желающих жить красиво и по-столичному.
С появлением волшебных клавишей дом Давыдовых, снимаемый на первых порах, превратился в настоящий музыкальный салон, средоточие культурной жизни. Жилище поселенца нередко переполнялось гостями, а городская молодежь предпочитала отдыхать и веселиться.
Иркутск
По сути Иркутск становится практически финальной точкой для декабристов перед Читой, Барнаулом, Северо - Байкальском и т.д. - местами финального отбытия на каторгу. Исторически он становится и центром коммуникации декабристов.
Первые четырнадцать декабристов были отправлены по этапу в Иркутск в ночь на 21 и 23 июля 1826 года. До Иркутска из Петропавловской крепости Петербурга они добирались 37 дней. Причем почти весь путь им пришлось проделать, не снимая кандалов.
И. Заикин, А. Муравьев, В. Давыдов, Е. Оболенский, А. Якубович, С. Трубецкой, С. Волконский, братья Андрей и Петр Борисовы, А. Веденяпин, С. Краснокутский, Н. Чижов, В. Голицын, М. Назимов – вот имена первых декабристов, прибывших в начале осени в иркутскую ссылку.
Их прибытие держалось в строжайшем секрете. Тем не менее к встрече декабристов в Иркутске готовились заранее, и не только городские власти. О прибытии «политических» прознали представители филиала томской масонской ложи, которая существовала в Иркутске. Потому иркутские масоны с нетерпением ждали первую партию ссыльных и сделали все, чтобы к их прибытию у Московских ворот собралась приличная толпа. Иркутяне, несмотря на строжайший запрет и секретность, пришли поглазеть на участников восстания на Сенатской площади.
Так как коммуникации со «старым миром» были запрещены для ссыльных дворян, приходилось находить обходные пути…
Большое влияние оказали «государственные преступники» и на развитие культуры в Сибири. Именно с появлением здесь этих высокообразованных людей у сибирской молодежи появилась «тяга к учебе» и «стремление в университеты». Вошли в моду чтение, подписка на газеты и журналы, устройство литературных и музыкальных вечеров, посещение театра. В доме Волконских репетировали и ставили спектакли. С открытием в Иркутске театра его постоянными зрителями стали семьи Трубецких и Волконских.
С 1847 г. дом Волконских становится культурным центром Иркутска, а его хозяйка – законодательницей такой необходимой для сибирского города моды на образование, литературно-художественную деятельность, осмысленный, интеллектуальный досуг. В салоне жены «государственного преступника» иркутяне узнавали последние литературные новости, знакомились с классической музыкой, обсуждали спектакли, увиденные в местном театре и поставленные стараниями доморощенных артистов – гимназических друзей сына хозяев Миши. Сам С.Г. Волконский в Сибири увлекся сельским хозяйством, и среди его новых друзей было немало «подгородных крестьян». Семья Волконских проживала в этом доме до амнистии 1856 года.
Судьба второго именитого семейства Трубецких складывается не менее трагично:
В середине сентября они были в Иркутске. Здесь уже стояла зима: лежал снег, мороз доходил до пятнадцати градусов. В Иркутской тюрьме Трубецкой впервые после долгого перерыва увидел жену. Гремя кандалами, Сергей Петрович бросился к Екатерине Ивановне. Слезы брызнули у него из глаз: он даже и надеяться не мог на такое счастье: «Катюша, родная!».
Трубецкая покупала на свои деньги для заключенных продукты, писала от их имени письма домой (каторжникам не разрешалось вести переписку).
После каторги вернувшись с мужем в Иркутск, была любима горожанами за открытый характер и отзывчивый нрав.
Умерла Екатерина Ивановна 14 октября 1854 года в Иркутске, от туберкулеза. Ее хоронил весь город; сибиряки любили эту женщину, преклонялись перед ее мужеством, стойкостью, бескорыстием.
В Иркутске существует один из самых лучших музеев по тематике декабристов, ученые собрали практически полное собрание сочинений о Сибири и жизни этих людей, которые оказали поистине великое влияние на развитие всего региона.
Само путешествие у нас, при условии наличия дорог и возможностей заняло почти две недели. И это при условии того, что часть городов не вошли в маршрут, т.к. надо было выбирать следуем мы северным или южным путём ссылки.
Тем не менее это только первый спецпроект - репортаж, который мы собрали в рамках глобального проекта «Твоя малая Родина», чтобы показать, что любой уголок нашей необъятной Родины может стать родным, если приложить достаточно усилий и понимания!
#твоямалаяродина #сторигора #добропорядок